ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАРекомендации по разработкеООП 2-го и 3-го поколений И.Г.Галямина презентация

Содержание

Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество

Слайд 1 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Рекомендации по разработке ООП 2-го и 3-го поколений

И.Г.Галямина


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В ОБЛАСТИ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Слайд 2 Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической

документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (из Закона)

Слайд 3НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ООП
Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем

и послевузовском профессиональном образовании»
Государственный образовательный стандарт (ГОС) по направлению подготовки (специальности) ВПО или ФГОС
порядок формирования и регистрации направления подготовки (специальности) ВПО ( для ГОС) или порядок формирования и регистрации профилей по направлению подготовки ВПО ( для ФГОС)
Устав вуза
нормативно-методические документы Минобрнауки России (инструктивное письмо от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основной образовательной программы высших учебных заведений на основе государственных образовательных стандартов»)
нормативно-методические документы вуза


Слайд 4СТРУКТУРА ООП В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (ГОС -2) и в ФГОС
ХАРАКТЕРИСТИКА ООП


РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММЫ ПРАКТИК
МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ООП
МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
СТРУКТУРА, ПРОГРАММА и ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Документы, описывающие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, применяемые вузом при реализации ООП
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ВУЗА, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускника
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ




Слайд 5Ответственность


Слайд 61. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
наименование направления подготовки (специальности)
наименование специализации или

наименование профиля подготовки
цели образования
квалификация выпускника
срок освоения ООП и трудоемкость ООП в зачетных единицах;
требования к абитуриентам
компетентностно – квалификационная характеристика выпускника
область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности
компетенции выпускников вуза с учетом вариативных частей
требования к знаниям, умениям, навыкам вариативных частей


Слайд 7

На первом этапе проектирования

ООП в соответствии с ГОС -2 или ФГОС определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества.


Слайд 8
Потребители продукции ВУЗа
ВУЗ
Внешние потребители
Студенты и их
родители

Общество
Работодатели
Персонал
(преподаватели,
сотрудники)
Внутренние
потребители




Слайд 9Цели личности


Слайд 12

Ожидание личности
Ожидание
общества

Ожидание работодателя

Компетентностная модель выпускника



ЦЕЛИ
ООП


Слайд 13Цели подготовки
В области обучения целью ВПО является получение высшего

профессионального, образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере повышения полезности компонентов природы, улучшения экологической и национальной безопасности. В области воспитания личности целью ВПО является укрепление нравственности, в том числе и по отношению к природе, ответственности за свою деятельность перед природой и будущими поколениями, развитие общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости и здоровья.


Слайд 142. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план формируется вузом на основе ГОС (можно примерного

плана, разработанного соответствующим УМО).
В нем должны быть:
набор дисциплин (содержание образования)
последовательность изучения дисциплин с учетом их преемственности, равномерности распределения учебной нагрузки по семестрам (т.е. не более 54 часов недельной нагрузки студентов), эффективности использования ресурсов (кадров, лабораторий и т.п.);
объемы, распределение по видам учебных занятий, виды контроля;
график учебного процесса;
сводные данные по бюджету времени





Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ в учебном плане определяется путем декомпозиции компетентностной модели
Компетентностная

модель

знания

навыки

умения

Социальное
поведение
(готовность
применять
знания,
умения,
навыки,
отвечать
за послед-
ствия
принятых
решений
и т.д.


Слайд 16Распределение учебного времени подготовки бакалавра


Слайд 17Распределение учебного времени подготовки магистра


Слайд 18Формирование теоретического обучения


Слайд 19Матрица «знания, умения, навыки, формирующие компетенции»


Слайд 20Последовательность изучения дисциплин определяется структурно-логической связью между ними
Дисциплины
цикла
ОПД и СД

Дисциплины


цикла
ГСЭ


Дисциплины
цикла
ЕН


Слайд 21

физика
экология
химия
почво-
ведение
геология
Структурно-логическая связь дисциплин цикла ЕН


Слайд 22 Объем дисциплины определяется ее вкладом в формирование компетентностной модели


Слайд 23Формирование учебного плана в зачетных единицах
В одном семестре – 30 зачетных

.единиц
1 з.ед= 36 час.1 экзамен – 1 зачетная единица
1 неделя практики или итоговой аттестации –
1,5 з.ед.
Распределение трудоемкости по циклам: регламентируется МОН трудоемкость цикла ГСЭ
Распределение трудоемкости цикла на базовую и вариативную части в соотношении 50:50 для бакалавра , 30:70 – для магистра
В цикле ПРОФ вариативная часть – это профили (СПЕЦИАЛЬНОСТИ): МРОЗ, ПОТ, КИОВР, СХВ


Слайд 24   ГОС -2 устанавливает следующие циклы
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.00);
общих математических

и естественно-научных дисциплин (ЕН.00);
общепрофессиональных дисциплин (ОПД.00);
специальных дисциплин (СД. 00), включая дисциплины специализаций (ДС), если они предусмотрены ГОС ВПО.

Общая трудоемкость по циклу “Гуманитарные и социально-экономические дисциплины – ГСЭ” устанавливается в объеме 1800 часов. Федеральный компонент цикла составляет 70%, вузовский компонент – 30% общего объема часов, при этом 15% общего объема часов цикла в его составе отводится на дисциплины по выбору студента, устанавливаемые факультетом. Дисциплины по выбору студента являются обязательными. В обязательном порядке, в соответствии с ГОС ВПО, во все учебные планы должны быть включены иностранный язык, физическая культура, отечественная история и философия. При этом на иностранный язык выделяется не менее 340 часов, а на физическую культуру – не менее 408 часов, из них 26 часов - лекционных

Слайд 25Объем федерального компонента цикла “Общие математические и естественно-научные дисциплины – ЕН”

составляет не менее 80% общего объема часов, выделяемых на цикл в ГОС ВПО. Остальной объем цикла распределяется между вузовским компонентом и дисциплинами, устанавливаемыми УМО, в том числе дисциплинами по выбору студента, приблизительно в равных пропорциях.
Федеральный компонент цикла ЕН формируется из дисциплин: математика, информатика, физика или концепции современного естествознания, экология или биология с основами экологии, химия, а также дисциплин, включаемых по предложению соответствующих УМО

Слайд 26Федеральный компонент цикла “Общепрофессиональные дисциплины – ОПД” устанавливается в объеме не

менее 80% от общего объема цикла. Вузовский компонент – не более 20% от общего объема цикла, включая 10% по выбору студента.
В цикл “Специальные дисциплины – СД” у специалистов могут входить “Дисциплины специализаций (ДС)”. Некоторые специальности могут не иметь специализаций. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю этой специальности

Слайд 27При составлении плана учебного процесса следует иметь в виду следующее:
1.Объем учебной

нагрузки студента определяется трудоемкостью (числом часов аудиторных занятий и самостоятельной работы), и не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. В это количество часов не входят обязательные занятия по физической культуре, по курсу “Безопасность жизнедеятельности”, а также факультативным дисциплинам. Превышение указанного количества часов возможно лишь в том случае, если таковое предусмотрено утвержденным ГОС ВПО по соответствующими направлению (специальности).
2. Количество экзаменов и зачетов в семестре, включая зачеты по курсовым работам и практикам, не должно превышать 11. При этом количество экзаменов, выносимых на каждую сессию, не должно превышать 5, а количество зачетов за семестр, как правило, не должно быть более 6. В указанное число не входит отчетность по физической культуре и факультативам.

Слайд 28Количество часов на дисциплину в семестре целесообразно устанавливать кратным числу учебных

недель в семестре, если используется при планировании занятий недельная форма расписания, а количество часов на дисциплину в неделю – четным – для удобства составления расписания занятий.
Факультативные дисциплины предусматриваются в учебном плане специальности или направления, однако они не являются для студентов обязательными. Их наименования, семестр и число часов указываются в разделе IV учебного плана.

Слайд 29 
1. Из Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) выбирается учебное время в

неделях :
t1 -  на теоретическое обучение с учетом экзаменационной сессии;
2. Составляется график учебного процесса и рассчитывается баланс учебного времени в неделях по семестрам (t2) за весь период обучения,
3. Исходя из 54-часовой рабочей недели студента, определенной ГОС, находится общая трудоемкость теоретического обучения работы студента в часах (t3), как произведение 54 на количество недель теоретического обучения, t3 = t 1 х 54
4. Исходя из 27 часов в неделю, устанавливаемых ГОС в среднем на период теоретического обучения ,без учёта экзаменационных сессий, определяем общее количество часов аудиторных занятий (t4 = t2 х 27).
5. Определяется количество часов аудиторных занятий (t5)с учетом физической подготовки


Слайд 30Определяется средняя продолжительность аудиторной недели (без учета факультативных занятий) t6  по

формуле:
t6 = t5 : t2
7. Определяется t7 – количество часов аудиторных занятий с учетом часов факультативных занятий (ФЗ).
t7 = t5 + ФЗ
8. Определяется время (t8), оставшееся на самоподготовку студента (посещающего факультативные занятия), как разница времени полученных в п.3 и п.7
t8 = t3 – t7.

Слайд 31Определяется время, выделяемое на самостоятельную работу студента (СРС) по той или

иной дисциплине.
1. В том случае, если трудоемкость дисциплины не определена жестко в ГОС:
время на самостоятельную работу целесообразно сначала распределить по дисциплинам пропорционально количеству аудиторных часов занятий, выделяемых на них, а затем, в случае необходимости, произвести перераспределение времени с учетом имеющихся приоритетов, но таким образом, чтобы общее время на СРС осталось неизменным.
Для этого:
определяется время на СРС по i-й дисциплине по формуле:
        tсрс = tа х t8 \ t7
 где tа - время, отводимое на аудиторные занятия по i-й дисциплине.
При необходимости tсп перераспределяется с учетом приоритетов
2.Если трудоемкость закреплена в ГОС t9 , то время на СРС определяется как разность t9срс = t9 - t9а

Слайд 32Для этого:
определяется время на СРС по i-й дисциплине по формуле:
        tСРС

= tа х t8 \ t7
 где tа - время, отводимое на аудиторные занятия по i-й дисциплине.
При необходимости tСРС перераспределяется с учетом приоритетов
2.Если трудоемкость закреплена в ГОС t9 , то время на СРС определяется как разность t9срс = t9 - t9а


Слайд 33Например,
t1 = 173 нед, из них 20 нед – экз
t2= 153

нед
t3 = t 1 х 54 = 9342 часа – объем теор.курса
t4 = t2 х 27 = 4131 час объем ауд.занятий
t5 = 4131 час + 408 = 4539 час с учетом физкультуры
t6 = t5 : t2 =4539 :153 = 29,7ч с учетом физкультуры
t7 = t5 + ФЗ = 4539 + 450=4989 час с уч.факультатива
t8 = t3 – t7 = 9342 – 4989 = 4553 час на СРС
tсрс = tа х t8 \ t7 = 68 х 4553 /4989 = 63 час


Слайд 34Переписываются из примерного учебного плана или из ГОС ВПО по соответствующим

циклам учебные дисциплины. Затем дисциплины, с учетом требований ГОС, вышеперечисленных рекомендаций и в последовательности, предлагаемой примерным учебным планом распределяются по семестрам с указанием:
видов контроля,
количества часов занятий и самостоятельной работы за весь период обучения,
а также с указанием количества часов занятий в неделю в том или ином семестре – что является наиболее ответственным, творческим этапом работы. При этом среднее количество часов в неделю не должно превышать t6 с учетом физкультуры.


Слайд 35Пример учебного плана


Слайд 36 В графике учебного процесса соответствующими символами для каждого курса

и семестра обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации.

Слайд 37График учебного процесса бакалавра
1-3 курс
17 нед
15 нед
17 нед
2
2
кан
прак
2
2
15 нед
2
4 нед
эк
2
теорет обуч
8

нед

итог.атт.

8 нед

8 нед


Слайд 38Сводные данные по бюджету времени подготовки бакалавра



Слайд 39График учебного процесса магистра
15 нед
10 нед
2
кан
Практика, НИР
7 нед
23 нед
8 нед
теорет обуч
8

нед

итог.
атт.

8 нед

2

2

15 нед

2

2

эк


Слайд 40Сводные данные по бюджету времени подготовки магистра



Слайд 41График учебного процесса специалиста (сейчас)
1-2 курсы

3 курс

4

курс

5 курс

17 нед

17 нед

2

2

кан

прак

4 нед

эк

2

теорет обуч

8 нед

итог.атт.

17 нед

17 нед

17 нед

2

2

2

2

2

2

17 нед

17 нед

2

2

6 нед

4 нед

6 нед

8 нед

17 нед

6 нед

6 нед

2

гос
эк


Слайд 42Сводные данные по бюджету времени подготовки специалиста (сейчас)



Слайд 43Особенности составления учебных планов для вечерней и заочной форм обучения
 1. Структура учебного

плана и Трудоемкость освоения должна соответствовать учебным планам для очного обучения за исключением физической культуры и военной подготовки.
2. При очно-заочной (вечерней) форме обучения число часов аудиторных занятий составляет не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
4.      Количество учебных недель для вечернего отделения должно быть тем же, что и для дневного.
5.      В учебном плане заочного отделения вместо учебных недель ставится число календарных дней учебного отпуска студента, в которые организуются аудиторные занятия и проводятся экзаменационные сессии: для 1-2 курсов – 40 календарных дней (по 20 в семестр), для 3-6 – 50 календарных дней (по 25 в семестр).
Для студентов, зачисленных на 1-й курс, в учебном плане предусматривается установочная сессия (1–2 недели в счет календарных дней первой экзаменационной сессии).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика