Основные направления совершенствования качества рабочей силы презентация

Содержание

Ретроспектива разработки профессиональных стандартов Начало разработок профессиональных стандартов (ПС) с 1998 г.: индустрия туризма - 1999 г., менеджер инновационной

Слайд 1Основные направления совершенствования качества рабочей силы
Машукова Наталья Дмитриевна -
директор Центра

развития профессиональных квалификаций
НИУ ВШЭ, к.э.н.

E-mail nmashukova @hse.ru т. (495) 621-71-85


Слайд 2Ретроспектива разработки профессиональных стандартов
Начало разработок профессиональных

стандартов (ПС) с 1998 г.:

индустрия туризма - 1999 г.,
менеджер инновационной деятельности - 2002 г.,
преподаватель профессионального обучения - 2003 г.,
менеджер в сфере здравоохранения - 2003 г.,
индустрия питания – 2003 г.
специалист сухого строительства – 2004 г.
авиаконструирование - 2006-2007 гг.,
информационные технологии - 2006-2007 гг.
атомная отрасль - 2007 г.
управление государственными и муниципальными заказами –2007 г.
финансовое консультирование - 2007 - 2008г.
машиностроение - 2008 г.
металлургия – 2008 г.
социально значимая отрасль -2009 г.
авиаконструирование - 2010 г.
автомобилестроение – 2011 г.



Слайд 3Основные проблемы развития качества трудовых ресурсов
Новые экономические условия формируют конкурентную среду

и стимулируют ускорение научно-технического прогресса, процесса вывода на рынок новых продуктов, техники и технологий
Рынок труда востребовал высококвалифицированных специалистов, как по традиционным профессиям, так и принципиально новым, не имеющим отечественных аналогов
Эволюция профессий и квалификаций потребовала нового подхода к их классификации, актуализации и описанию с учетом требований к компетенциям по квалификационным уровням
Выявился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда
Переход на инновационный путь развития в большинстве отраслей экономики, ускоряющийся рост производства наукоемкой продукции, стимулирует потребности в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечивать реализацию таких проектов
Нормативная база в сфере труда не актуализирована в соответствии с требованиями новых экономических условий



Слайд 4Основные тенденции формирования системы профессиональных стандартов


Слайд 5Основные принципы формирования профессиональных стандартов


Слайд 6 Пример государственно-частного партнерства по формированию системы профессиональных квалификаций отрасли автомобилестроения
По

заказу Минпромторга России и Объединения автопроизводителей России в 2011г. в реализации НИР «Разработка концепции программы кадрового обеспечения Стратегии автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, включая создание профессионально-квалификационной структуры отрасли и профессиональных стандартов» приняли участие ряд организаций автомобилестроения:
ОАО «АВТОВАЗ»;
«Группа ГАЗ»;
ОАО «КАМАЗ»;
ОАО «СОЛЛЕРС»;
ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус»

Слайд 7Профессиональный стандарт как инструмент развития профессиональных квалификаций
Профессиональный стандарт – документ, отражающий

минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Требования включают функциональные обязанности как совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, которые должны выполняться работником при осуществлении трудовых функций и могут использоваться для оценки его профессиональной компетентности, способствовать мобильности на рынке труда.
ПС - продукт коллективной деятельности специалистов организаций, объединенных по видам экономической деятельности,.
ПС применяется всеми заинтересованными сторонами: работодателем, работником и системой профессионального образования и обучения.

Слайд 8Схема разработки ПС
Разработка анкеты для формирования ПС
Анкетирование
респондентов
Обработка статистических данных


по результатам анкетирования

Апробация
первой версии ПС

Разработка первой версии ПС

Анкетирование
респондентов

Анкетирование
респондентов

Апробация
первой версии ПС

Апробация
первой версии ПС

Разработка второй версии ПС

Согласование и подготовка
заключительной версии ПС














Слайд 9



Уровни профессиональных квалификаций по ВЭД








ПК, ПП,
сертификация






ПК, ПП,
сертификация



ПК, ПП
сертификация


В/О, ПК, ПП
сертификация





СПО,ПК,ПП
сертификация





НПО, ПК сертификация










Хnкв.
уровень


IY квалиф.
уровень

III квалиф.
уровень


II квалиф. уровень


I квалиф. уровень


Начальный квалиф. уровень


Слайд 10Уровни РСК, базирующиеся на основе результатов, полученных в процессе обследований


Личностные и профессиональные компетенции


Слайд 11Восемь уровней ЕКР, базирующейся на основе результатов, полученных в процессе образования

Личностные и профессиональные компетенции

Слайд 12Схема формирования рамочной структуры квалификаций

Национальная рамка квалификаций

Система квалификаций выпускников образовательных учреждений
Система

квалификаций
сферы образования

Система квалификаций, формируемая рынком труда
(ОРК)


Слайд 13Профессионально-квалификационная структура
Профессионально-квалификационная структура (ПКС) – совокупность профессий, ранжированных по квалификационным

уровням и описаний соответствующих им общих требований с учетом основных направлений профессиональной деятельности

Слайд 14Схема разработки ПКС автомобилестроительной отрасли


Слайд 15Профессионально-квалификационная структура автомобилестроения
(+) – обозначение наличия квалификационного уровня профессии


Слайд 16Основные тенденции формирования ПКС
Отраслевая структура профессиональных квалификаций формируется в организациях, объединенных

по виду экономической деятельности (ВЭД)
Наукоемкие отрасли экономики задают максимальное количество квалификационных уровней, соответствующих их научному потенциалу и социально-экономическому развитию
Рамочная структура квалификаций формируется как механизм взаимодействия систем квалификаций сфер труда и образования
Рамочная структура квалификаций закладывает основу для обеспечения взаимосвязи и признания профессиональных квалификаций на внутреннем и внешнем рынках труда



Слайд 17Результат построения ПКС отрасли автомобилестроения
Построена ПКС в соответствии с жизненным

циклом изделия.
ПКС представляет собой перечень из 21 профессии, ранжированный по квалификационным уровням и включающий 266 должностей

Слайд 18Схема формирования профессиональных квалификаций по уровням и по видам экономической деятельности


Слайд 19
Сфера применения

профессиональных стандартов

Организации

внутренний аудит компетенций персонала и построение профессионально-квалификационной структуры организации в соответствии с производственными целями;
наем и мотивация персонала;
совершенствование организационной структуры;
формирование новых компетенций;
формирование программ (модулей) внутрифирменного обучения;
организация и проведение сертификации персонала, выпускников ОУ;
формирование отраслевого классификатора профессий;
достижение качества труда персоналом организации и конкурентоспособность на рынке продукции и услуг

Работник
построение профессиональной карьеры;
повышение производительности труда, профессиональная мотивация;
активное участие в повышении квалификации;
принятие на себя ответственности в рамках профессиональной компетентности;
достижение качества труда и конкурентоспособность


Слайд 20Сфера применения профессиональных стандартов

Образование и обучение

актуализация программ обучения в соответствии с

требованиями работодателей;
повышение квалификации преподавателей;
участие в системе внутрифирменного обучения персонала;
разработка учебных модулей при появлении новых профессиональных компетенций;
участие в системе сертификации персонала в качестве экспертов;
гармонизация групп профессий и соответствующих им специальностей (направлений подготовки);
достижение результативности образования и обучения


Слайд 21Профессиональный стандарт как инструмент взаимодействия сфер труда и образования

Работодатели Сфера образования

- Разработка ПС
-Участие в формировании требований для ППМ
- Создание независимых Центров по сертификации персонала
- Формирование групп экспертов для системы сертификации персонала/выпускников

- Разработка ОП (ППМ)
- Участие в разработке программ ДПО, тестов для сертификации
- Формирование групп экспертов для системы сертификации персонала/выпускников

Качество рабочей силы


Слайд 22 Влияние ПС на качество персонала организации

ПС
как элемент
поддержания
качества

труда

Входной
контроль
компетенций
при найме

Аудит профессионально-
квалификационной
структуры и восполнение
недостающих
компетенций персонала

Идентификация
компетенций
персонала
и его развитие

Внутрифирменная
подготовка и
повышение
квалификации
персонала

Взаимосвязь
технологических
изменений и
требований ПС


Взаимосвязь
нормативной
документации и
требований ПС


Взаимодействие с
ОУ по актуализация
образовательных
программ в
соответствии
с требованиями ПС


Осуществление
процедуры
сертификации
персонала

Взаимосвязь
системы мотивации
персонала и
требований ПС



Слайд 23Опыт разработки профессиональных стандартов в атомной отрасли ( 2007 г.)
«Специалист в

области теплоэнергетики»
«Специалист по тепловой автоматике и измерениям»
«Специалист в области электроэнергетики»
«Менеджер в атомной энергетике»


Слайд 24Спасибо за внимание !
Основные направления совершенствования качества рабочей силы


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика