Слайд 1«Организация работы Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ».
ИДЕИ ПО СОЗДАНИЮ
ЦЕНТРА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Содержание профильной подготовки:
использование в качестве содержания профильного уровня федерального стандарта содержания общего образования (часть В);
формирование однородных профилей учебных предметов как основной формы организации содержания профильной подготовки;
разработка и реализация профильных и уровневых учебных программ, элективных курсов;
преемственность учебных программ профильной подготовки и программ среднего и высшего профессионального образования;
профессиональной ориентированности содержания профильной подготовки
Организация профильной подготовки:
На основе договора руководителей школ;
Создание межшкольных мобильных групп постоянного состава;
Непрерывное воспроизводство ситуаций самоопределения учащихся.
Слайд 2
Средства и методы профильной подготовки:
Соразмерность материальных и идеальных (мышление) средств профильной
подготовки;
Соразмерность репродуктивных и продуктивных, монологических и диалогических методов обучения;
Доминирование рефлексивно- аналитических методов;
Доминирование методов самообразования.
Обеспечение профильной подготовки:
Интеграция программно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов школ;
Всемерное вовлечение родителей.
Слайд 3
ОБЪЕКТОМ ЭКСПЕРИМЕНТА выступает межшкольная профилизация обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
ПРЕДМЕТОМ
ЭКСПЕРИМЕНТА являются правовые, организационно- педагогические, кадровые, материально-технические условия создания Центра профильной подготовки.
ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ:
Создание условий для самореализации учащихся малокомплектных сельских школ с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и запросов родителей;
Должный уровень конкурентноспособности выпускников малокомплектных средних общеобразовательных сельских школ , при поступлении в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения.
ОПОСРЕДОВАННЫЕ:
Наличие Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Слайд 4
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Разработать концепцию Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Разработать модель
Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Разработать нормативно-правовую базу деятельности Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Разработать учебный план Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Создать учебно-методическое обеспечение Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Организовать работу Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
Апробировать модель Центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ в реальных организационно-педагогических, кадровых и материально-технических условиях.
Слайд 5
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:
1ЭТАП, 2005-2006 учебный год
1). Изучение опыта работы общеобразовательных школ и
других учреждений Томской области, ориентированных на углубленную и расширенную общеобразовательную подготовку учащихся в условиях села.
2). Разработка концепции центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
3). Разработка организационно-педагогической модели центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
4). Разработка исходного пакета организационно-нормативной документации по Центру, включая договора школ, положение о центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ, положения о Совете Центра, положение о конкурсе учителей и др.
5). Разработка методических материалов по организации работы центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ.
6). Организация работы центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ .
Слайд 6
2ЭТАП, 2006-2007 учебный год
1). Коррекция концепции, организационно-педагогической модели, учебного плана, положения
и других материалов по Центру профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ
2). Апробация работы центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ в режиме функционирования.
3ЭТАП, 2007-2008 учебный год
1). Подготовка окончательных вариантов: концепции, организационно-педагогической модели, учебного плана, положения и других материалов по Центру профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ
2). Апробация работы центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ в режиме развития.
Слайд 7Модель
центра профильной подготовки
учащихся малокомплектных сельских школ
Целью профильной подготовки учащихся 10-11 классов
малокомплектных сельских школ является формирование и развитие ключевых компетенций, повышение качества образования (подготовка к итоговой аттестации, повышение конкурентоспособности при поступлении в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения).
Целью центра профильной подготовки учащихся малокомплектных сельских школ (далее – Центра) является создание благоприятных программно-методических, кадровых и материально-технических условий для профильной подготовки, самореализации сельских школьников с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и запросов родителей.
Слайд 8Принципы построения и функционирования Центра
Принципы построения:
вариативность профильной подготовки. Данный принцип предполагает
проектирование и осуществление уровней и профилей обучения;
адекватности уровней и профилей Центра потребностям учащихся, запросам родителей, заказу органов местного самоуправления, интересам среднего и высших профессиональных учреждений;
профессиональная ориентированность профильной подготовки. Учет этого принципа ориентирует обучение на выявление профессиональных интересов и намерений, на обеспечение условий для профильной подготовки и апробации учащихся путем создания пространства профессиональных проб;
интеграция программно-методических, кадровых, материально-технических ресурсов ОУ.
кооперация с учреждениями профессионального образования.
Слайд 9Принципы построения и функционирования Центра
Принципы функционирования:
непрерывное воспроизводство ситуаций определения и самоопределения
обучающихся;
гуманизация межличностных отношений. Учитывая, что «истинным предметом педагогической работы являются отношения» (А.С. Макаренко) обучающихся с культурно-образовательной средой, а в структуре этих отношений системообразующую роль и место занимают межличностные отношения, необходимо их «очеловечить» (В.П. Зинченко), придать им гуманистический характер;
Системность - охватывать все ступени обучения;
Адаптивность– создавать условия для индивидуализации и социализации каждого ученика . Реализуется через изменение уровней и профилей подготовки обучающихся, педагогических работников.
Динамичность – приспосабливаться к индивидуальным особенностям детей, смене их учебных интересов, мотивации к обучению, к профессиональному самоопределению.
Слайд 10
СИСТЕМНОСТЬ:
Выработка единого учебного плана в профильной школе;
Разработка и апробация учебных программ
;
Поэтапный переход на единые учебники в средней школе.
Слайд 11Учебный план Центра является формой представления содержания и времени профильной подготовки.
Основной формой организации содержания профильной подготовки выступают модули (профили).
Слайд 13
Адаптивность:
Проведение мониторинга запросов обучающихся и их родителей
для более осознанного выбора пути продолжения образования.
По итогам анкетирования в 2005-2006уч.году:
в 10 классе было создано 3 профиля:
Физико-математический
Естественно-научный
Гуманитарный
В 2006-2007 добавлен оборонно-спортивный профиль.
в 11 классе 2005-2006 учебном году 4 профиля:
Физико-математический
Естественно-научный
Гуманитарный
Универсальный
Слайд 14
Динамичность
На основании образовательных запросов учащихся
в 2006-2007 учебном году
были введены следующие предметы: география, экономика, открыт оборонно- спртивный профиль;
в 2007 - 2008 учебном году возникла необходимость введения английского языка
Продолжается эксперимент по организации оборонно-спортивного профиля
За учащимися сохраняется право изменения профиля до конца 10 класса (при отсутствии акад.задолженности) , но не разрешается смена профиля в 11 классе, т.к. падает качество подготовки к экзаменам у учащихся.
Слайд 15Организационно-педагогическая структура Центра
Количество ОУ в сети: 4 (МОУ «Басандайская СОШ», МОУ
«Петуховская СОШ», МОУ «Межениновская СОШ», МОУ «Лучановская СОШ»).
Количество обучающихся в Центре профильной подготовки
Подвоз учащихся осуществляется силами школ, создавших Центр (МОУ «Басандайская СОШ», МОУ «Петуховская СОШ», МОУ «Межениновская СОШ» )
Работа учебных групп постоянного и переменного состава с целью изучения профилей осуществляется в два дня, установленных по согласованию руководителей школ.
Занятия проводятся в первую смену в соответствии с расписанием на базе МОУ «Лучановская СОШ».
Слайд 16Центр осуществляет формирование учебных групп постоянного и переменного состава на основе
заявлений родителей учащихся или их законных представителей. Наполняемость групп не более 20 человек.
Слайд 17Ресурсное обеспечение Центра
Для проведения занятий используется материально-техническая база школ, создавших Центр.
Занятия
проводят учителя школ, создавших Центр (на основе конкурсного отбора).
Кадровый состав Центра
Организация психолого-педагогического сопровождения (социальный педагог, психолог (НИИ ПЗ));
Финансирование осуществляется по следующим каналам:
бюджетное финансирование (ассоциирование части часов школьного компонента базисного учебного плана);
платные дополнительные услуги (ТУСУР);
средства спонсоров.
Слайд 18Управление Центром
Общее руководство Центром осуществляет Совет центра. В Совет Центра входят
руководители МОУ «Басандайская СОШ», МОУ «Петуховская СОШ», МОУ «Межениновская СОШ», МОУ «Лучановская СОШ».
Непосредственное руководство процессом профильной подготовки осуществляют заместители директоров по УВР.
Основной формой руководства Центром является общее собрание директоров, заместителей директоров по УВР школ, создавших Центр.
Координатором является руководитель МОУ «Лучановская СОШ».
Слайд 19Состояние профильного обучения и его влияние на профориентационные потребности обучающихся.
Практически отсутствуют
пропуски занятий в физико-математическом, оборонно-спортивном профиле;
Закончили на «отлично» физико-математический профиль:
4 человека (Мишин М.,Лысенко Ю., Слизевич Д., Смирнова М.);
Слайд 20Повысилась абсолютная и качественная успеваемость по результатам ЕГЭ
По профильной школе
При этом
одни из лучших(личных) результатов в области по литературе, биологии.
Лучший (личный) результат по физике в районе .
Слайд 21Поступили в ВУЗы, СУЗы (2007г)
Профильное обучение сыграло важную роль в профориентационной
судьбе выпускников:
Технические специальности выбрали-8 человек,это37,6% выпускников;
Гуманитарные-3 человека,14,1%;
Медицинские-4 человека, 18,8%;
Поступили на «спортфак» и «биофак» по 2 выпускника, 18,8%;
По 1 (9,4%) поступили ТЭФ(ТГПУ), торгово-экономический техникум.
Однако 5 (23,5%) человек поступили на специальности не соответствующие профилю обучения в школе.
Слайд 22По результатам проведенного анкетирования :
возрос рейтинг педагогов,
80% учащихся считают, что на
занятиях получали для себя важную информацию, которая будет полезна в будущем
50% добросовестно выполняли домашние задания;
10%- сомневаются по поводу продолжения обучения в 11 классе.
Итоги со знаком «-»
Имеется отсев учащихся.
Несформированность ключевой в профильном обучении компетенции- делать осознанный, ответственный выбор своего дальнейшего образования и будущей профессии.
Хочу поблагодарить :
за сотрудничество директоров и учителей школ сети ,
за поддержку эксперимента Шумилову Н.А.,зам.начальника Томского РУО,
за методическую помощь Панова А.И., специалиста РЦРО.
Спасибо за внимание!