Слайд 1ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Работу выполнила студентка СКТБО441-2\2
Коробова Алина
Слайд 2Главное содержание общения — это воздействие на партнера
Слайд 3Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл
и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга.
Слайд 4Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в
русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла
Слайд 5Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в
которой основными понятиями являются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:
1) состояния Я, сходные с образами родителей;
2) состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Слайд 6Основные характеристики позиций Родителя,Взрослого,ребенка
Слайд 7Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.
Ориентация
на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
Слайд 8Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое
понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.
Стратегия "нанимателя" — адаптация к партнеру.
Слайд 9Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою
точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.
Слайд 10Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные
типы:
- одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";
- общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.
Слайд 11Этапы общения
1) установление контакта;
2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
3)
обсуждение вопроса, проблемы;
4) принятие решения;
5) выход из контакта.
В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной
Слайд 12Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей
для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений.
Слайд 13Этап ориентации
Задачи этапа ориентации:
- вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и
вовлечь его в обсуждение;
- выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
Слайд 143 вида арспределения ролей
"пристройка сверху",
"пристройка снизу"
"пристройка на равных".
Практически это градации использования так называемой доминантной техники самопрезентации
Слайд 15Эффект контраста
Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие
нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.
Слайд 16На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его
в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.
Слайд 17В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на
собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие деловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость.