Объединенная международная научно-практическая конференцияЭлектронный век культуры и EVA 2013 Москва(19–22 ноября 2013 г.)Специальный научно-практический семинарИнформационное общество: камо грядеши?(20 ноября 2013 г.)О сущностном и феноменологическомспос презентация

Содержание

Магия концепции «информационного общества» До конца 1980-х – начала 1990-х гг. концепция «информационного общества» считалась в СССР буржуазной идеологической диверсией. («-») В 1990-е гг. проблемами «информационного общества» в России занимались

Слайд 1Объединенная международная научно-практическая конференция «Электронный век культуры» и «EVA 2013 Москва» (19–22 ноября

2013 г.) Специальный научно-практический семинар «Информационное общество: камо грядеши?» (20 ноября 2013 г.) О сущностном и феноменологическом способах описания социальных явлений

К.филос.н. Юрий Юрьевич Черный, зам. директора ИНИОН РАН по научной работе, yuri.chiorny@mail.ru


Слайд 2Магия концепции «информационного общества»

До конца 1980-х – начала 1990-х гг. концепция «информационного

общества» считалась в СССР буржуазной идеологической диверсией. («-»)
В 1990-е гг. проблемами «информационного общества» в России занимались мало.
С начала 2000-х гг. Россия подключилась к строительству «Глобального информационного общества» (ГИО). («+»)

Слайд 3Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество?
Фрэнк Уэбстер (Frank Webster) – британский

социолог (р. в 1950). Известен критическими исследованиями концепции «информационного общества».

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

Слайд 4Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество?
Существует (образовалось общество нового типа)
Дэниел Белл и его

последователи (постиндустриализм);
Жан Бодрийар, Марк Постер (постмодернизм);
Мануэль Кастельс (теория информационного способа развития) и др.

Не существует (реализуется тенденция «информатизации» общества, возникшая ранее)

Герберт Шиллер (неомарксизм);
Юрген Хабермас (теория публичной сферы);
Энтони Гидденс (теория рефлексивной модернизации) и др.


Слайд 5Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество?
«…нельзя упускать из

виду ещё одну тему – раскол между адептами идеи информационного общества и сторонниками взгляда на информатизацию как на продолжение ранее установленных отношений. /…/ Ни один теоретик из последнего перечня не отрицает, что в современном мире информация играет ключевую роль, но в отличие от учёных из первого списка они полагают, что её формы и функции подчиняются давно установившимся принципам и практикам. По мере чтения книги читатель получит возможность решить, какой из подходов представляется ему наиболее перспективным» (Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – С. 12).

Слайд 6Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество?
Симпатии самого Уэбстера – на стороне

теоретиков исторической преемственности.
«Общее, что есть у Хабермаса, Шиллера и Гидденса, - убеждение, что исследованию подлежит информатизация нашего образа жизни, и сам процесс этой информатизации продолжается, возможно, уже несколько столетий, хотя за последнее время, после индустриализации и возникновения национальных государств в XIX в. он ускорился. А в XX в. с глобализацией и возникновением международных организаций он идёт вообще стремительными темпами, захватывая и связывая рыночными отношениями те регионы, которые до тех пор были географически удалены от центров развития, и области, которые были слишком личными» (Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – С. 363).

Слайд 7Что же существует «на самом деле»?
«На самом деле»

существует и то, и другое на уровнях:
а) феноменологического описания;
б) описания внутренних механизмов, обуславливающих феноменологические эффекты (сущностное описание).
Теория социальных эстафет (ТСЭ) М.А. Розова (1930-2011). Методология изучения систем с рефлексией (рефлектирующих систем).

Слайд 8Понятие рефлектирующей системы в рамках ТСЭ
Рефлексия – способность человека осознавать самого себя,

своё поведение, свои цели и задачи.
Рефлектирующая система – любое социальное образование, способное описывать своё поведение и использовать полученное описание в качестве правил, принципов, алгоритмов и т.п. в ходе дальнейших действий (см.: Розов М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия. – М.: РОССПЭН, 1996. – С. 188).

Слайд 9Аналогия с естествознанием (изучение поведения газа в сосуде)
Феноменологическое описание соотношения между объёмом, температурой и

давлением газа (законы Бойля- Мариотта, Гей-Люссака и Шарля).

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона), из которого три газовых закона выводятся теоретически.
Однако газ не может менять своё поведение на основе этого уравнения!


Слайд 10В.Я. Пропп. Морфология волшебной сказки
Феноменологическое описание: существуют некоторые общие сюжеты в

различных волшебных сказках.
Их можно описывать и устанавливать соотношения между ними.

Сущностное описание: имеется единая композиционная схема, лежащая в основе всех сказок.
На её основе можно создавать сколько угодно новых сказок!


Слайд 11Возвращение к концепции «информационного общества»
Феноменологическое описание (постиндустриализм, постмодернизм, теория информационного способа

развития): действительно имеют место серьёзные изменения в обществе и они могут быть описаны эмпирически. Для такого описания требуются новые термины

Сущностное описание (неомарксизм, теория публичной сферы, теория рефлексивной модернизации): могут быть установлены законы происходящих социальных изменений.
На этой основе человек и общество могут вносить коррективы в программы своего поведения и развития!


Слайд 12Дефицит рефлексии в области концепции «информационного общества»
Имеющийся дефицит рефлексии в области

концепции информационного общества (под ним сегодня понимается главным образом насыщение социальной сферы техническими устройствами) позволяет предположить существование определённых сил, не заинтересованных в том, чтобы система (глобальный мир) меняла своё поведение под влиянием этой рефлексии.
Процесс информатизации в его доминирующей технократической тенденции преподносится миру как «объективный», а значит и неизбежный.
Это ведёт к тотальной несвободе и противоречит объективным законам развития социальных систем.

Слайд 13



Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика