Слайд 1 Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ,
к. психол. н.,
доцент
Организация ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования в системе образования города Москвы
Слайд 2 Система образования в городе Москве за последние годы претерпевает серьезные изменения.
На основе принципов открытости, доступности, децентрализации вводятся новые механизмы управления образованием
Слайд 3Новые механизмы управления
создание Управляющих советов в школе,
самостоятельность образовательных учреждений в выборе
программ, технологий, схем оплаты труда
изменение системы управления на управление качеством образования
создание в связи с этим государственных стандартов и процедур и инструментов оценки качества
электронная запись в образовательные учреждения,
подушевое финансирование.
.
Слайд 4
Система ресурсного обеспечения инклюзивного образования (2009-2012)
Департамент образования
МГППУ ИПИО
Городской ресурсный центр
Окружные ресурсные
центры
Слайд 5Вертикальная модель управления-
администрирование
Слайд 6На сегодняшний день в сеть инклюзивных образовательных учреждений входят все образовательные
учреждения города. Децентрализация процессов управления, направленность образовательного учреждения на потребителя образовательных услуг, т.е. на детей и их родителей, приводит к тому, что руководство образовательного учреждения, ориентируясь на контингент потребителей и государственный стандарт, должно создать все необходимые условия доступного качественного образования всем без исключения детям, пришедшим в образовательное учреждение.
Слайд 7В связи с этим изменяется позиция Ресурсных центров в системе ресурсного
обеспечения инклюзивного образования.
Слайд 9Запросы образовательных учреждений к ресурсному обеспечению
Определения специальных образовательных условий, созданных в
образовательном учреждении для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников
Определения дефицитов в ресурсах и формулирование целей и механизмов преодоления этих дефицитов
Помощи ОУ в разработке программы деятельности по обеспечению качественных условий образования для всех без исключения детей
Разработки совместно с коллективом ОУ процедур контроля в соответствии со стандартами и запросами учащихся и родителей и программирования процессов изменения выявленных проблем.
Организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в соответствии с разными моделями сопровождения.
Слайд 10Дефициты могут быть связаны:
с отсутствием специалистов психолого-педагогического сопровождения (логопедов, дефектологов,
психологов, медицинских работников, специалистов по доп. образованию);
с недостаточной профессиональной подготовкой кадров, их некомпетентностью в области образования детей с ОВЗ;
с отсутствием необходимого материально-технического обеспечения;
с отсутствием основ инклюзивной культуры;
с не разработанностью коррекционных программ, отсутствием механизмов разработки и реализации индивидуальных образовательных программ;
с отсутствием технологий взаимодействия с родителями;
с отсутствием механизмов управления инклюзивным процессами ( в том числе отсутствием функционала координатора по инклюзии).
Слайд 11Эти и другие проблемы могут быть разрешены образовательным учреждением как внутренними
ресурсами, так и посредством заключения договора с Ресурсным центром по развитию инклюзивного образования окружного и городского уровня.
Слайд 12
Ресурсы образовательного учреждения
Психолого- педагогическое
сопровождение
образовательного
процесса
Кадровое обеспечение
бразовательного процесса
Программно-методическое
обеспечение
образовательного процесса
Организационное
обеспечение
Материально- техническое
обеспечение
Ресурсы образовательного учреждения
Слайд 13Схема ресурсного обеспечения Образовательного учреждения Ресурсным центром
Слайд 14Направления работ Ресурсного центра
В тех центрах, где организована ПМПК –
проведение обследования и составление рекомендаций детям с ОВЗ;
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса в ОУ (консультации детей, родителей, педагогов, проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов с коллективом, мастер-классов)
Проведение курсов повышения квалификации, обучающих мероприятий
Методическое сопровождение ОУ
Координацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях обмена опытом, ресурсами различного вида.
Слайд 15Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих практику
Слайд 16Задачи по развитию
инклюзивного образования
1.Знакомство учителей и специалистов с особенностями разных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья в том числе и с инвалидностью и содержанием психолого-педагогического сопровождения этих детей в школе и детском саду
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ
2.Определение необходимых условий для организации образовательного процесса разным категориям детей с ОВЗ
Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для включения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы в ОУ
Слайд 17Задачи по развитию
инклюзивного образования
3.Организационные основы инклюзивного образования
Методические рекомендации для руководителей
и специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.
4. Организация деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику
Методические рекомендации для учителей по реализации инклюзивной практики.
Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы и механизмов ее сопровождения.
Слайд 18Задачи по развитию
инклюзивного образования
5. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ –
Методические
рекомендации по тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении.
6. Организация деятельности педагогов дополнительного образования.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования .
7. Ресурсное обеспечение инклюзивной практики:
Методические рекомендации по организации взаимодействия образовательного учреждения со Специальным коррекционным учреждением и Психолого-медико-педагогическим центром.
Слайд 19
Организация ресурсного обеспечения инклюзивного образования на современном этапе, требует изменения системы
взаимодействия с образовательными учреждениями - образовательные учреждения являются заказчиками на ресурсное обеспечение инклюзивного образовательного процесса, а ресурсные центры - исполнителями государственных услуг и работ в соответствии с Приказом Департамента образования города Москвы от 1 июня 2011 №382 «Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы».