Слайд 2Переход
на уровневую
подготовку
в ВПО
Слайд 3СОВРЕМЕНЫЙ НАУЧНЫЙ ПОДХОД:
в сфере его профессиональной деятельности, определяемые законами, указами,
приказами, инструкциями, нормативами, состоянием рабочего места и пр.
Компетенции –
и ответственность
обязанности,
права
специалиста
Слайд 4СОВРЕМЕНЫЙ НАУЧНЫЙ ПОДХОД:
Компетентность специалиста –
сложившаяся система личных
отношений и установок, постоянно совершенствующиеся и реализуемые на практике
способности,
знания и умения,
деятельностные возможности,
мотивационная направленность,
осознание социальной значимости своих действий,
личная ответственность за их результаты
Слайд 5ПРОЕКТЫ ФГОС ВПО:
Компетенция – способность применять знания, умения и личностные
качества для успешной деятельности в определенной области
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.
Слайд 6Компетентность – мера освоения компетенции
Основной механизм становления и развития компетентности –
деятельность
Слайд 7ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Область профессиональной деятельности бакалавров
Объекты профессиональной деятельности бакалавров
Виды профессиональной
деятельности бакалавров
Слайд 8Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится бакалавр, определяются
высшим учебным заведением совместно с
- обучающимися,
- научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения,
- объединениями работодателей.
Слайд 9Электроэнергетика и электротехника
- Проектно-конструкторская;
- Производственно-технологическая;
- Организационно-управленческая;
- Научно-исследовательская;
-
Монтажно-наладочная;
- Сервисно-эксплуатационная.
Наземные транспортно-технологические
комплексы
- Проектно-конструкторская;
- Научно-исследовательская;
- Производственно-технологическая;
- Организационно-управленческая.
Слайд 10История
- Педагогическая;
- Научно-исследовательская;
- Культурно-просветительская;
- Экспертно-аналитическая;
- Организационно-управленческая.
Прикладная
математика и информатика
- Научная и научно-исследовательская;
- Проектная и производственно-технологическая ;
- Организационно-управленческая;
- Педагогическая.
Слайд 11Для разработки учебного плана выпускающая кафедра
1. Анализирует ФГОС по направлению, определяет
виды профессиональной деятельности выпускников
2. Выявляет содержание компетенций
по каждому циклу дисциплин
3. В учебном плане «поручает» каждой учебной дисциплине необходимые компетенции
Слайд 12ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
Реализация компетентностного подхода должна
предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (…), в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся
Слайд 13…компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и
иные тренинги, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах… должен составлять не менее 20% аудиторных занятий
Слайд 143. Определяет активные и интерактивные формы учебных аудиторных занятий и контроля
знаний в соответствии с объявленными компетенциями
Для подготовки рабочей программы
преподаватель каждой учебной дисциплины:
1. Анализирует ФГОС на содержание компетенций, объявляемых для конкретного направления бакалавриата
2. Анализирует учебный план конкретного направления бакалавриата и «набирает» соответствующие компетенции для своей рабочей программы.
Слайд 15
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
обучающийся
обучающийся
обучающийся
МЕТОДЫ ПАССИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд 16
коммуникационно-развивающая
Задачи интерактивного обучения
учебно-познавательная
социально-ориентационная
Слайд 18Лекция-беседа
является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов
в учебный процесс
позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Слайд 19Лекция-беседа
Преподаватель предлагает
систему вопросов и по ходу
лекции студенты отвечают с
мест
Преподаватель уточняет, дополняет,
обобщает, систематизирует ответы и
подводит теоретическую базу,
представляя решение слушателям уже
в виде совместно выработанного тезиса.
Слайд 20Лекция-дискуссия
Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, а так же
студентов между собой, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.
Дискуссия оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.
Слайд 21Лекция-дискуссия
преподаватель приводит примеры в виде
кратко сформулированных проблем
и предлагает студентам
коротко обсудить,
затем делает краткий анализ,
выводы и лекция продолжается.
преподаватель при изложении лекционного
материала не только использует ответы
студентов на свои вопросы, но и организует
свободный обмен мнениями в интервалах
между логическими разделами.
Слайд 22
Структура лекции-дискуссии
Часть лекции
Дискуссия
Следующая часть лекции
Дискуссия
Выводы
Слайд 23Проблемная лекция
усвоение студентами теоретических знаний;
развитие теоретического мышления;
формирование познавательного интереса к
содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
Слайд 24Проблемная лекция
Начинается с постановки проблемы,
которую в ходе изложения материала
необходимо
решить
В ходе лекции проблема представляется
в виде последовательности проблемных
ситуаций, проблемных вопросов
проблемных задач.
Их постепенное решение демонстрирует
студентам алгоритмы поисковой,
исследовательской деятельности.
Слайд 25Лекция пресс-конференция
Преподаватель заранее объявляет тему лекции и просит студентов подготовить
письменно по одному-два вопроса .
Перед лекцией студенты складывают на стол преподавателя свои вопросы.
Преподаватель сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию.
Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы.
В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, как отражения знаний и интересов слушателей.
Слайд 26
В данном типе лекции задействованы формы интерактивного обучения:
Конфликтность (внутренняя, содержательная и
внешняя между ожиданием ответа и его получением),
Диалогичность общения,
Введение элементов разыгрывания ролей
Вынужденность активного поведения студентов (подбор и формулирование вопросов, активное ожидание ответа, и его анализ).
Слайд 27Лекция
с заранее запланированными ошибками
Эта форма проведения лекции была разработана
для развития у студентов умений оперативно анализировать различные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Слайд 28Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее
содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции.
Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно.
Слайд 29Лекция
с заранее запланированными ошибками
создает повышенный эмоциональный фон, активизирует познавательную деятельность
студентов.
выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную.
Слайд 30Поведение студентов на такой лекции характеризуется определенной двуплановостью:
с одной стороны восприятие
и осмысление учебной информации;
а с другой стороны - своеобразная «игра» с преподавателем.
Слайд 31Лекция – визуализация
Лекция - визуализация предполагает изучение ряда визуальных или
материальных объектов в соответствии с темой лекции.
Слайд 32Лекция – визуализация
- способствует становлению и совершенствованию мыслительных операций на основе
наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
- учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и обратно;
Слайд 33Требования
к лекции-визуализации
Визуальные объекты должны быть четкими, яркими, насыщенными, доступными для
изучения
Для представления визуальных объектов важны заранее определенная последовательность, логика и ритм подачи учебного материала.
В конце лекции необходимо обобщение представленного визуального материала
Слайд 34Бинарная лекция
(лекция вдвоем)
В этой лекции учебный материал проблемного содержания
дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Слайд 35Идея
Демонстрация культуры дискуссии и
совместного поиска решения проблемной ситуации
Цель
Диалог представителей разных
научных школ
Структура
Теоретическая информация излагается в виде размышления, спора, дискуссии, взаимодополнения
Бинарная лекция
Слайд 36Лекция с разбором конкретных ситуаций
Идея
Научить использовать теоретическое знание на практике
Цель
Знакомство с
реальными ситуациями, разрешаемыми средствами изучаемой дисциплины
Структура
Предлагается ситуация, выслушиваются мнения студентов, демонстрируются возможности науки по разрешению ситуации
Слайд 37- на каждую ситуацию должен быть подготовлен эталонный ответ.
Требования к ситуациям
-
текст ситуации должен содержать минимум признаков, необходимых для правильного решения;
- конкретные профессиональные ситуации не должны носить опережающий характер;
- в ситуации могут включаться только подлинные документы;
- ситуация может содержать «информационный шум», который студент должен уметь отсеять;
Слайд 38Лекция- «бутерброд»
Идея
Непосредственное применение теоретических сведений
Цель
Смена видов деятельности слушателей
Структура
Теоретическая информация
(лектор)+ Решение задач (слушатели) (Поочередно несколько циклов)
Слайд 39Лекция с текущим контролем
Идея
Проверка понимания теоретических сведений
Цель
Смена видов деятельности слушателей
Структура
Теоретическая информация (лектор)+ Тестовый контроль (слушатели) (Поочередно несколько циклов)
Слайд 40Интерактивный семинар
Семинар в ВУЗе предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией
научного познания
Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками использования теоретического знания в разных ситуациях
Слайд 41На интерактивных семинарах решаются задачи
Закрепление, углубление и расширение знаний учебной
дисциплины
Обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины
Изучение и анализ литературных источников по конкретной теме учебной дисциплины
Активизация познавательной позиции студентов
Слайд 42На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать
Узловые темы курса, усвоение которых определяет
качество профессиональной подготовки
Вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения
Слайд 43 Семинар – «мозговой штурм»
Эффективный способ активизации коллективной творческой деятельности
Суть – выдвижение, анализ и оценка гипотез
Слайд 44Этапы работы
Формулирование проблемы, подлежащей решению
Определение условий и правил коллективной работы
Формирование рабочих
групп (не менее 2) и выбор экспертов
Публичное выдвижение идей рабочими группами
Анализ и оценка выдвигаемых идей экспертами
Принятие общего решения всей учебной группой
Слайд 45Условия и правила проведения семинара
выдвигаются любые идеи, связанные с поставленной
проблемой
выдвигаемые идеи формулируются четко и кратко
выдвигаемые идеи не должны дублировать друг друга
критика по поводу выдвигаемых идей со стороны экспертов и преподавателя не допускается
время выступления ограничивается
Слайд 46 Семинар «Круглый стол»
Разновидность полилога
Требует от преподавателей и студентов реализации
принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии
Слайд 47 Взаимная интеллектуальная терпимость
и доверие участников, объективность,
искренность, активность, откровенность,
определенный уровень эмоциональной
напряженности
Основной принцип
Слайд 48Подготовка и проведение «Круглого стола»
Тема сообщается заранее
Студентам предлагается подготовить вопросы
и выступления по теме
Организуется архитектура аудитории (расположение участников по кругу)
Преподаватель разрабатывает сценарий, в котором определяются возможная последовательность, содержание и регламент выступлений
Для поддержки дискуссии преподаватель должен предусмотреть различные стимулы (примеры, вопросы, документы и пр.)
Слайд 49Семинар «Деловая игра»
Имитационное моделирование реальных механизмов и процессов
Форма воссоздания предметного и
социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.п.)
Возможность «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях
Слайд 50Семинар «Деловая игра»
Имитационные игры
Операционные игры
Ролевые игры
Слайд 51Имитационные игры
На занятиях воссоздается деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения
Имитироваться
могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение деловых встреч, обсуждение плана работы цеха и т.п.)
Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и явлений
Слайд 52Операционные игры
Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, характерных для решения производственных
задач
В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс
Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные
Слайд 53Разыгрывание ролей представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе
которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей
Этот метод направлен на развитие поведенческих умений, как социального так и профессионального характера
Ролевые игры
Слайд 54Ролевые игры
В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и
обязанностей конкретного лица
Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации (пьеса)
Между всеми участниками игры распределяются роли с «обязательным содержанием»
Слайд 55Подготовка к деловой игре
Ознакомление участников и экспертов с исходной информацией
Формирование мини-групп
Совместное
определение задач игры
Распределение ролей
Оглашение правил поведения (например, запрещено отказываться от порученной роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность участников, нарушать регламент и этику поведения)
Слайд 56Возможный ход деловой игры
Анализ исходной информации
Подготовка к выполнению ролевых функций и
заданий
Выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий
Организация соревнования между группами
Слайд 57Преимущества деловой игры
Моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность вовлечения студентов в профессиональную
среду
Поисковый характер деятельности участников способствует развитию профессионального мышления, учит анализировать производственные ситуации, взаимодействовать с партнерами
Деловая игра раскрывает личностный потенциал студентов, каждый их них может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими
Слайд 58Семинар – дискуссия
Семинар-дискуссия - полилогическое общение участников, в процессе которого
обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы
Слайд 59 Цели проведения дискуссии
Цель
дискуссии
Обучение
Систематизация
Стимулирование
Диагностика
Коммуникация
Исследование
Слайд 60Структура дискуссии
Диалог
Спор
Дополнять идеи, мысли
Защищать личные позиции
ДИСКУССИЯ
Слайд 61Семинар-исследование
Это интерактивная форма
семинарского занятия,
которая чаще всего применяется
после
изучения большой темы
Слайд 62Структура семинара
1. Распределение студентов по подгруппам 2.
Предложение списка проблемных вопросов 3. Обсуждение в группе и подготовка выступления 4. От группы выделяется один докладчик, а остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп.
5. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов (оценка может интегрироваться с учетом мнений студентов)
Слайд 63Семинар «Пресс-антипресс»
Семинар проводится с целью закрепления материала после изучения большого
раздела или темы
Слайд 64Порядок проведения
До начала занятия группе предлагается подготовить вопросы (5-10) по
изученному материалу На занятии группа делится на две подгруппы Первая подгруппа задает вопросы, вторая – отвечает Далее группы меняются ролями Преподаватель может «снимать» неудачные вопросы Преподаватель оценивает не только ответы, но и качество задаваемых вопросов
Слайд 65Развивающий семинар – «дотошные студенты»
Основной целью семинара является развитие навыков
усвоения больших массивов информации, умения вычленять из нее главное, ставить правильно вопросы разного плана
Слайд 66Порядок проведения
Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека
Каждой подгруппе
выдается до 2-х страниц машинописного текста(смысловая единица пройденного учебного материала), который может содержать и формулы, и таблицы, и рисунки
По тексту предлагается составить как можно больше вопросов за ограниченное время и затем задать их другой подгруппе
У какой подгруппы список вопросов длиннее и вопросы точнее, та подгруппа и выиграла
Слайд 67Семинар «Шпаргалка»
На семинаре студенты учатся выделять из текста главные мысли, структурировать
их, лаконично излагать информацию.
Рекомендуется проводить после изучения курса или большой по объему темы
Слайд 68Семинар «Шпаргалка»
Студентам предлагаются вопросы для зачета или экзамена
Каждый студент должен написать
шпаргалку на случайно выбранный вопрос
Затем шпаргалки перемешиваются и студент отвечает уже по чужой шпаргалке
Автор отслеживает ответ и помогает отвечающему. Слушатели задают вопросы
Слайд 69Критерии оценки организации семинарского занятия
Целенаправленность
Планирование
Организация семинара
Стиль проведения семинара
Управление группой
Слайд 70ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Основная цель:
Закрепление теории, отработка алгоритмов и методов решения задач
Интерактивные формы:
Работа
в малых группах
Дидактическая игра «Тренинг»
Дидактическая игра «Обзор»
Дидактическая игра «Контроль»
Слайд 71ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Формирование практических навыков действий с материальными объектами
Лабораторные работы исследовательского типа
Публичная
защита работ (индивидуальная или в малых группах)
Основная цель:
Интерактивные формы:
Слайд 72Дидактическая игра «Тренинг»
Основная цель:
Научиться решать стандартные задачи
Обязательное условие:
У каждого из подгруппы
должны быть решения в тетради, каждый должен уметь объяснить решения
Слайд 73ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Пресс-конференция»
Ведущие:
успевающие студенты
Итог: ведущие получают «зачет» или экзаменационную оценку
Слайд 74ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАЧЕТ
1. Выяснение знаний основных понятий (разрезанные определения, алгоритмы, формулы, индивидуальные
ответы)
2. Решение стандартных задач «на скорость» или «на количество»
3. Решение творческих заданий с публичным представлением решения
Основное требование: выполнение всех домашних заданий
Слайд 75МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЭКЗАМЕН
1. Индивидуальное выполнение практических заданий с использованием конспектов и учебной
литературы
2. Объяснение преподавателю решенных заданий, ответы на дополнительные вопросы преподавателя
3. Подготовка устного ответа на вопрос экзаменационного билета
Оценка «удовлетворительно»
Оценка «хорошо» или «отлично»
Слайд 76Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь
Благодарим за внимание