Слайд 1Организация предпринимательской деятельности
Представление дисциплины
Слайд 2Общие сведения по дисциплине
Название
Организация предпринимательской деятельности
Читается для специальностей
080502.65.01 «Экономика
и управление на предприятии (городского хозяйства)»
Важность изучения дисциплины
Как социально-экономическое явление бизнес включает в себя широкий спектр общественных отношений. Здесь мы видим, прежде всего, экономические, юридические, психологические и другие моменты. По своей экономической природе бизнес представляет собой экономические отношения, возникающие между людьми по поводу организации собственного дела, производства с целью получения прибыли.
Целью изучения данного курса является ознакомление, прежде всего, с понятийным аппаратом, терминологией, используемой в практике современного делового общения. Само же содержание предпринимательской деятельности в ее возможных различных вариантах будет предметом изучения таких курсов, как организация производства, менеджмент, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет.
Слайд 3Общие сведения по дисциплине
Предметом учебного курса выступают принципы и методы экономических
отношений в конкретном деловом пространстве, направленном на получение прибыли. В связи с этим, объектом предпринимательской деятельности выступает товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворять чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. А основными субъектами предпринимательской деятельности выступают как сам предприниматель, так и его возможные контрагенты – государство, наемные работники, партнеры по бизнесу и, конечно же, потребители.
Сфера профессионального использования
Любая предпринимательская деятельность
Слайд 4Краткое описание дисциплины
Курс посвящен рассмотрению таких вопросов, как сущность бизнеса; виды
предпринимательства; виды предприятий; объединения предприятий; регистрация предприятий; источники финансирования бизнеса; сделки и договора; виды цен и базисных условий поставок и особенности их применения; структура и содержание контракта; аренда; сущность торговли инжиниринговыми услугами, патентами и лицензиями; организация и техника торговых операций на тендерных торгах, товарных биржах и аукционах; торговые посредники; предпринимательский риск; коммерческая тайна; морально-этический кодекс предпринимателя.
Слайд 5Цели и задачи преподавания дисциплины
Основной целью дисциплины является формирование у студентов
знаний, умений и навыков планирования, создания и ведения предпринимательского дела.
Основные задачи дисциплины:
обеспечить изучение зарубежных и отечественных основ ведения предпринимательского дела;
дать теоретические знания в области организации предпринимательской деятельности: существующие виды предпринимательского дела, предприятий и объединений предприятий; законодательные акты, регулирующие коммерческую деятельность; схема регистрации предприятия; источники финансирования бизнеса; заключение контракта и ведение договорных отношений; международная система цен и базисных условий поставок «ИНКОТЕРМС»; лизинг; франчайзинг; инжиниринг;
Слайд 6Цели и задачи преподавания дисциплины
патенты и лицензии; организация и техника торговых
операций на тендерных торгах, товарных биржах и аукционах; торговые посредники; предпринимательский риск; коммерческая тайна; морально-этический кодекс предпринимателя;
сформировать практические навыки использования законодательных актов, регулирующих коммерческую деятельность; регистрации предприятия; составления договоров и контрактов; техники торговых операций на тендерных торгах, товарных биржах и аукционах; страхования, предупреждения и уменьшения предпринимательского риска; отнесения или неотнесения информации к коммерческой тайне; «хорошего тона» ведения предпринимательского дела.
Слайд 7Место дисциплины среди смежных дисциплин
Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов:
«Экономическая теория»
«Социология»
«Психология»
«Менеджмент»
«Планирование
и прогнозирование на предприятии»
«Маркетинг»
«Коммерческое право»
«Страхование»
«Экономика предприятия»
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Слайд 8Начальные знания
Для успешного освоения курса требуется знание общих экономических и юридических
понятий.
Слайд 9Итоговые знания, умения и навыки
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
о зарубежном и отечественном опыте в области основ предпринимательской деятельности.
В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ:
о законодательных и нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность;
о принципах организации предпринимательского дела;
о принципах осуществления бизнес-сделки;
о правилах «хорошего тона», принятых в бизнесе.
В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
открытия предпринимательского дела (предприятия);
составления контрактов и договоров;
оценки предпринимательского риска;
идентификации информации, относящейся к коммерческой тайне.
Слайд 10Содержание лекционного курса
Тема 1. Сущность бизнеса .
Тема 2. Виды предпринимательства .
Тема
3. Виды предприятий.
Тема 4. Объединения предприятий.
Тема 5. Регистрация предприятий.
Тема 6. Источники финансирования бизнеса.
Тема 7. Сделки и договора.
Тема 8. Виды цен и базисных условий поставок и особенности их применения.
Тема 9. Структура и содержание контракта.
Тема 10. Аренда.
Тема 11. Сущность торговли инжиниринговыми услугами, патентами и лицензиями.
Тема 12. Организация и техника торговых операций на тендерных торгах, товарных биржах и аукционах.
Тема 13. Торговые посредники.
Тема 14. Предпринимательский риск.
Тема 15. Коммерческая тайна.
Тема 16. Морально-этический кодекс предпринимателя.
Слайд 11Тема 1. Сущность бизнеса
Первая тема курса является вводной в дисциплину
«Организация предпринимательской деятельности» и содержит определение понятий бизнес и предпринимательство, отвечает на вопросы: «бизнес или предпринимательство?», «бизнес или торговая деятельность?», «бизнес – это легко?», уточняет принципы предпринимательства и социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности, описывает предпринимательство, как четвертый фактор производства, представляет предпринимательскую идею.
Слайд 12Тема 2. Виды предпринимательства
Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению основных
видов предпринимательства: производственного, торгового и финансового.
Слайд 13Тема 3. Виды предприятий
В данной теме Вы познакомитесь с выборкой
статей гражданского Кодекса РФ, регулирующих деятельность индивидуального предпринимателя и юридических лиц: основные положения предпринимательской деятельности гражданина; основные положения деятельности юридических лиц; общие положения деятельности хозяйственных товариществ и обществ; полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; основные положения об акционерном обществе; открытое акционерное общество; закрытое акционерное общество; дочерние и зависимые общества; производственные кооперативы, а также с рядом законопроектов, регулирующих деятельность различных организационно-правовых форм предприятий.
Слайд 14Тема 4. Объединения предприятий
В данной теме рассматриваются ассоциативные формы организации
бизнеса, специфические организационные структуры и сущность франчайзинга.
Слайд 15Тема 5. Регистрация предприятий
Данная тема включает описание этапов создания и
регистрации предприятия: государственной регистрации предприятия; регистрации в бюджетных и внебюджетных фондах; открытия расчетного счета в банке; изготовления печатей и штампов; регистрации марки и торгового знака. По изучению данной темы предполагается выполнение индивидуального практического задания по сбору пакета документов, необходимых для открытия предприятия.
Слайд 16Тема 6. Источники финансирования бизнеса
Данная тема курса описывает внутренние и
внешние источники финансирования бизнеса.
Слайд 17Тема 7. Сделки и договора
В данной теме Вы познакомитесь с
выборкой статей гражданского Кодекса РФ, определяющих основные положения сделок и договоров: основное понятие сделки; виды и формы сделок; основное понятие договора; виды и формы договоров; условия договора; оферта; акцепт.
Слайд 18Тема 8. Виды цен и базисных условий поставок и особенности их
применения
Данная тема содержит определения основных видов цен и базисных условий поставок из международной системы базисных условий поставок «Инкотермс».
Слайд 19Тема 9. Структура и содержание контракта
Данная тема познакомит Вас со
структурой контракта. В ней представлены основные разделы стандартного (типового) контракта с описанием их особенностей и характеристик: определение сторон; предмет договора; цена и общая сумма контракта; срок поставки товара; условия платежей; упаковка и маркировка; гарантии; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж.
Слайд 20Тема 10. Аренда
Данная тема введет Вас в мир арендных отношений
и познакомит с различными классификациями видов аренды, экономическими и правовыми основами аренды, ссылаясь на Федеральный закон Российской Федерации «О лизинге».
Слайд 21Тема 11. Сущность торговли инжиниринговыми услугами, патентами и лицензиями
Данная тема
раскроет вам сущность инжиниринга; необходимость и полезность инжиниринговых компаний; методы определения стоимости инжиниринговых услуг; сущность патентования и лицензирования; виды лицензий; способы оплаты лицензий.
Слайд 22Тема 12. Организация и техника торговых операций на тендерных торгах, товарных
биржах и аукционах
Изучив данную тему, Вы узнаете понятие тендерных торгов, типы тендерных торгов, понятие «тендер», технику организации тендерных торгов; понятие биржи и биржевых торгов, типы бирж, структуру, принципы и правила организации биржи, виды биржевых сделок; понятие аукционной торговли, технику проведения аукционных торгов; познакомитесь со статьями 447 и 448 ГК РФ, трактующих правила организации и проведения торгов и аукционов, и ФЗ РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».
Слайд 23Тема 13. Торговые посредники
Данная тема содержит понятие и виды торговых
посредников; преимущества и недостатки использования торговых посредников; условия работы торговых посредников на рынке; методы вознаграждения торговых посредников.
Слайд 24Тема 14. Предпринимательский риск
Представленная тема курса введет Вас в понятие
предпринимательского риска, расскажет о ступенях предпринимательского риска, определит понятия «расход», «потеря», «убыток», «ущерб», необходимость и сложность измерения риска, виды и причины возникновения предпринимательских потерь, принципы оценки и уменьшения риска.
Слайд 25Тема 15. Коммерческая тайна
Данная тема курса содержит ряд следующих вопросов:
понятие коммерческой тайны; информация, нуждающаяся в защите; промышленная информация; коммерческая информация; разработка мер защиты информации.
Слайд 26Тема 16. Морально-этический кодекс предпринимателя
В данной теме Вы познакомитесь с
морально-этическим кодексом предпринимателя, возникшим как продукт исторического развития представлений о достойном моральном облике бизнесмена и сопутствующих ему чертах и признаках честного, добросовестного предпринимательства и включающим ряд принципов ведения предпринимательского дела, выработанных еще в начале двадцатого века российскими предпринимателями (купцами).
Слайд 27Формы контроля
Предварительный контроль
Тест:
входной тест (по вариантам)
Текущий контроль
Тест:
тест для определения склонности к
предпринимательской деятельности
Форумы:
по теме 3 «Виды предприятий»
по теме 7 «Сделки и договора»
по теме 10 «Аренда»
Рубежный контроль
Индивидуальное практическое задание
Тест:
итоговый тест
Слайд 28Формы контроля
Итоговый контроль
Зачет
Слайд 29Глоссарий
Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного
осмысления материала.
Например:
«Быки» – это биржевые игроки, играющие на повышении цен;
Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Слайд 30Список литературы
Основная
Гражданский Кодекс РФ, 1998 г.
Об арбитражных судах в РФ :
Федеральный Конституционный закон РФ, 28.04.95 г., № 1-ФКЗ.
О государственной регистрации юридических лиц : Федеральный закон РФ, 08.08.01 г., № 129-ФЗ.
О естественных монополиях : Федеральный закон РФ, 17.08.95 г., № 147-ФЗ.
О лизинге : Федеральный закон РФ, 29.10.98 г., № 164-ФЗ.
О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон РФ, 08.08.01 г., № 128-ФЗ.
О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон РФ, 8.01.98 г., № 6-ФЗ.
О рекламе : Федеральный закон РФ, 18.07. 95 г., № 108-ФЗ.
О рынке ценных бумаг : Федеральный закон РФ, 22.04.96 г., № 39-ФЗ / в ред. ФЗ от 26.11.98 г. № 182-ФЗ, от 08.07.99 г. № 139-ФЗ.
Слайд 31Список литературы
Основная
О финансово-промышленных группах : Федеральный закон РФ, 30.11.95 г., №
190-ФЗ.
Об акционерных обществах : Федеральный закон РФ, 24.11.95 г., № 208-ФЗ / в ред. ФЗ от 13.06.96 г. № 65-ФЗ, от 24.05.99 г. № 101-ФЗ, от 07.08. 01 г. № 120-ФЗ.
Об иностранных инвестициях в РФ : Федеральный закон РФ, 09.07.99 г., № 160-ФЗ.
Об обществах с ограниченной ответственностью : Федеральный закон РФ, 14.01.98 г., № 14-ФЗ / в ред. ФЗ от11.07.98 г. № 96-ФЗ, от 31.12.98 г. № 193-ФЗ.
Об экспортном контроле : Федеральный закон РФ, 18.07.99 г., № 183-ФЗ.
О банках и банковской деятельности : Закон РФ, 02.12.90 г., № 395-1 / в ред. ФЗ от 03.02.96 г. № 17-ФЗ, от 31.07.98 г. № 151-ФЗ, от 05.07.99 г. № 126-ФЗ.
О защите прав потребителей : Закон РФ, 07.02.92 г., № 2300-1 / в ред. ФЗ от 09.01.96 г. № 2-ФЗ, от 17.12.99 г. № 212-ФЗ, от 30.12.01 г. № 196-ФЗ.
Слайд 32Список литературы
Основная
О таможенных тарифах : Закон РФ, 21.05.93 г., № 5003-1
/ в ред. ФЗ от 07.08.95 г. № 128-ФЗ, от 25.11.95 г. № 185-ФЗ, от 27.12.95 г. № 211-ФЗ, от 05.02.97 г. № 25-ФЗ, от 10.02.99 г. № 32-ФЗ, от 04.05.99 г. № 95-ФЗ, от 27.05.00 г. № 74-ФЗ.
О товарных биржах и биржевой торговле : Закон РФ, 20.02.92 г., № 2383-1 / в ред. Законов РФ от 24.06.92 г. № 3119-1, от 30.04.93 г. № 4919-1, ФЗ от 19.06.95 г. № 89-ФЗ.
О торгово-промышленных палатах : Закон РФ, 07.07.93 г., № 5340-1 / в ред. ФЗ от 19.05.95 г. № 82-ФЗ.
Бусыгин, А.В. Предпринимательство : Учебник / А.В. Бусыгин. – М. : Бусыгин, 2003. – 614с.
Буянов, В.П. Рискология: управление рисками / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов; Московская академия экономики и права. – М. : Экзамен, 2002. – 384 с. : табл. - (Высшее образование). – Библиогр. : с. 380-381. – Глоссарий : с. 382-383.
Грунин, О.А. Экономическая безопасность организации : Учебное пособие для студентов экономических и юридических вузов / О.А. Грунин, С.О. Грунин. – СПб. : Питер, 2002. – 160 с. : ил. - (Учебное пособие). – Библиогр. : с. 158-160.
Слайд 33Список литературы
Основная
Гуияр, Ф.Ж. Преобразование организации / Ф.Ж. Гуияр, Д.Н. Келли; Гос.
ун-т управления; Национальный фонд подготовки кадров / Пер. с англ. О.Е. Гончаровой, И.Г. Егоровой. – М. : Дело, 2000. – 376 с. – Указ. : с. 365-375
Гуськов, Н.Н. Лесков советует купцам не покупать зерно по образцам / Н.Н. Гуськов; Рец. Г.К. Логинов; Клуб русских офицеров. – Белгород : Везелица, 2002. – 192 с. - (Бизнес по классике). – Прил. : с. 167-188. – Библиогр. : с. 189-190
Казанцев, А.К. Менеджмент в предпринимательстве : Уч. пособие / А.К. Казанцев, А.А. Крупанин. – М. : Инфра М, 2003. – 230 с.
Косарев, А.И. Коммерческое право : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец. / А.И. Косарев, Н.А. Машкин, Н.А. Теплова и др. / Под ред. М.М. Рассолова; МО РФ. – М. : Юнити –Дана, Закон и право, 2001. – 462 с.
Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство : Учебник / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М. : Инфра-М, 2004. – 454 с.
Липсиц, И.В. Коммерческое ценообразование : Учебник для студентов экономических специальностей и фак-тов вузов / И.В. Липсиц; МО РФ. – М. : БЕК, 2000. – 354 с. - (Учебник). – Библиогр. : с. 339-343. – Словарь-указ. основных понятий : с. 344-353
Слайд 34Список литературы
Основная
Муравьев, А.И. Предпринимательство : Учебник / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев,
А.Б. Крутик. – СПб. : Изд-во «Лань», 2001. – 696 с.
Организация предпринимательской деятельности : Учебное пособие для студентов экономических спец. вузов / Под общ. ред. А.С. Пелиха; МО РФ. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 336 с. - (Экономика и управление). – Библиогр. : с. 329-330
Скляренко, В.К. Экономика предприятия : Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и др. эконом. спец. / В.К. Скляренко, В.М. Прудников; УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории, национальной экономики и экономики труда. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 528 с. : ил. - (Высшее образование). – Библиогр. : с. 503-504. – Глоссарий : с. 505-522
Солодилина, А.В. Основы предпринимательской деятельности. Краткий конспект лекций. − Белгород : издательство БелГУ, 2001. − 54 с.
Суша, Г.З. Экономика предприятия : Учебное пособие / Г.З. Суша; Рец. : Н.А. Смольская, каф. экономики природопользования и менеджмента Белорусского гос. технологического ун-та. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Новое знание, 2005. – 470 с. : ил., табл. – Прил. : с. 387-456. – Библиогр. : с. 457-459. – Алфавитный указ. терминов : с. 460-464
Слайд 35Список литературы
Основная
Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия : Учебник для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Тарасевич / Под общ. ред. Г.Л. Багиева; МО РФ. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 280 с. : ил., табл. – Библиогр. : с. 268. – Предметный указ. : с. 269-280. – Иностранные термины : с. 280
Томилов, В.В. Культура предпринимательства : Учебное пособие для студентов экономических вузов / В.В. Томилов. – СПб. : Питер, 2001. – 173 c. : ил., табл. - (Учебники для вузов). – Прил. : с. 155-172. – Библиогр. : с. 173
Экономика предприятия (фирмы) : Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец. / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина; Рец.: В.А. Слепов, М.Ю. Горнштейн; МО РФ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 601 с. - (Высшее образование). – Прил. : с. 591
Экономика предприятия : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. Е.Л. Кантора; УМС Северо-Западного гос. технического ун-та. – СПб. : Питер, 2003. – 351 с. : табл., ил. - (Учебник для вузов).
Экономическая психология. Социокультурный подход / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб. : Питер, 2000. – 511 с. - (Теория и практика менеджмента)
Слайд 36Список литературы
Дополнительная
Агапов, А.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О лицензировании отдельных
видов деятельности" / А.Б. Агапов. – М. : Статут, 2000. – 247 с.
Бовыкин, В.И. История предпринимательства в России. Кн. 1. От средневековья до середины XIX века / В.И. Бовыкин, М.Л. Гавлин, Л.М. Епифанова и др.; РАН; Ин-т российской истории / Руководитель проекта А.В. Семенова. – М. : РОССПЭН, 2000. – 480 с. : 23 л. ил. – Указ. имен : с. 453-478
Бовыкин, В.И. История предпринимательства в России. Кн. 2. Вторая половина XIX- начало XX века / В.И. Бовыкин, М.Л. Гавлин, Л.М. Епифанова и др.; РАН; Ин-т российской истории / Руководитель проекта А.В. Семенова. – М. : РОССПЭН, 2000. – 576 с. : 36 л. ил. – Прим. в конце глав. – Указ. банков, предприятий и фирм : с. 556-559. – Указ. имен : с. 560-573
Богацкий, И.С. Бизнес-курс английского языка : Словарь-справочник / Богацкий И.С. – 5-е изд., испр. – Киев : Логос, 2001. – 352 с.: ил. - (Вас ждет успех!). – Ключи к текстам : с. 345-349. – Библиогрю : с. 350-351
Бориско, Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка : Словарь-справочник / Бориско Н.Ф. – 5-е изд., стер. – Киев : Логос, 2000. – 352 с. : ил. - (Вас ждет успех!). – Ключи к тестам : с. 348-350. – Библиогр. : с. 351
Слайд 37Список литературы
Дополнительная
Гаврилов, В.В. Основы бизнеса и маркетинга : Учеб. пособие /
В.В. Гаврилов. – Воронеж : ВГУ, 2000. – 104 с. : рис. + табл. – Библиогр. : с. 104
Ежов, А.Н. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия = Organization of External Economic Activity of the Enterprise : Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060800 – Экономика и управление на предприятии машиностроения / А.Н. Ежов, И.М. Бондарев; Рец. : А.Н. Лапшин, Н.П. Залывский, А.А. Рыбин; УМО вузов России по образованию в области менеджмента; Лига развития науки и образования (Россия); Общество возрождения России (Италия); Международный "Институт управления"; МО РФ, 290-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова посвящается. – М. – Архангельск : Международный институт управления, 2001. – 400 с. : фотогр. – Фотоматериалы : с. 329-365
Слайд 38
Дополнительная
Казанцев, А.К. Менеджмент в предпринимательстве : Учебное пособие для студентов, обучающихся
по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / А.К. Казанцев, А.А. Крупанин; СПбГУ, Фак. менеджмента; СПбГИЭУ; УМО вузов России по образованию в области менеджмента. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 230 с. : ил., табл. – Библиогр. : с. 224-225. – Предметный указ. : с. 226-227
Корабельников, В.М. Стратегия предпринимательства : Учеб. пособие / В.М. Корабельников; МО РФ; СПб гос. инженерно-экономический ун-т. – СПб. : СПбГИЭУ, 2001. – 44 с. : ил. + табл. – Библиогр. : с. 142-143
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М. : Фонд "Либеральная миссия", 2003. – 218 с. : табл.
Слайд 39Сведения об авторе
ФИО: Костыря Анна Васильевна
Место работы: Белгородский государственный университет, факультет
бизнеса и сервиса
Ученая степень:
Ученое звание:
Должность: старший преподаватель кафедры
Кафедра: «Экономика и управление на предприятии (городского хозяйства)»
Контактная информация:
Адрес: г. Белгород, ул. Победы, д. 85, корп. 13
Рабочий телефон: 8-(4722)-30-12-84
E-mail: Kostyrya@bsu.edu.ru