Основы религиозных культур и светской этики Учебный модульОсновы иудейской культуры (Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.) презентация

Содержание

Слайд 1«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

(Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.)

(обзор содержания уроков)


Слайд 2Урок 1.Россия – наша Родина
Окружающий мир человека:
- материальный
- духовный (мир культуры)


Духовный мир – человек - внутренний мир (душа)

Культурные традиции:
- религиозные культуры;
- морально-этические нормы;
Ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.

Слайд 3Урок 2.Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
? Как иудейская

традиция представляет Бога
? Почему иудаизм – религия евреев.
Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия
В иудейской традиции Бог –творец Вселенной, господствует над всем; неподвластен никаким законам, его имя произносят через отрицание (не ест, не пьет, безгрешен…), изображения запрещены, называют Ашем (Имя), Царь, Учитель…
Иудаизм –религия евреев (с греч. –йудаисмос): еврей –национальность, иудей – вера. Основа иудаизма – учение о богоизбранности еврейского народа, призванного служить образцом для всех; но при условии соблюдения им заповедей и запретов.
Понятия культуры и религии.
 


Слайд 4Урок 3.Тора –главная книга иудаизма. Сущность Торы.
?Что такое Тора;
?Как называются книги

Торы;
?Сколько заповедей содержит Тора.

Тора означает «учение», состоит из 5 книг (Пятикнижие): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Слова Торы – слова Бога.
Тора:
рассказывает о сотворении мира и начальной еврейской истории;
- это главный иудейский Закон: устанавливает нормы и правила поведения;
Тора содержит 613 заповедей, которые приближают еврея к Богу;
Золотое правило Гиллеля: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование».



Слайд 5Урок 4.Письменная и устная Тора. Классические тексты иудаизма.
? Из каких частей

состоит Тора;
?Почему возникла устная Тора, когда она была записана.

В иудейской традиции Торой называют не только Пятикнижие, но и другие книги.
Письменная Тора - Танах (3 части: Пятикнижие, Пророки и Писания);
Устная Тора – Мишна (свод жизненных правил иудеев, написанных пророками);
Комментарии к Мишне - Гемара.
Мишна и Гемара вместе образуют Талмуд (досл. – «изучение»).
Изучение Торы и Талмуда – одна из главных обязанностей иудея с детских лет.

Слайд 6Урок 5.Патриархи Еврейского народа
? С кого началась история еврейского народа;
?Какую жертву

Авраам готов был принести Богу;
?Откуда пошли 12 колен Израилевых.

История евреев началась с Авраама, его сына Ицхака и сын Ицхака Яакова (праотцы).
Авраам жил в Уре (Месопотамия) , но по велению Бога пришел на землю Ханаан и заключил с Богом Завет: он чтит единого Бога, а Бог передает ему Ханаан в вечное владение.
Испытание Авраама: Бог повелел ему принести в жертву Ицхака, Авраам согласился и только в последний момент вместо мальчика в жертву был принесен барашек.
12 колен Израилевых: 12 детей Яакова родились от двух его жен и наложниц и стали родоначальниками двенадцати еврейских племен.
 

Слайд 7Урок 6. Евреи в Египте
? Кто такой Иосеф;
? Что такое египетский

плен;
? О мальчике по имени Моше - будущем освободителе еврейского народа.

Иосеф - один из 12 сыновей Якова оказался в Египте (стал высоким сановником).
Из-за голода евреи переселились в Египет, Иосеф узнал братьев, выделил хорошие пастбища для скота.
Но фараон обратил всех евреев в рабство (они -другой веры).
В одной еврейской семье родился Моше, его оставили на берегу (тогда новорожденных мальчиков-евреев топили в Ниле), но дочь фараона его спасла и воспитала
В молодые годы Моше вынужден был бежать из Египта (его хотели казнить за убийство надсмотрщика-египтянина).
 


Слайд 8Урок 7. Исход из Египта
? Как Бог заставил фараона отпустить еврейский

народ;
?Каково значение Исхода в еврейской истории.

Исход из Египта возглавил Моше (Моисей);действуя по поручению Бога: он отправился к фараону и потребовал отпустить евреев из Египта, фараон отказался и тогда Бог наслал на египтян десять бедствий (казней египетских)
Исход стал началом формирования евреев в единый народ. Ежегодно в честь Исхода празднуется Песах (от глагола пасах- миновал)
После Исхода, тяжелых и долгих скитаний евреи подошли к горе Синай.


Слайд 9Урок 8.Дарование Торы на горе Синай
? Как и где Бог даровал

евреям Тору;
?Как евреи делали себе идола;
?Почему евреи не сразу вошли в Землю Израиля.

На горе Синай Всевышний даровал евреям Тору: Моисей 40 дней провел на горе, слушая Бога и записывая Тору;
При отсутствии Моисея евреи сделали себе идола – золотого тельца и стали ему поклоняться. Моисей был глубоко возмущен и разбил тельца.
Достигнув границы Обетованной Земли, евреи не решились вступить на нее: боялись погибнуть от руки племен. Бог наказал евреев (за непослушание и неблагодарность) : сорок лет они блуждали в пустыне и только следующее поколение (после смерти Моисея) завоевали свою землю. Вскоре они стали единой еврейской нацией.
 
 


Слайд 10Уроки 9-10. Пророки и праведники в иудейской культуре
? Об иудейских пророках.

О

пророках написано в книге «Пророки».
Первый пророк - Моисей, заключил с Богом Договор (Завет), установил нормы поведения и требовал выполнения заповедей.
Другие пророки давали людям советы, были защитниками иудейской веры.


Слайд 11Урок 11. Храм в жизни иудеев
? Где и когда был построен

храм;
?При каком царе это произошло;
?Кто и когда разрушил Первый и Второй Храм;
?Что такое Стена Плача.

- Первый Храм построен в Иерусалиме во времена правления царя Шломо (Соломона)в середине Х в. до н.э., – стал центром религиозной жизни народа;
(в храме горел светильник (менора -символ иудаизма, национальная и религиозная эмблема), символизирующий Божественный свет;
- Первый Храм разрушил в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор:
- Второй Храм восстановили через 70 лет, он вновь стал центром духовной жизни народа. Но в 70 г. н.э. римские войска разрушили Второй Храм (это событие отмечается днем траура и скорби);
От разрушения уцелела часть стены (Стена Плача);
В ежедневных молитвах евреи просят Всевышнего о восстановлении Храма


Слайд 12Урок 12.Назначение Синагоги и ее устройство
? Что такое синагога;
? Почему синагог

много, а Храм один;
? Как устроена синагога и кто такой раввин.

Синагога (с греч. – собрание или дом собраний.
Первые синагоги возникли после разрушения Первого Храма.
Синагога:
культурный, образовательный и благотворительный центр:
помещение для общественной молитвы;
место для коллективного изучения Торы;
место для проведения собраний и торжеств
Внутреннее устройство: шкаф со свитками с Торой, светильник (нер тамид); возвышение (бима), на которое кладут Тору для чтения;
Главное лицо в синагоге раввин - религиозный руководитель общины со специальным образованием. Священников нет 


Слайд 13Урок 13. Суббота (Шаббат) в иудейской традиции. Субботний ритуал
? О субботе

в жизни евреев;
? О субботнем ритуале.

Шесть дней Всевышний творил Вселенную, растительное царство, животных и человека.
После этого сотворил шаббат - день святости.
Святость Шаббат:
запрет на работу ( 39 запрещенных видов работ);
праздник сопровождается молитвами и обрядами (зажигаются свечи, накрывается стол, ставятся хлеб, вино или виноградный сок, трапеза сопровождается пением (Шалом-алейхем)


Слайд 14Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме
? О главных иудейских

молитвах.

Молитва (на иврите - тфила) – способ обращения иудея с Богом.
Произносимые слова молитвы должны совпадать с мыслями и чувствами;
Смысл молитв: просьбы составляют небольшую часть, в основном – о месте человека в мире, о его связи с Богом;
Молитва может быть индивидуальной и коллективной.

Слайд 15Урок 15. Добро и зло
? Иудейский подход к проблеме добра и

зла.
Один из важнейших принципов иудаизма – признание доброго и злого начала в душе каждого человека.
Противоборство добра и зла идет постоянно, задача иудея свести к минимуму зло в себе.
Уроки 16-17. Творческие работы.



Слайд 16Урок 18. Иудаизм в России
? Об иудаизме на территории Руси-России.

Основные исторические

вехи распространения иудаизма в России;
Наибольший рост численности иудеев начался во второй половине 18 в.(присоединение Польши)
В течение 19-20 вв. Россия входила в число стран с наибольшей численностью евреев.


Слайд 17Урок 19-20. Основные принципы иудаизма

? О заповедях иудаизма.

Главные из них –

десять заповедей, полученных евреями от Бога через Моисея.
Всего насчитывается 613 заповедей (многие из них - основа для обширного религиозного законодательства для многих поколений иудеев.
В тоже время есть попытки более кратко изложить основные принципы иудеев. Один из них: золотое правило Гилеля: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому».


Слайд 18 Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
? О роли милосердия и

благотворительности в иудейской традиции.
Милосердие и забота о слабых – одно из важнейших правил в иудейской среде .
Понятие «благотворительность» в Талмуде обозначается словом «цдака» («справедливость»).
В иудаизме утверждается правило: бедный имеет правило получать, богатый обязан давать.


Слайд 19 Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
? О влиянии религии

на жизнь евреев.

Религией пронизана вся жизнь иудеев.
имеются предписания и запреты на ассортимент питания:кошерная (пригодная, некошерная (непригодная) пища, запрет на совместное употребление мясных и молочных продуктов и др.);
религия отражается на одежде и головных уборах иудея;
имеются правила использования посуды и т.п.


Слайд 20Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме
? Обряды, сопровождающие взросление детей

Еврейские мальчики проходят

обряд обрезания, который осуществляется в знак Завета между Богом и еврейским народом времен Авраама (на 8-й день, тогда же дают имя мальчику);
В 13 лет обряд наступления религиозного совершеннолетия: на мальчика распространяются все иудейские заповеди, правила, установки.
Девочки проходят церемонию совершеннолетия в 12 лет.


Слайд 21 Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и

традицией.

? Чем еврейский дом отличается от других.

У иудеев наличие своего домашнего очага – важнейшая потребность.
В семье очень дорожат такими традициями как шлом – баит ( мир в доме, семейное согласие) и многими другими традициями.
 


Слайд 22Урок 25. Еврейский календарь
?Отличие еврейского календаря от григорианского

У иудеев календарь –

лунно-солнечный (первая ночь еврейского месяца всегда совпадает с новолунием – появлением новой луны);
Год состоит из 12 месяцев, в каждом из них 29 или 30 дней.;
Новый год начинается в сентябре, с праздника Рош а –шана (с иврита - «голова года»);
Исходной датой еврейского календаря служит Сотворение мира (в 3 671 голу до н.э.);
Началом суток считается не утренняя заря, а закат солнца;
Дни недели, кроме субботы, в еврейском календаре называются не понедельник, вторник, а день первый, день второй и т.д.

Слайд 23 Уроки 26-27. Еврейские праздники; их история и традиция
? Рассказывается об иудейских

праздниках и их праздновании.

Праздники описаны в Торе; Новый год (Рош а –шан) празднуется в первые два дня тишрея (сентября). Желают друг другу «сладкого нового года», едят яблоки в меду;
Отмечается немало праздников, связанных с историей еврейского народа


Слайд 24 Уроки 28-29.Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
? О

ценностях семейной жизни

Шлот-баит (семейное согласие) одна из важнейших ценностей в иудаизме.
Очень значима ценность: «чти отца своего и мать свою»
Немало традиций в семейно-брачных отношениях: (обязательны брачные контракты);
Характерная черта еврейского общества – чадолюбие и др.


Слайд 25Урок 30.Любовь и уважение к Отечеству

Духовные традиции России – на основе

ведущих религиозных традиций.
Культура России развивалась, опираясь на разные духовные традиции (православных, исламских, иудейских, буддистских).
Традиции – корни (большие корни – большое дерево)
Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку.
Любовь -основа жизни: к семье, к близким, к народу; к родине.
В основе любви:
бескорыстие к ближнему.
служение на благо людей, на благо Родины.
Любить - значит совершать поступки (малые и большие).
   
 


Слайд 26КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин

ГБОУ ДПО НИРО
603122 Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203
E-mail: histniro@yandex.ru
Телефон: (831) 417-52-17


ГБОУ ДПО НИРО
Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н.
Тел. (831) 417-75-49
E-mail: secr@niro.nnov.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика