Слайд 1ГОУ Борский психологический центр
ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ
Слайд 2Литература.
1. Савенков А.И., Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.,
2001.
2. Савенков А.И., Одарённые дети в детском саду и школе. - М., 2000.
3. Белова Е.С., Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 2001.
4. Доровский А.И., Дидактические основы развития одарённости учащихся. – М., 1998.
5. Бабаева Н.Д., Лейтес Н.С., и др. Психология одарённости детей и подростков – М., 1996.
6. Карне М. Одарённые дети – М., 1991.
Слайд 3Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
1. Интеллектуальная
Признаки различия
Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществить оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.
Слайд 5Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
2. Академическая
Признаки различия
Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.
Слайд 6Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
3. Творческая
Признаки различия
Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, факторов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабление к условностям и авторитетам.
Слайд 7Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
4. Лидерская
Признаки различия
Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное, лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определённой мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берёт на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями.
Слайд 8Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
5. Художественно-исполнительская
Признаки различия
Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное; обострённая интуиция охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимости в самовыражении, сильная увлечённость разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
Слайд 9Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
6. Психомоторная
Признаки различия
Проявляет повышенную активность в движениях,
предпочитает деятельность, требующую тонкой
точной моторики, координации двигательных
процессов, пластики, спортивность,
соревновательность, ускоренный
кинестетический самоконтроль.
Слайд 10Матрица определения видов одарённости
(М. Карне в кн.: «Одарённые дети». М.: Прогресс,
1991)
Вид одарённости
7. Духовная
Признаки различия
Проявляет высокие моральные качества, альтруизм (люди типа Альберта Швейцера, матери Терезы). Участвует в различных общественных мероприятиях, вносит в них положительный вклад.
Слайд 11Вводная матрица для выявления признаков одарённости у детей.
Ранее детство (1-3 года)
Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлечённость словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развёрнутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
Слайд 12Вводная матрица для выявления признаков одарённости у детей.
Дошкольный период (4-7
лет)
Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через "этажи"), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.
Слайд 13Вводная матрица для выявления признаков одарённости у детей.
Школьный период (8-17
лет)
Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
Слайд 14Вводная матрица для выявления признаков одарённости у детей.
Взрослый период (после
18 лет)
Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активен, настойчив, энергичен, склонен к риску. Нетерпелив при выполнении рутинной работы, предпочитает сложные задания. Независим в суждениях и поведении.
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
I.Особенности развития познавательной сферы.
Любопытство.
Сверчувствительность к проблемам.
Склонность к задачам
дивергентного типа.
Оригинальность мышления.
Гибкость мышления.
Лёгкость генерирования идей.
Лёгкость ассоциирования.
Способность к прогнозированию.
Высокая концентрация внимания.
Отличная память
Способность к оценке.
Интересы и склонности.
Слайд 16ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
II. Особенности психосоциального развития.
Самоактуализация.
Перфекционизм.
Самостоятельность.
Социальная автономность.
Эгоцентризм.
Лидерство.
Особенности эмоционального развития.
Юмор.