Слайд 1Организационная информация
по проведению вебинаров в сообществе e-learning.by
Регистрация на вебинары производится САМОСТОЯТЕЛЬНО
на сайте v-class.ru
Во время вебинара будет вестись запись!
Запись вебинара будет опубликована на сайте e-learning.by в рубрике Ресурсы
По итогам вебинара на сайте e-learning.by будет организован форум, на котором можно продолжить обсуждение
С предложениями по проведению вебинаров обращайтесь:
e-mail: elena.lokteva@gmail.com
ICQ: 492-596-374
Слайд 2Владимир НАУМОВ
Педагогический дизайнер, тренер-консультант, WebSoft
Эмоции и электронный курс
Слайд 3Вопросы на сегодня
Зачем обучаемому эмоция?
Эмоция и цель курса.
"Положительные" и "отрицательные" эмоции
в обучении
Управление эмоциями
Кто на деле управляет эмоциями
Слайд 4КТО ХОЗЯИН ЭМОЦИИ?
Вашими эмоциями
управляете Вы сами
управляет другое лицо
Слайд 5Электронный курс может не вызывать эмоций?
Да
Нет
ЭМОЦИЯ И Е-КУРС
Слайд 6Может ли человек действовать: мыслить, совершать поступки, осуществлять выбор – без
и вне эмоций
Да
Нет
ЭМОЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 7Обреченность на эмоцию
Эмоции вплетены во все без исключения внутренние процессы и
Слайд 8Обреченность на эмоцию
Эмоции – штука врожденная
Эмоции свойственны не только человеку
Слайд 9А зачем человеку эмоции в е-курсе?
ЦЕЛЬ ЭМОЦИИ
Слайд 10
Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как
чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Должным образом мотивирует и направляет не обязательно т.н. положительная эмоция
Определимся
Слайд 11Фундаментальные эмоции
Удовольствие
Агрессия
Страх (бегство)
Слайд 12Нравится – не нравится
Высокая
+
Низкая
☺
☹
Вероятность удовлетворения потребности:
Слайд 13
Потребность обучаемого и цель курса
Слайд 14Как управлять эмоциями?
Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как
чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Слайд 15Вероятность
Эмоция требует вероятности, неопределенности, непредсказуемости, выбора, игры, соревновательности
Там, где все предопределено,
речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями
Слайд 16Эмоции в обучении
В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с
конкретными ментальными образами (объектами медиа) ― изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными потребностями
Регулярное возникновение эмоции в ответ на конкретные медиа-объекты способствуют достижению учебной цели
Слайд 17Основной закон эмоции
Высокая вероятность того, что цель будет достигнута, вызывает «положительные»
эмоции
Низкая вероятность достижения цели ведет к «негативным» эмоциям
Слайд 18Эмоции и потребности в обучении
Именно получение желательных эмоций и устранение нежелательных
переживаний (а не удовлетворение какой-либо реальной жизненной потребности) стимулирует учебную активность при выполнении конкретного задания, ознакомлении с конкретным слайдом и изучении курса в целом
Слайд 19Целевая аудитория
Знание целевой аудитории, а именно:
какой учебный материал ей
известен
способна ли аудитория усвоит новый материал
позволяет создать такой курс, вероятность достижения цели которого, а, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
Слайд 20Следствие 1
из основного закона
Обучение должно быть посильным для любого из участников,
лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции
Слайд 21Следствие 2
из основного закона
Обратная связь на поведение обучаемого, в том числе
и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели
Слайд 22Контроль и эмоции
Система учебного контроля должна предоставлять учащимся достаточно высокую вероятность
выполнения учебных задач и достижения цели курса
Широкий диапазон проходного балла
Дифференциация оценок
Возможность коррекции результата
Слайд 23Плюс и минус
Человек стремится минимизировать негативные переживания и усилить позитивные
Должен ли
контент «поступать» также?
Да, потому что…
Нет , потому что…
Слайд 24ЭМОЦИИ и эмоции
Эмоциональное содержание слайда и эмоции, переживаемые обучаемыми ― разные
вещи
Чтобы вызвать желательную эмоцию, контент вовсе не обязан воспроизводить только ее
Слайд 25Отреагирование негатива
Переживание негативных эмоций по поводу изложения учебного материала безопасно и
целесообразно!
Оно призвано научить управлять эмоциями и минимизировать негативные переживания в реальной жизни
Слайд 26Алгоритм отреагирования
Предъявить ситуацию (проблему)
Вызвать негативные эмоции
Сымитировать негативное поведение
Отреагировать на ту
же ситуацию в конструктивном ключе
Отреагирование = управляемое устранение нежелательных переживаний
Слайд 27Базовые эмоции
Радость
Интерес
Удивление
Гнев
Отвращение
Печаль
Презрение
Страх
Стыд-вина-смущение
Слайд 28Смех в курсе
Смех может выступать как выражением радости, так и негативных
эмоций (сарказм, издёвка и т.п.)
Целесообразно ли в учебных курсах использование «злого» смеха?
Слайд 29Учебный смех
Релаксирующий смех позволяет снять напряжение, переключить внимание и даже предотвратить
конфликт
Актуализирующий смех повышает познавательную активность, привлекает внимание к тому или иному предмету изучения
Оценочный служит для обеспечения обратной связи по результатам обучения, содержит оценку учебных действий
Мотивирующий побуждает к деятельности
Превентивный, напротив, выставляет в неприглядном виде нежелательное поведение
Слайд 30Резюме
Эмоция мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Управление эмоциями требует
вероятностности; неопределенности, непредсказуемости, выбора, игры, соревновательности
Высокая вероятность того, что цель будет достигнута вызывает положительные эмоции. Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.)
Обучение должно быть посильным, учебный материал – достаточно прост и достаточно сложен
Неуспехи целесообразно подавать как результат на пути достижения цели
Переживание негативных эмоций по поводу изложения учебного материала безопасно и целесообразно!
Смех в учебном курсе следует применять весьма осторожно
Выражение эмоций в курсе, особенно негативных целесообразно переносить на виртуальных персонажей или ситуации
Слайд 31ВОПРОСЫ?
ПОЖЕЛАНИЯ?
ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Владимир НАУМОВ
Педагогический дизайнер,
тренер-консультант
Компания WebSoft (г.Москва)
E-mail: nww59@mail.ru