Организация проектнойи исследовательской деятельности школьников презентация

Содержание

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых

Слайд 1Организация проектной и исследовательской деятельности школьников


Слайд 2Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Слайд 4Реферат
Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», т. е. с

реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.
На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.
Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

Слайд 5УСКОРИТЕЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ


Реферативный проект по

физике





Слайд 6Элементарная вселенная
Человека всегда интересовали два вопроса: каковы те мельчайшие частицы, из

которых образуется все вещество, включая самого человека, и как устроена Вселенная, частью которой является он сам.

Слайд 7Ускорители
В зависимости от типа ускоряемых частиц различают протонные и электронные ускорители.

Кроме того, ускорители бывают кольцевые и линейные. Ниже приведены линейный ускоритель SLAC, успешно работающий в Стенфордском исследовательском центре, и кольцевой ускоритель TEVATRON, Ферми, США.

Слайд 9Исследование

Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено

указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях.
На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Слайд 10Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную

истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Слайд 11Формы представления исследований:
тезисы,
устный доклад,
реферат,
описательная работа,
популярная статья,
компьютерная презентация.



Слайд 12 «Для литературного исследования были взяты два произведения: очерк Георгия Иванова

«Чекист-пушкинист» и рассказ Бориса Лавренева «Комендант Пушкин». Писатели рассказывают о трагических событиях Гражданской войны в нашей стране в 20-е годы XX века. И художники показали болезненный процесс создания нового общественного строя, начавшегося после 1917 года, но каждый изобразил его со своих позиций.
В обоих произведениях авторы свяжут судьбы своих героев с именем Пушкина. Почему? Наверное, потому что на крутом переломном этапе истории имя Пушкина стало национальным символом, жизненным компасом, по которому всегда сверяет свои мысли и поступки русский человек, болеющий за судьбу России, какой бы политической ориентации он не был»
 

Пример: Литературное исследование
«Двойники А. С.Пушкина на разломе истории»


Слайд 13Этапы исследования: 1
Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
Выбор и формулировка темы,

проблемы и обоснование их актуальности.
Изучение научной литературы и уточнение темы.
Формулирование гипотезы.
Формулирование цели и задач исследования.

Слайд 14Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Объектная область – это сфера науки

и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это часть объекта, внутри которой ведётся поиск.

Слайд 15Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
Тема – ракурс,

в котором рассматривается проблема. Понятие означает: «то, что положено в основу».
Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания (показателем актуальности может быть наличие проблемы исследования).

Слайд 16Изучение научной литературы и уточнение темы
Составление списка.
Составление картотеки по изученной литературе с

библиографическими данными издания (с обязательным указанием страницы).

Слайд 17Формулирование гипотезы
Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно изучаемом явлении.
«если….., то……».
«так…,

как….».
«при условии, что….».

Слайд 18Цель и задачи исследования
Цель – это конечный результат исследования (выявить…обосновать….
установить….разработать…)
Задачи –

это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Слайд 19Цель:
Задачи:
систематизировать сведения об увековечивании имени ………в нашей стране, связав каждое

название с фактами из биографии учёного и признанием его заслуг перед Отечеством.

– изучить состояние проблемы;
– проанализировать данные из различных информационных источников;
– скомпилировать факты и иллюстрации и создать мультимедийную мини-энциклопедию «Имени……….», которую использовать для популяризации знаний о великом учёном.

Пример


Слайд 20Методы исследования (способ достижения цели исследования)
Теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез).
Эмпирические (наблюдение, сравнение,

измерение, эксперимент).
Математические (статистические, программирование, теория графов, сетевое моделирование).

Слайд 21– теоретические (анализ фактов из литературных и интернет–источников, компиляция материала, обобщение);


– эмпирические (сравнение, сопоставление, проведение соцопроса);
– математические (статистическая обработка материала).

Методы исследования:

Пример


Слайд 22Этапы исследования:
2 – проведение исследования;
3 – оформление работы;
4 – защита результатов

исследования;
5 – рефлексия.

Слайд 23Классификация задач
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных

учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.


Слайд 24Классификация творческих работ
Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных

источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.


Слайд 25Как представлен Иван Грозный в исторических документах и произведениях искусства


Слайд 26Цели исследования
Показать сложность личности Грозного как государственного деятеля и человека.

Рассмотреть, как

трактуется образ Грозного в произведениях литературы и живописи разных эпох.
Сравнить, как представлен И. Грозный в исторических документах и произведениях искусства.


Слайд 27Классификация творческих работ
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента,

описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Слайд 28Классификация творческих работ
Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение

и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности, в том числе направленные на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Слайд 29Пример: «Алмазы…Легенды и действительность»


Слайд 30Основой работы над проектом послужила известная легенда:
В 4 веке до н.

э. войска А. Македонского, совершая поход в Индию, обнаружили в горах недалеко от Голконды Долину Алмазов, на дне которой они увидели россыпи алмазов. Собрать драгоценные камни было невозможно из-за обилия ядовитых змей, кишащих в долине. Поэтому царь предложил такой выход: слуги сбрасывали на дно ущелья куски жирного мяса, к которым прилипали алмазы. Прирученные орлы спускались вниз и приносили мясо с прилипшими алмазами к ногам императора.

Слайд 31Задачи проекта:
1 - доказать, что А. Македонский со своим войском в

4 в. до н. э. пытался завоевать Индию;
2 - узнать, что такое Голконда;
3 - изучить вопрос о происхождении алмазов;
4 - рассмотреть проблему возможности нахождения алмазов на поверхности земли;
5 - доказать, что алмазы прилипают к жирному мясу (модельный эксперимент);
6 - доказать, что орлы могли доставлять алмазы А. Македонскому.

Слайд 32
1 - моделью алмазов являлись кусочки стекла, плотность которых близка к

плотности алмазов.
2 - моделью падения мяса в пропасть является падение мяса из окна школы с высоты 15 м.
3 - кусочки стекла - «модели алмазов» взвешивались, масса пересчитывалась в караты.
4 - процесс эксперимента фиксировался с помощью видеокамеры.

Слайд 33Выводы:
достоверность данной легенды подтверждается
историческими,
научными и экспериментальными
данными.


Слайд 34Классификация творческих работ
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с

научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Слайд 35Учебный проект или исследование
с точки зрения обучающегося – это возможность максимального

раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 36Учебный проект или исследование

с точки зрения учителя –
это интегративное

дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Слайд 37Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного

учреждения.

Слайд 38Элементы проектной и исследовательской деятельности, формируемые в процессе работы над проектом или

исследованием (и вне её)

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;


Слайд 39Элементы проектной и исследовательской деятельности
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,

выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

Слайд 40Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри

группы, приходить к консенсусу;

Элементы проектной и исследовательской деятельности


Слайд 41Элементы проектной и исследовательской деятельности
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в

гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Слайд 42Элементы проектной и исследовательской деятельности
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и

передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Слайд 43Элементы проектной и исследовательской деятельности
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого

оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Слайд 44Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося

в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Слайд 45Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности

в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
владение самоанализом работы;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика