Слайд 1Образовательная технология «портфолио»
Ст. научный сотрудник лаборатории РНОО, к.ф.н.
Игнатьева А.С.
Слайд 2Что такое портфолио?
Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:
коллекцию работ учащегося, всесторонне
демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Слайд 3Портфолио
Работа учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной
деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности
Слайд 5Технология портфолио предполагает освоение учащимися
различных способов деятельности, выводящих их на конкретный
продукт;
техник рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования;
методов, позволяющих генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.
Слайд 7Рабочий портфолио
Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует
прогресс учащегося в какой либо учебной сфере. Может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Слайд 8Портфолио процесса
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс
обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки, результаты диагностики.
Слайд 9Показательный портфолио
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной
программы. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ.
Слайд 10Портфолио подготовленности
Портфолио как средство определения готовности ученика ступени к выпуску. Школьникам
требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в предметных областях и социальной деятельности .
Слайд 12Общая структура портфолио ученика
Слайд 13Ситуации, реализующие раздел «Портрет»
Кто я? «Неоконченное предложение»
Мое жизненное кредо
Познаю себя
Самореклама
Моя
биография от 1 месяца до настоящего дня
Родители обо мне. Пособие для учителя: как воспитывать моего ребенка – вредные советы и не очень…
Слайд 14Рабочие материалы
Страница портфолио первоклассника (рабочий портфолио)
«Учимся списывать безошибочно»
Длительность работы 1,5
месяца. Когда на уроке встречается задание на списывание, отмечаем его особым значком на полях тетради.
В течение месяца 1 раз в неделю на уроке русского языка из отмеченных значком заданий, выполненных за неделю, выбираем одно, где наибольшее количество слов списано безошибочно. Отмечаем его. Отвечаем письменно на вопрос: «Что помогает списывать безошибочно?» 1-2 предложения на записочке, которую убираем в конверт.
В конце месяца работаем с собранным материалом:
- Смотрим, увеличилось ли количество слов, списываемых безошибочно. Выбираем одно задание, где безошибочно списано наибольшее количество слов.
- Анализируем записочки, составляем памятку «Что помогает списывать без ошибок»
Через 2 недели создаем лист Портфолио. Ответ на вопрос: «Помогла ли мне памятка научиться списывать без ошибок?» 2-3 предложения
Слайд 15Мои достижения
Страница портфолио первоклассника (показательный портфолио) «Мой лучший рисунок в
1 классе»
Длительность работы – учебный год
Один раз в четверть выбираем рисунок по критерию – правильность композиции. Рисунок сопровождаем комментарием 1-2 предложения. Убираем и рисунок, и комментарий в файл.
На последнем уроке изобразительного искусства работаем с собранным материалом. Анализируем по указанному критерию рисунки, сопоставляем записочки. Определяем лучший рисунок за год. Оформляем страницу портфолио: Рисунок исходный комментарий, обоснование итогового выбора – что особенно удалось.
Слайд 16Портфолио – основа индивидуального образовательного маршрута
Слайд 17Портфолио - основа накопительной оценки
Слайд 18По результатам накопительной оценки на основе материалов портфолио делаются выводы о:
Сформированности
предметных и универсальных УД и опорной системы знаний.
Способности к саморганизации с целью постановки и решения учебных задач (умение учиться).
Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационной, познавательной, волевой и регулятивной.