Слайд 1заместитель директора по УВР, педагог-психолог
Гусева Екатерина Ивановна
8.10.2013г.
Основные показатели готовности ребёнка
к школе
Слайд 2Актуальность темы:
В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения
известно, что более 70% детей не готовы к обучению в школе. Более 50% детей отстают в учебе, не справляются с программой из-за несформированности памяти, внимания, произвольных форм деятельности, зрительно-пространственного восприятия, речи, наглядно-действенного мышления и др.
Слайд 3Развитие мозга ребенка в онтогенезе
Развитие мозга характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Минимальные
мозговые нарушения, чаще всего начинают проявлять себя при возрастании интеллектуальной нагрузки на ребенка в 6-7 лет.
Слайд 4Что это за дети?
Дети, не имеющие клинических диагнозов, но демонстрирующие выраженные
признаки дизадаптивного поведения и трудности обучения.
Слайд 5Причины:
Внутриутробное и (или) возникшее в младенчестве нарушение определенных структур мозга (в
первую очередь стволовых).
Слайд 6Причины:
Специфика социокультурной современной ситуации (отсутствие игровой деятельности, подмена живого общения компьютером),
экология.
Слайд 7Консультация психолога необходима, если:
Слайд 8 Если ребёнок
- получил родовую травму;
- имел
травмы головы;
- мало ползал или не ползал совсем;
- часто болел;
- имеет повышенный или пониженный тонус мышц;
- родился с помощью кесарева сечения;
- было обвитие пуповиной.
Слайд 9На данный момент ребёнок:
- медлителен или излишне активен;
- не
реагирует на замечание взрослых;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- невнимателен, часто отвлекается;
- быстро устаёт;
- пишет зеркально буквы;
- не может описать картинку, скопировать рисунок;
- с трудом высиживает более 15 минут на одном месте.
Слайд 10Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее
сформировать?
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
Слайд 11Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации
Наличие у ребенка познавательных интересов:
любит книги;
любит решать задачи, кроссворды и другие интеллектуальные задания;
задает много вопросов, заинтересованно слушает ответ.
Слайд 12Произвольное поведение, позволяющее ребенку выполнять требования учителя
Слабое развитие произвольного поведения
проявляется в том, что ребенок:
- не слушает взрослого, не выполняет требований;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Слайд 13Интеллектуальное развитие
Умеет обобщать;
Классифицировать;
Ориентируется в окружающем мире.
Рекомендация: для развития обобщения с детьми
необходимо играть в развивающие игры, например, лото. Ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
Слайд 14Развитие фонематического слуха
Способность слышать отдельные звуки в слове.
Для чего нужен
первокласснику хороший фонематический слух?
Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Слайд 15Коммуникативная готовность
Это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими
людьми:
играть и общаться с детьми;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Слайд 16Мелкая моторика рук
Развивая её, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим
руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей.
Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
«Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)