Основы буддийской религии презентация

Содержание

Буддизм одна из древнейших мировых религий формируется в Индии в шраманский период около VI – IV вв. до н. э. основатель Будда Шакьямуни

Слайд 1Основы буддийской религии

лектор: Андрей Владимирович Поповкин
кандидат философских наук,
научный сотрудник ИИАЭ

ДВО РАН,
доцент кафедры теологии и религиоведения ДВФУ
Дополнительные материалы
http://popovkin-av.narod.ru/lecturer.html

Слайд 2Буддизм
одна из древнейших мировых религий

формируется в Индии
в шраманский период около VI

– IV вв. до н. э.

основатель
Будда Шакьямуни

Слайд 3Религии Индии
Арийские верования
Протодравидийские верования
Ведийская религия
(середина II тыс. летия до н.э.)
Брахманизм
Индуизм
Неоиндуизм
Буддизм

(VI в. до н.э.)

Джайнизм

Cикхизм

мусульманство

порождение

реакция

Христианство


Слайд 4Арийское общество
Арии
Брахманы - жрецы
Кшатрии - воины, правители
Вайшья - «свободные пастухи»
Не-арии- дасью

(враги), «те, кто не приносит обетов»
Шудры –слуги
Чандалы – неприкасаемые, те кто нарушает дхарму и их потомки


Слайд 5Ашрамы


Слайд 6«Корни» буддизма
Духовный кризис вызванный осознанием, того что мир есть иллюзия (майя)

и страдание

Экономический кризис варнового общества

«Революция» кшатриев

Слайд 7Жизнеописание Будды
Родился в варне кшатриев в племени Шакья
В 29 лет, после

рождения сына, сделался странствующим монахом
Через 6 лет достиг просветления и изложил свое Учение группе монахов брахманов, совершив первый поворот «Колеса Дхармы»


Слайд 8Буддийская община
Сангха – буддийская община ( в узком смысле - монашеская)
Состоит

из:
монахов (бхикшу) букв. «странник»
послушников (шраманера)
мирян: упасака (муж.), упасика (жен.)


Слайд 9Инициация в буддизме

Обет произносимый при принятии буддизма

Принимаю Будду как прибежище
Принимаю Дхарму

как прибежище
Принимаю Сангху как прибежище

Слайд 10Учение о Чакравартине
Чакравартин (тот, который поворачивает колесо) идеальный правитель, царствование которого возвращает

мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка
Согласно буддийским представлениям человечество проживает три ступени, закономерно сменяющих друг друга:
присутствие закона
искажение закона
отсутствие закона
Правление чакравартинов приводит к очищению мира, давая начало новой эре.
Будда – Чакравартин новой эпохи.


Слайд 11Текстология Буддизма
Трипитака
– «священное Писание» буддистов. Собрание сутр в трех

корзинах.

три варианта Трипитаки
палийская — священная для буддистов-тхеравадинов Ланки, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Камбоджи и Лаоса
китайская — (перевод текстов и формирование Канона в основном завершилось в VII в.) авторитетна для буддистов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама
тибетская — (формирование в основном завершилось в XII — XIII в.) для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы

Слайд 12Основные ветви Буддизма


Слайд 13Основы буддийского учения
Четыре благородные истины
жизнь есть страдание;
существует причина страданий;
можно прекратить страдания;
есть

Путь ведущий к прекращению страданий;
Восьмеричный путь
правильные взгляды (признание 4-х благородных истин);
правильное стремление (желание нирваны);
правильная речь (воздержание от лжи);
правильное поведение (не насение вреда - ахимса);
правильный образ жизни (честный заработок);
правильное усилие (контроль помыслов);
правильное мышление (признание относительности всего сущего, включая себя самого - анатта);
правильное сосредоточение (дхьяна);

Слайд 14ДХАРМА
Дхарма - буддийское учение
Священные тексты буддизма – сутры, содержащие изложение Дхармы
Дхарма

– основной «кирпичик» бытия в его данности сознанию. (Бытие вне связи с сознанием в буддизме не рассматривается)
Все сущее (и сам человек) – суть комбинация дхарм


Слайд 15Сансара и Нирвана
Сансара — состояние в котором живет обычный, не освобожденный

человек. Это процесс конструирования мест, даже целых миров, (что называется"становлением"), а потом блуждания по ним (что называются "рождением")
Нирвана — конец этого процесса конструирования мира.
Слову «нирвана» (ниббана) соответствовал глагол ниббути - "гаснуть как пламя". Полагали, что огонь был в ловушке, привязанный к топливу, которым он питался, а его уход считался освобождением. Погаснуть означало "отвязаться" (освободиться). Полное угасание париниббути означало, что освобожденный человек никогда не попадет в ловушку.


Слайд 16Медитация
Медитация – особое преображение ума ведущее к прямому, целостному, всеохватывающему переживание

абсолютной реальности.
Буддийская медитация – не есть размышление, она скорее созерцание (дхьяна).
Поскольку в буддизме тело так же как и ум считается состоящим из дхарм, буддийская медитация требует не только особого состояния ума, но и особого состояния тела.
Важнейшее внимание в медитации уделяется осознаванию своих умственных, психических и телесных состояний.


Слайд 17Молитва и медитация
Состояния, которые переживает человек в медитации

и в молитве обладают рядом сходных психофизических характеристик.
Медитация - осознанное пребывание в настоящем ( в випассана-медитации человек просто сидит и дышит, медитация заключается в созерцании процесса дыхания и возникающих психофизических состояний).
Молитва есть пребывание в присутствии Бога. Медитация знает только одно присутствие - присутствие медитирующего. Молитва же представляет собой осознанное пребывание в присутствии Бога.
Магическое заклинание - пребывание в присутствии неких духовных сущностей, но объект сосредоточения - желание заклинателя.




Слайд 18Анатта
С метафизической точки зрения индивидуального Я не существует.
Западные буддисты часто

не воспринимают этого метафизически. Они принимают это психологически
В результате развивается псевдобуддийская духовность. Люди там в целом достаточно развили «памятование», но при этом они подавили свои жизненные силы и развили холодное отчужденное осознавание. Они не развили истинного сопричастного осознавания, в котором сплавлены самоосознавание и жизненные силы, жизненность.

Слайд 19Цепь причинно-зависимого происхождения
состоит из двенадцати звеньев (нидан)
I. Прошлая жизнь (точнее,

промежуток между смертью и новым рождением, антарабхава).
Авидья (неведение). Неведение (в смысле непонимания и непрочувствования) четырех Благородных Истин, заблуждение относительно собственной природы и природы существования как такового обусловливает наличие —
Самскары (формирующие факторы, мотивации, базовые подсознательные влечения и импульсы), влекущих умершего к новому переживанию бытия, новому рождению. Промежуточное существование заканчивается, и происходит зачатие новой жизни.
II. Данная жизнь.
Наличие самскар обусловливает появление сознания (виджняна), неоформленного и аморфного. Наличие сознания обусловливает формирование —
Имени и формы (нама-рупа), то есть психофизических характеристик человеческого существа. На основе этих психофизических структур формируются —
Шесть баз (шад аятана), то есть шесть органов, или способностей (индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является манас («ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». В момент рождения шесть органов восприятия приходят в —
Соприкосновение (спарша) с объектами чувственного восприятия, в результате чего возникает —
Чувство (ведана) приятного, неприятного или нейтрального. Чувство приятного и желание вновь испытать его, приводят к появлению —
Влечения, страсти (тришна), тогда как чувство неприятного формирует отвращение. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют —
Упадану (схватывание, привязанность). Влечения и привязанности составляют сущность —
Жизни, сансарического бытия (бхава). Но эта жизнь непременно должна привести к —
III. Следующая жизнь.
Новому рождению (джати), которое в свою очередь непременно закончится —
Старостью и смертью (джала-марана).


Слайд 20Четыре брахма-вихары
Любовь-доброта (Метта, санскр. Майтри)
Сострадание (Каруна)
Сорадование (Мудита)
Невозмутимость (Упеккха)


Слайд 21Майтри
майтри — это любовь, которую человек чувствует по отношению к близкому

и дорогому другу
Есть вполне определенные упражнения и практики для развития майтри, т. е. любви. Их называют майтри-бхавана.

Слайд 22Майтри (метта) бхавана
Приблизительная формула медитации: «Пусть все существа во всех странах света, видимые

и невидимые, близкие и далекие, большие и малые, сильные и слабые, рожденные и только еще ищущие рождения, - будут свободны от вожделения, будут свободны от ненависти, будут свободны от заблуждения, будут счастливы. Пусть все хорошее будет с ними, пусть все хорошее будет со мной.»


Слайд 23Каруна
Сострадание – любовь переходит в сострадание, когда видит страдания любимого.
Некоторые бодхисаттвы

особо воплощают собою сострадание: Авалокитешвара — ≪Владыка, взирающий вниз (в сострадании)≫
≪Если некто имеет простое сострадание скорбям других живых существ, тогда придут и другие духовные качества, достижения и даже самоПросветление≫

Слайд 24Как-то раз Авалокитешвара созерцал скорби живых существ. Он оглядел мир и

узрел, как страдают люди от разных причин: одни безвременно умирают, принимая смерть в огне, при кораблекрушении и от казни, другие страдают внезапной острой болью от тяжелой утраты, потери, болезни, голода и жажды, и в его сердце возникло безмерное сострадание; оно стало так непереносимо мощным, что голова его раскололась на куски. Точнее, она разделилась на одиннадцать частей, ставших одиннадцатью головами, обращенными к одиннадцати направлениям; а тысяча рук протянулись помочь всем страждущим.

Слайд 25Мудита
Сорадование - счастье, которое мы испытываем, когда видим, что другие счастливы
Сорадование,

которое есть сила и которое дает силу, – это высочайшая радость.

Слайд 26Упекха (невозмутимость)
Для ее реализации нужны два прозрения
Первое прозрение: Карма (пали –Камма) -

это утроба, из которой мы появляемся
Второе прозрение: учение Будды о том, что "нет я", анатта.
Невозмутимость - это венец и наивысшая точка четырех возвышенных состояний. невозмутимость включает их в себя и полностью пронизывает их точно так же, как они полностью пронизывают совершенную невозмутимость.

Слайд 27Буддизм и идея Бога
Буддизм признает существование души как психического процесса (сантана)
Буддизм

признает перерождение, но не перевоплощение
Буддизм - учение об освобождении от обусловленности, приписывающее человеку способность своими собственными усилиями достичь наивысшей цели – Нирваны
Нирвана - полное прекращение страдания и окончательное искоренение жадности, злости и заблуждения. Она не пустое место аннигиляции, но «множество дхарм лишенное различения» (Махаяна)
«Нирвана не может быть отождествлена с идей Бога в любых её формах, поскольку не является ни первоисточником, ни постоянной основой, ни сущностью мира». Ньянапоника Тхера


Слайд 28Буддизм и Боги
Буддизм именно религия поскольку краеугольным камнем считается вера (шраддха)

в первоучителя (Будду), открытые им (благородные) истины и указанную им цель (нирвана);
Буддизм ассимилирует местных богов (сначала - ведийских), представляя их приверженцами Будды;
Основные боги ведийского пантеона – олицетворяют степени процесса духовного восхождения личности;
Будда – высшая степень духовного становления человека (в этом смысле он – высшее божество)

Слайд 29Татхагатагарбха
Вместилище Будды

Абсолютная реальность;
Абсолютный Ум (экачитта), порождающий как сансару, так и нирвану.
Ум

Будды пуст (шунья) для сансарического сознания и не пуст (ашунья) сам по себе (для нирванического)

В китайском буддизме сливается со второй версией «Зародыша Будды» в виде синтеза учений Йогачары и Татхагата гарбхи

Зародыш Будды

Каждое живое существо имеет возможность стать Буддой (большинство школ тибетских Махаяны, в т.ч. Гелуг-па)
Все живые существа уже есть Будды. Нужно только это реализовать/осознать.
«Наш собственный ум (читта; семс/синь) и есть Будда»
Живое существо = Будда + клеша; Будда = живое существо - клеша
(Дзог-чэн, китайские школы буддизма)


Слайд 30Тибетский буддизм
Религия Бон (возможно связана с Зороастризмом)
Согласно бонской космологии, мир устроен

из трех сфер: небесная область богов - белого цвета, земная область людей - красного цвета и нижний мир водяных духов - синего цвета. Мистическое дерево прорастает сквозь все три вселенные и является путем, по которому миры сносятся между собой;
Все миры населены духами и основная задача жрецов – их умиротворение;
Присутствуют представление о высших богах, о Добре и Зле (зороастризм?)
Модификация буддизма в Тибете:
буддизм поддерживали и продвигали правители
Местное население и аристократия сохраняли верность Бонпо
тогда была предложена концепция, согласно которой человек, жертвовавший своим будущим блаженством ради сегодняшней победы Буддизма, достоин поклонения и почитания наряду с совершеннейшими из людей – бодхисатвами
Такие люди были названы дхармапалы – хранители веры, им разрешалось в этой жизни и пролитие крови, и общение с женщинами, и роскошь, лишь бы они, охранив от врагов "Закон", дали возможность своим современникам беспрепятственно вступить на "Путь". Не исключалась возможность специального воплощения (аватара) доброго бодхисатвы в гневной ипостаси для борьбы с врагами веры

Слайд 31Иволгинский дацан
был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито

Хамбо ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский Университет, где ведется обучение хувараков-послушников.

Даша Доржо Итигэлов на троне Пандито Хамбо лам (правая рука сложена в жесте проповеди Учения, в другой держит Дхармачакру. Снизу окружен Защитниками Учения. Работа выполнена на факультете буддийской иконографии Буддийского Университета "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева).


Слайд 32Дальневосточный буддизм
Активно взаимодействовал с Даосизмом
В Китае был религией маргиналов – не

принимался господствующей государственной религией – конфуцианством;
Основные школы:
Чань (Дзен) основное внимание уделяет практическим методам достижения просветления, но унаследовал глубоко разработанную доктрину школы Хуаянь
Школа Будды–Амитабхи (школа Чистой земли)

Слайд 33гипотеза свт. Николая Японского

В Дзен-буддизме «человек берет лишь на себя своими

силами, лишь по примету Будды, а не при содействии его, достигнуть верховного блаженства».
В буддизме «Чистой земли» главенствует «учение о любвеобильности Будды, готовности его спасать человека по первому призыву, о недостаточности собственных сил человека для спасения и о благодати…»

Слайд 34Современный буддизм. Необуддизм.
На Западе популярен
Дзен
Тантрический буддизм
Некоторые формы Тибетского буддизма (Карма кагью,

Калачакра и т.п.)
Рёрихианство – неоязыческая синтетическая религия (соединение теософии, оккультизма и тибетского буддизма)



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика