Окказионализмыв творчестве поэтовСеребряного века презентация

Содержание

Актуальность Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание отыскать собственные образные речевые средства приводит к созданию окказионализмов; эти слова часто показывают способности и закономерности словообразования, ускользающие

Слайд 1Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
Исследовательская работа


Слайд 2 Актуальность
Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но

желание отыскать собственные образные речевые средства приводит к созданию окказионализмов; эти слова часто показывают способности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание лишь на словах, закрепившихся в языке.
Как отмечала Е.К.Чиркова: “…если мы желаем представить себе будущее языка, то мы обязаны так же тщательно изучить окказиональные явления речи, как изучают диалектизмы для лучшего понимания прошедшего языка…”


Слайд 3Цель:
Исследовать окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века


Слайд 4Задачи:
Дать понятие термина “окказионализм”;
Выявить предпосылки возникновения огромного количества новообразований в

творчестве поэтов “серебряного века”;
Выяснить, какие приемы употребляли поэты Серебряного века для образования “нового языка”;
Выявить модели словообразования, используемые
В.Хлебниковым, И.Северяниным, М.Цветаевой при разработке окказионализмов.


Слайд 5Объект исследования:
Принципы образования окказионализмов в творчестве поэтов Серебряного века, их

роль в тексте


Слайд 6Предмет исследования:
Структурно-семантические особенности новообразований В.Хлебникова, И.Северянина, М.Цветаевой на материале стихотворений,

включенных в сборники “Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзия Серебряного века”, “Избранное”.


Слайд 7Методы :
описательный
семантический
комплексный анализ
сравнительно-сопоставительный


Слайд 8Окказионализм -
слово, образованное по непродуктивной модели, используемое лишь

в условиях данного контекста” (Словарь-справочник лингвистических терминов” Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой)
Несмотря на это, их нельзя назвать неполноценными, так как они несут огромную эмоциональную нагрузку и являются более насыщенными по смыслу, чем слова общеупотребительные. Поэтому они частенько употребляются в поэтической речи.

Слайд 9Окказионализмы
создаются авторами индивидуально;
тесно соединены с

контекстом;
чаще носят эмоционально-экспрессивный характер;
они сохраняют новизну, ощущаются как новейшие, независимо от времени собственного сотворения;
у них отсутствует ориентация на общеупотребительность;
они могут создаваться по продуктивным и непродуктивным моделям.


Слайд 10Серебряный век - век нового слова
Более плодотворным

в плане образования новейших слов был “серебряный век”. Появляются такие разные литературные течения как символизм, акмеизм, футуризм
Писатели рубежа веков ощутили кризис эры, охвативший практически все отрасли: социально-экономическую, политическую, философскую, эстетическую. Все чувствовали необходимость выхода из тупика, но каждый по- своему. Символисты стремились сделать сверхискусство, где поэт-демиург творил легенду. Акмеисты, отрицавшие “литургическую”, мистическую линию символизма, провозгласили культ земного. “Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, таковая же красивая форма, как музыка для символистов”. Задачей же футуристов было создание искусства грядущего.


Слайд 11Футуризм
(от лат. Futurum - будущее) - одно из декадентских течений начала

20 века. Используя русский корень, Велимир Хлебников создал аналог этого наименования - “будетляне”, люди грядущего мира.
“Гилея”, кубофутуристы: В.Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, В.Каменский, В.Маяковский, А.Крученых и др.
“Ассоциация эгофутуристов”: Игорь-Северянин, И.Игнатьев и др.
“Мезонин поэзии”: Хрисанф, Рюрик, Ивнев и др.
“Центрифуга”: С.Бобров, Б.Пастернак, Н.Асеев и др.


Слайд 12
В декабре 1912 года вышел в свет сборник “Пощечина общественному

вкусу”, открывавшийся программной статьей кубофутуристов. В данной статье они утверждали: “только мы - лицо нашего времени”, и предлагали “сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности”, они устанавливали свои права “на увеличение словаря в его объеме случайными и производными словами” (Русс. лит-ра. Смирнова, 264).

Стоят: Н.Д. Бурлюк, Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, сидят: В.В. Хлебников и издатели футуристических сборников Г.Л. Кузьмин и С.Д. Долинский. 1913 г.


Слайд 13Задачи кубофутуристов:
В 1913 году в сборнике “Садок судей ” они более

конкретизировали свои задачи: “Мы расшатали синтаксис”, “нами осознана роль приставок и суффиксов”, “…мы отрицаем правописание”, “характеризуем существительные не лишь прилагательными, но и другими частями речи, а также отдельными знаками и числами”, “нами уничтожены знаки препинания”.

Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию окказионализмов


Слайд 14Казанский университет
В
Серебряный век с его “революционными” идеями явился благоприятной почвой для

образования не только новейших слов, но и новой поэзии во имя искусства грядущего.

Слайд 15Причины возникновения окказионализмов :
необходимость точно выразить мысль;
стремление автора кратко выразить

мысль;
потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику;
потребность избежать тавтологии;
необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.

Слайд 16Типы окказионализмов :
фонетические
лексические
семантические
грамматические
окказиональные сочетания слов


Слайд 17 Окказионализмы Северянина:
Поэтическая декларация Северянина:
“... пора популярить изыски”;
“Я облеку,

как ночи, - в ризы
Свои загадки и грехи,
В тиары строф мои капризы,
Мои волшебные сюрпризы,
Мои ажурные стихи”;
“Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.
Каждая строчка - пощечина.
Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.”

Слайд 18
Образования глаголов:
крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит, юнится, лунятся,

кострят, солнцевеют, ручьится, ракетит, трелит, беззвучу, центрит, вуалится, водопадит, газелит, солнится, листвеют...

формы разнообразны:
поэкстазить, офлерила, огрезят, весенься, окандалив, омгленный...

Во вдохновении словотворчества И. Северянин оглаголивает свой поэтический мир, придавая ему особый динамизм

Слайд 19
Он расширяет круг существительных:
по типу “тишь” создает сочь, влажь, ажурь,

смуть, лунь...
И творит в данном случае в русле словообразовательных языковых тенденций нашего века.

Компонует целые гнезда новообразований.
Опорные слова: поэтизмы “грёза” и “луна”.

Слайд 20
Компонует целые гнезда новообразований.
Опорные слова: поэтизмы “греза” и “луна”.


Слайд 21
Весенься вечно, бог пьяный слепо,
Всегда весенься, наивный бог!
Душа грезэра, как

рай, нелепа!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я упоен. Я вещий. Я тихий. Я грезэр.
Грезэр (то есть “тот, кто грезит”)


Слайд 22

Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над мистическим оком -

над бестинным прудом!
Как мечты сюрпризэрки
Над качалкой грезэрки
Истомленно лунятся: то - Верлэн, то – Прюдом
------------------------------------------------
Мне кажется, гораздо лучше надеяться, хоть безнадежно,
Чем мертвому, в немом безгрезьи, покоиться
бесстрастно-нежно.
.

Слайд 23


луна - олунить;
луна - луниться;
луна - лунеть;
луна - лунь;
луна

- луноструна;
луна - лунокудрая;
луна - лунный - лунно-бликие;
луна - лунный - лунно;
луна - лунный - лунно - лунно-направленные.
Итак, к 29 существительным “луна” И. Северянин добавляет девять своих “лунных” слов.


Слайд 24

В твоем саду вечернем бокальчики сирени
Росою наполняет смеющийся июнь,
И

сердце утопает в мелодиях курений,
И сердце ускользает в развеенную лунь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Немой Морфей
Соткал июнь,
вуаля лунь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как блекло ткал лиловый колокольчик
Линялую от луни звукоткань.


Слайд 25 Вывод:
Приведенный анализ окказиональных компонентов словообразовательных гнезд со стержневыми словами “греза”

и “луна” показывает, какое большое значение имеют окказиональные производные для формирования индивидуального лексикона
И. Северянина и какими выразительными ресурсами обладает словообразовательная система современного русского литературного языка.


Слайд 26Окказионализмы Цветаевой
М.Цветаева использует лексические окказионализмы
Так - только Елена глядит над кровлями
Троянскими!

В столбняке зрачков
Четыре провинции обескровлено
И обезнадежено сто веков.
Так - только Елена над брачною бойнею,
В сознании: наготой моей
Четыре Аравии обеззноено
И обезжемчужено пять морей.
Так только Елена - не жди заломленных
Рук! - диву дается на этот рой
Престолонаследников обездомленных
И родоначальников, мчащих в бой.


Слайд 27

многословное сращение:
Верстами - врозь - разлетаются брови.
Две достоверности розной любови,
Черные

возжи-мои-колеи -
Дальнодорожные брови твои!
---------------------------------------------------------
Над окаянной -
Взлет осиянный.
Праведник душу урвал - осанна!
Каторжник койку-обрел-теплынь.
Пасынок к матери в дом. - Аминь.


Слайд 28

Семантические окказионализмы:
Не дрожат ресницы длинные,
Личико недвижное.
Словно кто на лоб ей

выжал
Персик апельсинный.
Апельсинный, абрикосный,
Лейся, сок души роскошный,
Лейся вдоль щек -
Сок преценный, янтаревый,
Дар души ее суровой,
Лейся в песок!


Слайд 29
Виктор Владимирович Хлебников
1885 - 1922
Хлебников не поэт для потребителей. Его нельзя

читать. Хлебников – поэт для производителя.
В. Маяковский.

Слайд 30 Окказионализмы В.Хлебникова:
Нам удалось найти 139 новообразований Велимира Хлебникова. Лишь в

стихотворении “Заклятие смехом” встречаем 16 окказиональных слов.
Прилагательные, созданные методом сложения двух основ: огнивом-сечивом; зыбку-улыбку; куревом-маревом; желтострунный и стройно-плечистых, смелоликих.
Часто он употребляет корни с совсем различным лексическим значением, к примеру из двух таковых различных слов как вечер и грива (которые несовместимы по смыслу) Хлебников образует новое слово вечерогривы.
Что было - в водах тонет.
И вечерогривы кони,
И утровласа дева,
И нами всхожи севы.


Слайд 32

На берега озер черниловодных”, “печальнооких жен”, “в степях глубокожирных”.


Хлебников создал целую “периодическую систему слова”.
Свободно обращается со звуками, заменяя в словах один звук на другой. К примеру, вместо слова дня употребляется его аналог – зня
Хлебников мог образовать множество слов от одного корня. В его стихотворении “Заклятие смехом” мы встречаем 16 окказиональных слов, созданных на базе корня “смех”:


Слайд 33 О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,


что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиц надсмеяльных –
смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей,
Смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 34

Сыновеет , (по типу вечереет)
Красотинцы, смеюнчики, смехачи, времири, времыня, жарирей,

поюны.
Такие слова можно принимать лишь в контексте:
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
свора легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
свора легких времирей…


Слайд 35
Достоевскимо, пушкиноты, чингисхань, ниагарится
Сложные слова: бесповеликая, предземшарвеликая (земной шар

+ великий), хорошеуки (хороший +наука), лебедиво (лебедь+диво), Перунепр (Перун+Днепр)
. Серпень (как ливень).
Очаревна - от очарование - по типу слова царевна
Мореречи - слияния словосочетания “море речи”.


Слайд 36Бобэоби пелись губы.
Вээоми пелись взоры.
Пиээо пелись брови.
Лиэээй пелся облик.
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так

на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Классические примеры фонетических окказионализмов находим в экспериментальном стихотворении В. Хлебникова:


Слайд 38 Выводы:
Богатым на языковые опыты был серебряный век

русской литературы.
Дифференциация индивидуально-авторских новообразований по их соответствию-несоответствию моделям словообразовательной системы русского языка привела к следующим результатам:
в творчестве поэтов Серебряного века встречаются все типы окказионализмов, большая часть которых созданы по индивидуально- авторским моделям, по новым, ранее неизвестным моделям либо же с внедрением обычных способов, но с нарушениями и отступлениями. Хлебников не только создавал слова для данного контекста, но старался объединить их в единый язык
Исследование окказионализмов нужно, так как позволяет проникнуть в авторскую “мастерскую” поэта. Без описания схожих явлений нельзя считать картину русского словообразования полной.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика