Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. презентация

Содержание

Основные функции речи Межиндивидуальная функция. Внутрииндивидуальная функция. Общечеловеческая функция.

Слайд 1Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей

с общим недоразвитием речи.

Слайд 2Основные функции речи
Межиндивидуальная функция.
Внутрииндивидуальная функция.
Общечеловеческая функция.


Слайд 3Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:
развернутость,
произвольность,
логичность,
непрерываемость,
программированность.


Слайд 4 Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:
недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между

событиями,
узкое восприятие действительности,
нехватка речевых средств,
трудности планирования монолога.


Слайд 5Факторы, облегчающие и направляющие процесс становления связной речи
наглядность;
моделирование плана высказывания.


Слайд 6Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы в старшей группе:
Воспроизведение рассказа,

составленного по следам демонстрируемого действия.
Составление рассказа по демонстрируемому действию.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (компьютера, магнитной доски и т.д.) Чтение рассказа сопровождается последовательным показом персонажей.
Пересказ с использованием сюжетных картинок.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
«Пересказ с картинками» Повтор каждого предложения с заменой картинки на слово.


Слайд 7Экспериментальные данные подтверждают, что при описании и сравнении предметов и объектов

дети испытывают затруднения, связанные:

с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;
установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
удержанием в памяти этой последовательности.


Слайд 8При проведении фронтальных занятий по формированию связной речи Т. А. Ткаченко

предлагает учитывать следующие принципы:

Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала.
Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой группы), но только на уровне фразовых ответов.
Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.
Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой группы на индивидуальные логопедические занятия.


Слайд 9В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи Т.А.

Ткаченко советует вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи (это касается старших групп). Ими могут быть:

Чтение и разбор коротких рассказов и сказок.
Рассматривание сюжетных картинок.
Рассматривание объектов и предметов.
Беседа по картине, а так же можно использовать те виды работ для логопеда, указанные выше.


Слайд 10Виды творческого рассказывания
Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Составление рассказа с заменой

объекта.
Составление рассказа с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предыдущих событий.
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
Составление рассказа с добавлением объекта.
Составление рассказа с добавлением действующего лица.
Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
Составление рассказа с изменением результата действия.
Составление рассказа со сменой времени действия.


Слайд 11Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит

из 6 этапов:

1. Анализ содержания картины.
Начальный этап работы по картине включает в себя установление:
места действия,
времени действия,
свойств объектов и предметов,
целей действия каждого персонажа,
причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.


Слайд 122. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Большое значение для воспитания

навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:
интереса,
внимания,
памяти,
инициативы,
воображения,
мышления и др.


Слайд 133. Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа – на доступном

материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.


Слайд 144. Планирование творческого рассказа
трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания,
обсуждение

замысла,
выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
составление предикативной цепочки (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемым ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),
построение плана изложения (можно в графическом варианте),
установлениие объекта для прямой речи,
придумывание заголовка к рассказу.

Слайд 155. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.
Качество речи

при составлении творческого рассказа определяется наличием:
точных слов,
образных сравнений,
грамотных, четких предложений,
связей предложения и частей рассказа,
выразительности,
интонирования,
акцентирования наиболее знакомых слов,
плавности речи,
фонетической четкости каждой фразы.


Слайд 166. Анализ и оценка творческого рассказа.
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в

соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика