ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР презентация

Содержание

Слайд 1ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
Кажаева Мария Вячеславовна


Слайд 2 РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон

связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать; так же religare – восстановление связи, воссоединение). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Слайд 3Главный признак религии -
вера в сверхъестественное.
Но

человек верующий может быть не религиозным, так как религия представляет собой определенную систему.

Слайд 4Структура религии
Вероучение - стройная законченная система религиозных представлений об устройстве мира,

месте человека в этом мире, смысле его жизни и т.д.. Вероучение фиксируется в догмах либо в устной, либо в письменной форме.
Система религиозных действий – культ.
Религиозные организации – определенное количество последователей.

Слайд 5Функции религии
Компенсирующая
Интегрирующая
Регулирующе-контролирующая
Политическая


Слайд 6Классификация религий
Религии могут быть:
монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон

богов);
родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Слайд 7Происхождение религии
Научный подход
М.Вебер считал, что

предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.
К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы.

Религиозный

С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.


Слайд 8Ранние формы религии
Одной из самых ранних форм родоплеменных религий

является тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы.

Слайд 9 В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание

материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами.

Слайд 10 Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые

якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.


Слайд 11 Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее

существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.


Слайд 12Религии Древнего Востока
В тех странах и регионах мира, которые

в своем поступательном развитии перешагнули грань первобытной общины, на первый план вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. Однако более ранние формы религиозности сохранились.

Слайд 13Возникновение Древних религиозных систем
Территория: Нил, Тигр, Ефрат.
Время: IV-III

тыс. до н.э.
Надобщинные политические структуры являли собой небольшие административные города типа городов-государств. В центре поселения находился храм, выстроенный в честь какого-либо божества, являющегося покровителем данной политической структуры. Нередко храм являлся местожительством вождя, пребыванием его административного аппарата, состоявшего в основном из жрецов-чиновников. В храмах были запасы зерна и готовой продукции ремесленников.

Слайд 14 В ранних политических структурах встречался культ, обожествление вождя-символа. Часто

вождь являлся первосвященником.
Даже если Бог – покровитель государства - имел какую-то специализацию, то он все равно заботился о всех сторонах жизни.
Со временем возникает единая система верований

Слайд 15Религиозная система древнего Двуречья
Со сменой государственных образований (Шумер, Аккад,

Ассирия, Вавилония) сменялись и религиозные культы.

Слайд 16 Характерно, что правителей не именовали «сынами богов» (так как

не было деспотии), их сакрализация ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященников или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом.
В Междуречье достаточно легко уживались культы разных Богов.


Слайд 17Пантеон религиозной системы Двуречья
Супружеская пара Ан (бог неба) и

Ки (богиня земли) породили Энлиль (бог воздуха) и Эа/Энки (бог воды), который сотворил первых людей.

Слайд 18 Большинство Шумеро-аккадских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие,

как Эа и Нергал, несли в себе зооморфные черты.

Слайд 19 Священными животными считались бык и змея.
Из древних

шумерских мифов вытекает, что первыми среди богов считался Энлиль, но семь пар великих богов – его родственников - периодически оспаривали его главенство.


Слайд 20 Глава подземного царства – богиня Эрешкигаль. Её смог укротить

только ее муж – бог войны Нергал. Люди попадали в царство мертвых через реку. Цикличность истории о смерти и воскресении - Думузи.
Богиня любви и плодородия – Иштар. В ее культе использовалась храмовая проституция.
Гильгамеш – мифический герой. Миф о потопе.

Слайд 21 Во II тыс. до н.э. главенствующим богом становится покровитель

города Вавилона – Мардук, начинается сакрализация правителя. Разрабатывается система заклинаний и оберегов. У каждого человека появляется личный покровитель.
На службу богам была поставлена магия, астрономия, календарь, письменность.
Но не все стороны жизни обуславливались религиозными представлениями.

Слайд 22Религиозная система древнего Египта
Социально-политическая структура Египта заметно отличалась от

Месопотамии, так как имела четкую централизованную организацию. Уже на рубеже IV-III тыс. до н.э. протогосударства слились в единое государство с общим правителем – фараоном.
В Египте не было традиции существования отдельных городов-государств. Из-за этого обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.

Слайд 23 Также более высокая степень централизации способствовала укреплению власти жрецов,

выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших какому-либо местному богу. Богам приносились огромные жертвы, в их честь строились пышные храмы.
Согласно анимистическим верованиям, после смерти человека его души вели себя по-разному: «ба» - относилась на небо, к солнцу, а «ка» оставалась с телом, причем, от степени сохранности тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и возможность реинкарнации.

Слайд 24 Египетские боги имели немало зооморфных черт:
Гор –

с головой сокола;
Собек – с головой крокодила;
Бастет – с кошачьей головой.

Слайд 25 Священные животные: бык, крокодил, кошка, змея, ибис, жук скарабей.

Главный миф – об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его жене Исиды. Появляется идея о посмертном воздаянии.
Египет пытался реализовать монотеизм: Фараон Аменхотеп IV (XIV в до н.э.) отменил все культы, кроме Атона – бога солнца, но реформа не имела последствий.


Слайд 26Зороастризм – первая пророческая религия
Зороастризм сложился на основе откровения

пророка Заратустры, полученного им от бога Ахура-Мазды.
Жизнь Заратустры датируется от начала II тыс. до н.э. до VI в до н.э.

Слайд 27Пантеон Зороастризма
Ахура-Мазда («владыка Мудрости») – Бог, Творец, Высшая

Всеблагая Личность.
Амэта-Спэнта («бессмертный святой») – семь первых творений созданных Ахура-Маздой. По другой версии Амэта-Спэнта – ипостась Ахура-Мазды.

Слайд 28 Язаты (в узком смысле) – духовные творения Ахура-Мазды более

низкого порядка, покровительствующие различным явлениям в земном мире.
Фравами – небесные покровители праведных личностей.


Слайд 29Зороастризм – религия дуализма
Смысл существования – победа сил добра

над силами зла. Зороастрический дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух.
Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение нравственных правил:
благие мысли,
благие слова,
благие дела.
Спасаются только те, чьи добродетели превышают злодеяния.

Слайд 30Религии России
Мировые религии
Национальные верования
НРД
Языческие верования


Слайд 31СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика