О ПРИРОДЕ МУЗЫКИ И УСЛОВИЯХ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА презентация

Содержание

ПЛАН ПРЗЕНТАЦИИ: Что такое звук? Что такое эмоциональная коммуникация? Что такое музыка? Запись музыки («музыкальные консервы») Воспроизведение музыки дома

Слайд 1О ПРИРОДЕ МУЗЫКИ

И УСЛОВИЯХ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

© А.Газарян, 2012


Слайд 2ПЛАН ПРЗЕНТАЦИИ:

Что такое звук?
Что такое эмоциональная коммуникация?
Что такое музыка?
Запись музыки («музыкальные

консервы»)
Воспроизведение музыки дома

Слайд 3Что такое «звук»?


Слайд 4Все тела в природе постоянно излучают вибрационные волны различного типа –

гравитационные, электромагнитные, механические и т.п. – которые могут генерироваться сами телом или быть отраженными от него. Распространяясь в соответствующих средах эти волны постепенно затухают, но не исчезают, строго говоря, нигде и никогда.

Каждое живое существо постоянно окружено бесконечным количеством вибрационных волн различной природы, приходящим от бесконечного количества объектов. Некоторые из них используются для ориентации в среде.

Например, электромагнитные колебания с длиной волны 0,38-0,78 мкм и интенсивностью до 100 000 люкс воспринимаются сетчаткой глаза человека и формируют в его мозгу образы отражающих их предметов. У других животных «светом» работают другие волны…
Это не означает, что не воспринимаемые в качестве «света» электромагнитные колебания не существуют, или что они не значимы для организма…

ВИБРАЦИИ


Слайд 5Механические вибрации окружающей среды воспринимаются каждой клеточкой нашего тела, непосредственно

влияют на протекающие процессы как на клеточном уровне, так и на уровне отдельных органов и в организме в целом. На эти вибрации организм реагирует, меняя соответствующим образом свое состояние – («affective state»)

Часть диапазона механических вибраций (как по частоте, так и по интенсивности) используется специальным настроенным на этот диапазон «аппаратом слуха» для «акустического рассматривания» окружающей среды.

У сверчка – этот аппарат представляет собой прослойку в передних коленных суставах, которая настроена на определенную частоту, и когда на этой частоте поступает «сигнал» от других сверчков, то ноги и крылья начинаются двигать его в направлении этого сигнала. Никакой «мозг» для этого не нужен. Никакого «звука» сверчки не слышат – это мы их слышим…


АППАРАТ СЛУХА


Слайд 6У человека – аппарат слуха включает в себя в качестве детекторов-преобразователей

органы уха и в качестве процессора распознавания внешних звуковых образов мозг.
Нейроны коры головного мозга настроены на определенные частоты, на которых они возбуждаются – для каждой частоты свои нейроны.

Слайд 7
Слуховой аппарат человека (= ухо + мозг) развился позднее,

чем осязание, обоняние, зрение и вкус, и представляет собой наиболее совершенный детектор окружающей среды на базе интеллектуального процессора колоссальной мощности, который состоит из 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятками тысяч других….

Этот детектор анализирует внешние механические вибрации в определенном диапазоне частот и интенсивностей – вот именно те, которые использует мозг на когнитивном уровне, и называются «звуком».

Слайд 8Для человека «звуком» являются вибрации

с частотой около 20 Гц – 20 кГц (1:1000), и интенсивностью 0 - 150 дб (1:1000000000000000)

звук

ЗВУК

(для «света» эта вибрационная «щель» гораздо уже - 1:2 по частоте, для распознавания которой используются колбочки только 3 типов, а волосков-камертонов в ухе около 1500 типов ).


Слайд 9
Разрешающая способность слухового аппарата человека такова, что он отличает разницу в

частоте менее 1% (в первой октаве это около 1/10 тона), и разницу в интенсивности около 1/1 000 000.

Поскольку слышим мы не cтолько ухом), сколько мозгом – для обработки сложной звуковой информации требуется время:

1 мс (0.001 сек) – чтобы установить, что есть какой-то звук,
2 мс – интервал, позволяющий установить, что есть два звука,
но 20 мс, чтобы определить, который звук пришел первым,
13 мс – чтобы установить основную частоту звука,
50 мс – чтобы оценить громкость звука,
100 мс – чтобы определить тембр, и т.д.


Слайд 10Полезную мощность источника звука

(количество излучаемой энергии) можно оценить в ваттах
скрипка – 0,1
фортепьяно – 0,5
тромбон – 6
симфонический оркестр – 60-70.

Физическое звуковое давление оценивается по логарифмической шкале в децибелах
самый тихий слышимый звук – 0 дб
в 10 раз более сильный – 10 дб
в 100 раз более сильный – 20 дб
в 1 000 000 раз более сильный – 60 дб
и т.д. …..
(т.е. давление в 90 дб – это в 10 раз больше, чем 80 дб…)

МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА И ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ


Слайд 11
Психологическое восприятие громкости звука

происходит по обратной логарифмической шкале, что для диапазона 30-110 дБ означает соотношение порядка 1:8, а не 1:100 000 000.

Кроме того, наша чувствительность зависит от частоты, поэтому для восприятия громкости на частоте 100 Гц как такой же по сравнению с сигналом 10 кГц – необходимо в 100 раз большее звуковое давление (+20 дБ).

ГРОМКОСТЬ ЗВУКА


Слайд 12Тон звука определяется основной частотой вибрации источника звука.
ТОН И ЕГО

КОМПОНЕНТЫ

Слайд 13Все существующие в природе источники, если уж создают вибрацию, то наряду

с основной также и кратные ей по частоте дополнительные вибрации, которые называются обертонами (или, наряду с основным тоном – гармониками).

Натуральный тон представляет собой суперпозицию всех гармоник.

Слуховой аппарат человека различает до 40 гармоник.

40-я гармоника для ноты «ля» первой октавы – 17600 Гц
для ноты «ля» второй октавы – 35200 Гц

На достаточно высоких частотах спектр одновременно сосуществующих вибраций как бы уплотняется относительно деления на октавы (октава от каждого основного тона – это его удвоенная частота).

Слайд 15Все предметы и пустоты имеют свои резонансные частоты,

на которых вибрации легко возбуждаются и долго продолжаются, не требуя дополнительного притока энергии (зоны наименьшей диссипации энергии).

Под воздействием вибраций резонансной частоты эти предметы или пустоты начинают звучать, усиливая действие источника звука
(за счет повышения его эффективности, поскольку энергия меньше поглощается и больше отдается вовне), в то время как другие составляющие спектра подавляются.

РЕЗОНАНСЫ


Слайд 16
В создании звука часто одновременно участвуют источник вибраций и резонатор, который

усиливает и продлевает звук.

Под влиянием резонирующих тел или пустот одни гармоники могут более усиливаться, а другие – приглушаться. В зависимости от этого звук приобретает различный тембр.

(Форманта кларнета характеризуется усилением на частотах 1500-1700 и 3700-4300 Гц, тромбона – на частоте около 600-800 Гц, у скрипки все первые обертона звучат одинаково, почти как основной).

ТЕМБР ЗВУКА


Слайд 17В любом натуральном звуке отражается окружающий мир,

поэтому слух не отключается никогда, постоянно контролируя среду, как не отключается и восприятие внешних вибраций клетками и внутренними органами нашего тела.

Полной «тишины» в естественной условиях не бывает, поэтому недостаток звуковой информации вызывает панику, а тишина в больших дозах – психические расстройства и смерть.


ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ


Слайд 18
Поток информации об окружающей среде, поступающей со звуком, значительно больше потока

«зрительной» информации, (хотя последняя и играет доминирующую роль в сознательных когнитивных процессах, занимающих 0,0005% активности мозга).

Мы закрываем глаза, чтобы лучше слышать (так же поступает мозг, «приглушая» анализ зрительной информации, когда необходимо усилить восприятие звуковой), но никогда не затыкаем уши, чтобы лучше видеть.


Слайд 19Чтобы ориентироваться в окружении,

организму обычно достаточно распознать какой-либо элемент этого окружения, или элемент естественной взаимосвязи явлений, характерный для некоторой типичной ситуации.

Сигнал – любое воспринимаемое (различаемое) субъектом явление, которое позволяет отнести ситуацию к определенной категории, связать ее с соответствующим «отображением» в памяти.


Слайд 20
Естественный сигнал – отображает ситуацию,

которая имеет место быть в настоящий момент, и поэтому вызываемая им реакция может быть
немедленной и непосредственной, на уровне безусловного рефлекса,
или немедленной и опосредованной, на уровне условного рефлекса,
или требовать «осмысления» на уровне когнитивного поведения…

В любом случае механизмы перевода организма в состояние готовности к определенной реакции, если в сигнале содержится необходимая информация для их запуска, включаются немедленно, до того, как свои выводы сделает более или менее рациональное мышление
(мы сначала пугаемся, а потом думаем с чего это, нам сначала нравится, а потом понимаем почему…)

Слайд 21Воспринимаемые нами звуковые образы «закодированы»

в танце молекул воздуха, соприкасающихся с нашим ухом, которые одновременно танцуют много разных танцев, да еще на фоне общего стохастического теплового движения…

«Распознавание образа» источника из этого почти хаоса разношерстных вибраций частиц воздуха требует от мозга решения очень сложной двуединой задачи – выделение сигнала из шума, и интерпретация этого сигнала.

РАСПОЗНАВАНИЕ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ


Слайд 22Выделение сигнала из шума осуществляется за счет проверки его «спектрального кода»,

и за счет «недвусмысленной локализации»).

Наш мозг способен выделить интересующий его естественный сигнал на фоне большого смешения различных звуков.

Даже в большой компании мы легко начинаем «слышать», о чем говорит кто-то, как только сфокусируем на нем свое внимание (это известный феномен «приема с коктейлем»), точно также мы начинаем слышать отдельного певца из хора, или музыканта оркестра, когда начинаем смотреть на него.

Все это касается в первую очередь естественных сигналов, натуральных звуков, поскольку в них всегда содержится необходимая информации для идентификации источника.

Слайд 23Распознавание образов и интерпретация естественных звуковых сигналов чрезвычайно сложна, и наш

мозг с этой сложностью справляется только на подсознательном уровне.
Сознание для этого слишком слабо, его в лучшем случае хватает на то, чтобы установить, громкий или тихий звук, «чистый» или нет.
Но простой чистый звук в природе не встречается.
Звук в природе всегда далеко не «чистый», и именно то, что отличает его от «чистой» синусоиды основной частоты и несет огромное количество важной информации.
В этой информации можно запутаться и отреагировать нерелевантным образом. Поэтому мозг, прежде чем включать ту или иную эмоциональную реакцию (и много раньше, чем мы поймем, что происходит) верифицирует любой поступающий звуковой сигнал на предмет его достоверности.

Слайд 24Мозг, во-первых, сравнивает показания различных механизмов определения направления на источник звука,

и если их показания не совпадают, да еще если в принципе отличаются от возможных («стерео», например, в природе не существует) – то они отбраковываются «до выяснения обстоятельств» и эмоциональная реакция не включается.

Для определения направления на звучащий объект наш мозг располагает несколькими дублирующими друг друга источниками релевантных данных:
поворот головы, как локатора, до положения одинаковой слышимости обеими ушами,
сравнение сигналов, поступающих в одно и другое ухо по интенсивности,
сравнение времени поступления сигнала к одному и другому уху,
сравнение сигналов по спектру (меньше высоких частот с «теневой» стороны)….

Различные механизмы локализации по разному эффективны для разных частот и условий слышимости, они дополняют один другого.




Слайд 25

Во-вторых – анализируется тембр - все гармоники должны находиться строго «на

своем месте». Они могут быть слабее или сильнее, но сдвиг по частоте какой ни будь гармоники (возможно при цифровой записи) приведет к тому, что мозг ее просто не засчитает и будет оценивать тембр как будто этой компоненты нет, просто какой-то посторонний шум…

В-третьих – спектр создаваемых отражений, призвуков, и т.п. должен также давать «узнаваемую» картину.

Если поступающий сигнал отличается от того, что «может быть в природе» - он просто игнорируется, в лучшем случае. В худшем – может вызвать панику, или агрессию, как элемент непонятной и потому потенциально опасной среды.


Слайд 26НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУК
Воспринимаемый мозгом естественный «звук» всегда имеет иерархически организованную структуру гармоник

и включает в себя бесконечное количество субструктур, другими словами, он является фракталом.

Фрактальные кривые не имеют длины и к ним невозможно строить касательных поскольку каждая точка такой кривой является точкой перегиба (сингулярностью).
А звук – это даже не просто кривая с размерностью больше единицы – это объемный динамический фрактал бесконечной сложности.

Чем более высокие частоты и меньшие интенсивности вибраций принимаются во внимание, тем более сложной выглядит и большую информацию несет «звуковая картина», и предела этому нет.

Слайд 27Что такое
«эмоциональная коммуникация»?


Слайд 28Реакция организма на ситуацию в окружающей среде может быть опосредована различными

механизмами:
гомеостатического регулирования (когда физические параметры среды вызывают соответствующие изменения физических параметров организма), которое предопределяется структурой;
безусловных рефлексов (когда определенные стимулы включают соответствующие реакции на уровне генетически закодированных филогенезом инстинктов), подразумевающих существование нервной системы;
условных рефлексов (когда реакция формируется уже специфическими условиями существования в онтогенезе), что подразумевает наличие памяти и способности распознавания образов этих ситуаций, т.е. мозга;
когнитивного поведения (когда реакция обусловлена пониманием ситуации и выбором рационального способа действий с учетом социальных норм), что подразумевает наличие сознания;
и/ или эмоционального поведения (когда реакция определяется эмоциональным состоянием), что подразумевает включение, в особо важных случаях, соответствующего «режима реагирования» непосредственно, еще до его «осознания» медленными когнитивными процессами.

Слайд 29ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Механизмы эмоциональной реакции на ситуацию

имеют огромное значение для выживания организмов, поэтому они, по необходимости, должны всегда быть «в состоянии готовности».

Отсутствие поводов для эмоциональной реакции приводит к стагнации соответствующих механизмов и вызываемому этим дискомфорту, который называется «эмоциональный голод».

Потребность в простых эмоциональных переживаниях является физиологической потребностью, как и потребности в движении, в сне, в еде, в сексе…
Удовлетворение этой потребности создает ощущение удовольствия, комфорта – тем большее, чем большей была потребность.

Потребность в сложных эмоциональных переживаниях в значительной степени обусловлена сознанием и связана с восприятием себя и окружающего мира через призму социальных и культурных отношений. Удовлетворение этой потребности создает ощущение успеха, счастья, душевного подъема.

Слайд 30Спектр обычных компонент эмоционального состояния

организма человека очень широк (они относятся к категориям предпочтений, собственно эмоций, настроений, отношений, личностных особенностей и т.п.), эмоциональные поводы простираются от чисто физических (землетрясение) и биологических (кто кого сейчас скушает) явлений, до сложных психических переживаний, связанных с социально и культурно обусловленными коллизиями, значимыми для личности.

Химия эмоциональных состояний, по видимому, не очень зависит от типа переживаний – она гораздо проще по ассортименту – поэтому соответствующие нервно-физиологические механизмы не очень разборчивы – они работают аналогично как для безусловных реакций, так и для сложных когнитивных переживаний.

Во всех случаях – сначала должен определиться тот или иной дискомфорт и должны возникнуть негативные эмоции, обусловленные восприятием ситуации, как опасной. Эти эмоции вызывают соответствующее напряжение, мобилизуют защитные силы организма, а когда соответствующая «опасная» ситуация снимается, тогда и появляются положительные эмоции (со вздохом облегчения….)

Слайд 31В зависимости от врожденных психофизических свойств личности, текущего физиологического состояния (связанного

с возрастом, здоровьем, усталостью, и т.п.), культурно обусловленных доминант и т.п. – потребности в эмоциональных переживаниях вообще и в специфических эмоциях в частности у разных людей разные.
(Однако определенные категории – дети, молодежь, придворные - могут испытывать общие, характерные для этой категории потребности, и быть больше подверженными соответствующего типа эмоциям).

Кроме того, эти эмоциональные потребности в разной степени удовлетворяются текущими обстоятельствами существования.

Не удовлетворенные эмоциональные потребности, степень и характер эмоционального голода, зависят как от индивидуальности, так и от обстоятельств, в которых она находится.

Слайд 32
Кроме «индивидуальных» эмоциональных потребностей,

существуют и потребности в «коллективном сопереживании» эмоций, что играет важную роль в обеспечении когерентности поведения членов социальной группы и ее выживания, как организма более высокого порядка.

Поскольку стремление к когерентности естественно, группа может являться мощным «усилителем эмоций», каких бы то ни было.
Поэтому эмоции в социальном окружении часто бывают «заразительными».
(Слушать оперу лучше в опере, а смотреть футбол – на стадионе…).



Слайд 33
Эмоциональная коммуникация – один из самых древних способов информационного взаимодействия, позволяющий

субъектам того же самого вида как бы совместно пользоваться сенсорами друг друга, увеличивая таким образом шансы на своевременное обнаружение еды или опасности.

В определенном смысле – особи одного вида обязаны делиться информацией о своем эмоциональном состоянии – отсюда и естественная потребность - как в передаче соответствующих сигналов, так и в их получении и интерпретации.
Потребность в эмоциональной коммуникации существует у всех социальных животных, выживающих в группах
(зебры у переправы…).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


Слайд 34Источником воспринимаемых нами естественных звуковых сигналов могут быть другие существа, значимые

для выживания и продолжения рода, если их приближение с определенными намерениями связано с теми или иными характерными звуками.

Поскольку естественные звуковые сигналы несут огромное количество информации и очень сложны по структуре – мозг с ними вполне справляется достаточно медленно, поэтому особое значение приобретает непосредственная эмоциональная реакция, основанная на грубой предварительной оценке ситуации. Она включается много быстрее, чем срабатывает сознание, и переключает организм в соответствующее состояние готовности.

ЕСТЕСТЕСТВЕННЫЕ СИГНАЛЫ ОТ ДРУГИХ


Слайд 35
Поскольку эмоциональное состояние другого существа или существ поблизости является важным

признаком того, что происходит, то сигналы об этом состоянии также вызывают соответствующую эмоциональную реакцию.
Если воспринимающее сигнал существо принадлежит к тому же виду – то и сопереживаемое состояние будет похожим. В качестве естественных сигналов - «эмоции заразительны» - для своих. И этим можно пользоваться, желая, сознательно или не сознательно, сгенерировать в других определенные эмоциональные состояния (напр. испугать..).
Эмоциональное состояние передается, разумеется, не только звуком, но и выражением лица, и позой, и запахом.


Слайд 36Тембр в передаче эмоций имеет особое значение.
Мы все прекрасно чувствуем разницу

в том, «каким тоном это было сказано», каким был вскрик, и даже просто вздох….
В зависимости от внутреннего состояния организма, его естественные резонаторы – полость рта, горла, грудной клетки, внутренние органы - напрягаются по-разному, и потому даже тот же основной тон, издаваемый голосовыми связками (очень сложный и тонкий инструмент) окрашивается в совершенно разные краски, вплоть до того, что слышны разные тона (из ряда возможных гармоник).
Поэтому разные эмоции «звучат» по-разному. Физиологические проявления радости, печали, агрессии, любопытства и т.п. легко угадываются не только у людей, но и у приматов (первая книга Дарвина «The Expression of the Emotions in Man and Animals»(1972) была именно этому и посвящена).

Слайд 37Сигналы об эмоциональном состоянии могут генерироваться сознательно, имитируя соответствующие «естественные» сигналы

(иногда полезно поплакать…). Такие сигналы, в случае успеха, действуют на других непосредственно, минуя медленное и глупое сознание, и воспринимаются всерьез этими другими. Главное – не давать им долго об этом думать…


Понятно, что чем примитивнее эмоция – тем легче ее передать с помощью псевдо естественных сигналов и правильно воспринять – поэтому даже самым примитивным существам очень легко удается установить коммуникацию на уровне базовых эмоций.

ПСЕВДО-ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИГНАЛЫ


Слайд 38Искусственный сигнал может обозначать ситуацию,

которой нет в действительности (но в памяти она существует и привязана именно к этому сигналу) и, таким образом, обеспечивать возможность эмоционального сопереживания некоторой виртуальной реальности, если удается «отвлечься» от условности искусственного сигнала.

При этом искусственный сигнал может как обозначать ситуацию, распознаваемую также на уровне естественных сигналов, так и представлять некоторое более сложное эмоциональное значение, расшифровка которого требует включения социально обусловленных когнитивных процессов осознания и понимания.

Значение искусственных сигналов легко расшифровывается, если ментальная карта воспринимающего субъекта совпадает с таковой у передающего.

ИСКУССТВЕННЫЕ СИГНАЛЫ


Слайд 39
Узнавание искусственного сигнала от другого организма подразумевает использование обоими той же

самой системы присвоения значений или кодирования, в результате которого нечто, что не является естественным сигналом и не имитирует его, превращается в сигнал искусственный.

Используемая разными организмами общая система кодирования называется языком.

Для передачи более «тонкого» (градация большего разнообразия различий) или «сложного» (градация большего разнообразия сущностей) содержания за приемлемое время - требуется язык, содержащий больше возможных сигналов.


Слайд 40
Бесконечное разнообразие реальных эмоциональных состояний, представляющих собой сложную смесь различных

по природе и интенсивности эмоций, ощущений и настроений, требует огромной мощности используемого для их передачи языка.

В противоположность метаязыку науки, предполагающему больший уровень абстрагирования от реальности по сравнению с некоторым языком обычной речи, язык искусства предполагает большую конкретизацию, т.е. речь оказывается в роли метаязыка по отношению к нему.

ЯЗЫК ИСКУССТВА


Слайд 41
Искусство?


Слайд 42Поскольку значения «высказываний» на языке искусства

невозможно установить заранее – они должны «угадываться» при приеме сообщения.
Угадывание строится на основе аналогии эмоционального эффекта, производимого искусственным сообщением, с эффектом, который произвела бы кодируемая им реальная ситуация (т.е. «я испугался – значит, это страшно…»), а для этого сообщение должно изначально восприниматься так, как будто оно и есть сама кодируемая ситуация… Для этого необходима иллюзия реальности.
Ели сообщение на языке искусства не вызывает эмоционального переживания – то оно остается «не понятым» и не приносит никакого удовлетворения.
(Обычно не трудно понять «песню без слов», но нельзя понять «песню без чувств»).

Слайд 43Что такое «музыка» ?


Слайд 44Одним из мощных средств эмоциональной коммуникации,

является музыка, под которой обычно понимается некоторый искусственно создаваемый поток организованного звука, от исполнителя (музыканта) к слушателю, вызывающий определенные эмоциональные ощущения и идеи (в зависимости от того, на каком уровне осуществляется коммуникация).

В простейших случаях – исполнение и слушание музыки представляет собой сопереживание музыкантом и слушателем тех же самых эмоций, иногда и совместное их выражение.

В более сложных случаях – музыкант может вызывать у слушателя определенный поток эмоциональных переживаний, передавая ему некоторую свою эмоциональную идею, через последовательность звуковых эмоциональных образов.

МУЗЫКА


Слайд 45Музыка, как способ коммуникации, не может существовать

вне социального контекста.
Различные народы и культуры создали свои музыкальные языки для передачи характерных эмоциональных идей.

Для самых простых идей – этот язык достаточно «универсальный», основанный на элементарных «прямых» эмоциональных ощущениях (через тембр, ритм и т.п.) и рефлексах, общих для всех людей.

Для сложных идей – этот язык может быть очень специфическим, содержащим больше «исторически обусловленных» и распознаваемых на уровне социальной памяти образов (мелодия, динамика и т.п.), общих для представителей одной культуры.

Разные языки по разному справляются с передачей того или иного эмоционального содержания. Одного языка часто мало.
То, о чем говорят японские гагаку, невыразимо на языке фламенко, а индийские раги – даже исполняемые на скрипке итальянского мастера – это совсем не о том, о чем концерты Паганини…

Слайд 46
Для создания потока звуков музыкант пользуется инструментами, совершеннейшим из которых является

голос.

Тембр голоса воспринимается слушателем непосредственно, обычно минуя когнитивные процессы, и практически гарантирует эмоциональное взаимодействие (если исполнитель на самом деле испытывает какие-то эмоции).
Остальные инструментов годятся для эмоциональной коммуникации постольку, поскольку они способны имитировать характерные форманты человеческого голоса, или состояния среды и поскольку музыкант способен с помощью этих инструментов передавать свои эмоциональные идеи.
Большинство инструментов не универсальны – там, где годится дудук или бандонеон, балалайка или орган не уместны.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


Слайд 47
Учитывая диапазон возможных звуковых образов и тонкость настройки слухового аппарата человека

на распознавание даже самых малых различий между ними – музыка по своему информационному содержанию много богаче живописи, с помощью которой удается передать гораздо меньше эмоциональной информации «за один раз».

Кроме того, в отличие от «застывшей» живописи, музыка представляет собой как бы поток звуковых картин, она позволяет спровоцировать определенную динамику эмоциональных переживаний и обеспечивать эмоциональную вовлеченность слушателя достаточно долгое время, чтобы он мог сполна удовлетворить свои эмоциональные потребности.

В отличие от одной картины – музыкальное произведение представляет собою последовательность «картин», нечто вроде кино или картинной галереи.

МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ


Слайд 48Язык музыки превосходит по своим возможностям передачи эмоциональных состояний также и

письменное творчество, которое подразумевает сравнительно большее вовлечение когнитивных процессов и культурную обусловленность восприятия.

На то, что может быть передано одним тактом оркестра, может потребоваться целая новелла или даже роман. (Читая книгу – ее эмоциональный контекст как бы смакуется через узкую соломинку – одного «коктейля» может хватать надолго.)

Поэзия представляет собой уже некоторый гибрид текста с элементами характерными для музыки – ритм, рефрены, мелодия стиха, и волнует она постольку, поскольку читатель воображает, «как это должно звучать» (поэзией всегда хочется делиться вслух…), и истинное свое значение приобретает только в исполнении чтецом, когда к тексту добавляется живой тембр голоса (много-много обертонов, которых, увы, нет у письменного текста).

А песня – снова возвращает нас к музыке – слова даже в опере не особенно значимы для эмоционально адекватного восприятия.
(Высоцкий – не пел песен, а исполнял свои стихи под гитару…)

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА


Слайд 49МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ
СЛОЖНОЙ РЕАЛЬНОСТИ МИРА
Музыка своими мотивами дает нам характер

всех мировых явлений в его глубочайшей внутренней сущности.
Р. Вагнер

Глубокое понимание природы и ощущение бесконечности представляют собой самую сущность музыки.
Ф. Лист

Музыка ныне – самое интеллектуальное из искусств, обладающее наиболее сложным, развитым, многослойным языком выражения.
В.Григорьев «Эзотерическая сущность музыки
и некоторые пути проникновения в нее».

Слайд 50Музыка имеет сложную структуру, которая включает в себя

как минимум пять основных типов отношений – тембр, мелодия, ритм, гармония и динамика - каждая из этих категорий имеет свои подразделения, а реальный звук включает в себя также неисчерпаемое множество неслышимых компонент и призвуков из окружающей среды.


Известно, например, что можно слушать музыку, не слыша звуков. Это факт, во-первых, несомненный, и, во-вторых, без понимания этого факта нельзя понять, что такое музыка вообще, как феномен культуры.
М.К.Мамардашвили «Метафизика свободы»

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ


Слайд 52В восприятии музыки участвуют различные части мозга,

и участвуют по разному, отражая как сложность содержания музыки, так и индивидуальные особенности восприятия, обусловленные опытом и обучением.
Наиболее простые отношения и элементы (ритм, тон, уровень звука) воспринимаются как левым, так и правым полушарием, сложные эмоциональные образы – только правым, т.е. чтобы «слышать» серьезную музыку надо перестать «думать» о ней.

Слайд 53Музыка, которая воспринимается как «приятная» или «неприятная» стимулирует различные части мозга,

и, в свою очередь, влияет на работу мозга.
«Понятная» музыка больше стимулирует левое полушарие, а «непонятная» - правое.

Поскольку музыка воспринимается и «обрабатывается» по разному разными людьми, в различных зонах мозга, на основе различных ассоциаций (тем более различных, чем более сложное содержание она предает) общим правилом является только адаптивность музыкального восприятия, мозг легко «обучается» и быстро приспосабливается к регулярным звуковым обстоятельствам, т.е. представляет собой своеобразную «самоорганизующуюся музыкальную машину».

Слайд 54Органами восприятия музыки являются не только мозг

и не только сердце (в прямом смысле слова), но и все тело, различные части которого по разному реагируют на вибрации различных диапазонов, а затем уже сигналы о их состоянии передаются в мозг…
Исполнитель музыки генерирует в слушателе специфическую эмоциональную голограмму, посредством звуковых образов, которые могут волновать, веселить, успокаивать, заставлять грустить и т.п. – он играет не столько на инструменте, сколько с помощью инструмента на «струнах души» слушателя.

(Паганини, Лист, Рахманинов)


Слайд 55Эмоциональное воздействие музыки зависит от исполнения:
гениальный музыкант – может вовлечь и

заставить адекватно переживать исполняемую тему практически любого;
профессионал средней руки – может вовлечь только своего специфического слушателя (например, любителя блюза), уже настроенного на определенные эмоции, просто «нажав на знакомые кнопки»..
слабенький музыкант – может растрогать только близких родственников, да и то не надолго…
шарлатан – способен свести с ума и вызвать агрессию, если кто-то вынужден его слушать против своей воли.
В любом случае – слушателем воспринимается не то, что написано композитором, а то, что исполняется музыкантом.
В нотах не больше музыки, чем в кулинарном рецепте вкуса (хотя бывают и гениальные кулинары и гениальные рецепты – но это интересно только другим кулинарам).

Слайд 56Для того чтобы слушать музыку и наслаждаться ею,

совсем не обязательно что-то «понимать», надо просто к определенному типу музыки немного привыкнуть, как раз для того, чтобы мозг воспринимал ее, как нечто обычное, и не мучался, пытаясь ее «расшифровать»….

«Музыка» – это не то, что мы думаем о слышимых звуках, а то, что мы при этом чувствуем.

Наши эмоциональные ощущения зависят не только от того, что и как исполняется и звучит, но и от того, в каком состоянии находится сам слушатель, как он воспринимает обстановку, какие воспоминания и ассоциации вызывает в нем именно эта музыка.
По большому счету - любая музыка – для каждого своя.

Если слушатель ничего чувствует – то в этом ему и музыки никакой нет – есть только звуковая белиберда, или просто «шум», иногда очень похожий на музыку…

Слайд 57Образ, созданный с помощью звуковых форм, может вызвать соответствующее эмоциональное состояние

слушателя только в том случае, если он достаточно «реалистичен».
Суперпозиция воспринимаемых сигналов должна соответствовать инстинктивному представлению, что «такое может быть…».
Невозможные сочетания интерпретируются как искусственные, выдуманные, ненастоящие. И понятно, никого не волнуют.

Музыкальные звуковые образы убедительны только тогда, когда звук натуральный, или, по крайней мере, достаточно близкий к таковому, чтобы восприниматься как реальность не только на сознательном уровне, но и на подсознательном (сердце не обманешь…).

Звук всегда натуральный при живом исполнении.
Недостаточно качественные запись и воспроизведение звука с помощью технических устройств могут легко его «умертвить» и сделать неспособным для передачи музыкального контекста.
В природе ненатурального звука не существует – этот кошмар придумали люди немногим более сотни лет назад.

Слайд 58«Музыкальные консервы»


Слайд 59Объект искусства, созданный фантазией художника

с использованием звуков или изображений, может вызвать определенные эмоции только в том случае, если он воспринимается как достаточно реалистичный.

Признаки «убедительности» звука:
диапазон и точность воспроизведения гармоник,
однозначная локализация источников звука,
реалистичность отображения звуковой среды.


ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Слайд 60Композиция воспринимаемых сигналов должна соответствовать инстинктивно воспринимаемому критерию - «так могло

быть».
Не возможные сочетания воспринимаются, как «искусственные», «надуманные», «неживые»…

Сочетания линий, цветов, звуков или запахов становятся реалистичными в определенный момент, сразу, как только выполнены необходимые условия, включая большое количество неосознаваемых компонент и «неуловимых нюансов».

Эти условия должны выполняться при изготовлении «музыкальных консервов» – записей звука, и при их «потреблении» – воспроизведении с помощью технических устройств.

Слайд 61Аналоговая запись на магнитной ленте или виниловой пластинке – это тоже

фрактал по своей природе – она, как и живой звук, неисчерпаема по своей сложности и объему информационного содержания, хотя адекватность этого содержания может быть ограничена возможностями носителя и используемой технологии записи
(с винила труднее воспроизвести низкие, а с магнитной ленты высокие частоты).

«АНАЛОГОВАЯ» ЗАПИСЬ ЗВУКА

Эффективный частотный диапазон хорошей пластинки 60-70-х годов простирается до 100 кГц,
столько же воспроизводят современные головки (картриджи), при динамике до 95 дб.


Слайд 62
Теоретически – на виниловой пластинке или магнитной ленте может содержаться вся

значимая информация, которая была и в оригинальном «натуральном» звуке.

Аналоговая запись – это, конечно, не сама музыка, но по своему звуковому содержанию - она аналогична тому, из которого делается живая музыке.

Эмоциональная история ХХ века наилучшим образом сохранилась на виниле (магнитные ленты уже рассыпались…).

Поэтому винил и возвращается…


Слайд 64
Цифровая запись - это уже не фрактал,

не «натуральный звук» по своей структуре, а абстрактное «конечное описание звука», аналогичное описанию с помощью нот (обычно более содержательное).

Цифровая запись воспроизводит только часть содержащейся в живом звуке информации, тем большую, чем выше частота дискредитации, и чем точнее описывается амплитуда сигнала в каждом измерении.

«ЦИФРОВАЯ» ЗАПИСЬ ЗВУКА


Слайд 66
Осознаваемая часть реальности
(«дискретная»)

Воспринимаемый (ощущаемый) мир
Неосозноваемая часть
(«аналоговая»)
«СОЗНАНИЕ» КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОГО

Не осознаваемая часть

реальности отнюдь не является для организма менее значимой.
Пример – 25-й кадр в секунду, и многое другое…..

Слайд 67

















44KHz, 16bit
48KHz, 20bit
96KHz, 24bit
192KHz, 24bit
(SACD, FLAC 24,
Master Studio)
(DVD, LPSM)
(CD, FLAC 16

bit)

(HDCD)


«Неосознаваемая» часть звука воспроизводится очень по разному

Объем передаваемой в единицу времени цифровой информации можно охарактеризовать необходимым для данного формата битрейтом:
SACAD – около 4600 кбит/сек, CD – около 700 кбит/ сек, WAW lossless – 1500 кбит/сек, MP3 – обычно 192 или 320 кбит/сек (достаточно, чтобы передать номер анекдота).
MP3 - яд для организма!

По «осознаваемой» части звука цифровые форматы не особенно отличаются


Слайд 68Любая запись – это еще не звук.
Нельзя сказать, как «звучит запись»,

поскольку вместе с записью вклад в воспроизводимый звук вносят устройства чтения этой записи, ее интерпретации, преобразования физической формы сигналов – ни одно из них не может записи улучшить – они все ее только портят.
Воспроизводство записей с виниловых пластинок – позволяет услышать больше всего музыки, но связано с большими техническими трудностями и некоторыми неудобствами. 
Воспроизводство записей с цифровых файлов – позволяет услышать меньше музыки, но связано с более простыми техническими решениями и много удобнее.
Воспроизводство записей с компактных дисков всех видов – позволяет «вытащить» гораздо меньше музыки и связано с гораздо большими техническими трудностями, если требуется качественное воспроизведение (сочетает недостатки первых двух способов, потому что запись на компактном диске – «аналоговая цифра»).

«ВОСПРОИЗВОДСТВО» ЗВУКА ИЗ ЗАПИСИ


Слайд 69Цифровые файлы очень удобны и постоянно дешевеют, поэтому недалеко время, когда

музыкальные записи будут приобретаться почти исключительно в интернете.


Компактные диски практически исчезнут…


Слайд 70 А виниловые пластинки 40-х – 80-х останутся,

поскольку записанной на них музыки и с таким качеством в интернете не появится никогда!

Но эти «консервы» будут стоить все дороже и дороже…


Слайд 71Воспроизведение музыки дома


Слайд 72АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ
«Напрямую» к нам в уши попадает только очень маленькая часть

энергии от источника звука
(в концертном зале – от 1/100 000 до 1/100 000 000)

Наряду с прямым звуком, уха достигают его отражения от окружающих препятствий (что делает их «видимыми») и резонансы окружающих предметов (что делает их «слышимыми»).
По интерпретации его в мозгу, отраженный звук делится на две принципиально различные категории:
«ранний звук» – который приходит не позже, чем через 50 мс, и в мозгу просто «добавляется» к основному звуку, усиливая его,
и «реверберация» - представляющая собой приходящие позднее отражения, многократно пропутешествовавшие по помещению и меняющие по мере затухания свой спектр, в зависимости от поглощающих и отражающих свойств поверхностей. (Временем реверберации принято считать интервал, за который интенсивность звука уменьшается в миллион раз ).

Слайд 74Кроме раннего отражения и реверберации,

в помещении могут также звучать элементы отделки и отдельные предметы, возбужденные на своих резонансных частотах.

Трудно представить помещение, которое бы одинаково хорошо годилось для любой музыки, но представить помещение, которое не годится ни для какой – очень легко. Оно характеризуется:

неприемлемыми пропорциями и формой,
нежелательными резонансами,
слишком маленьким или слишком большим временем реверберации,
спектральной «заангажированнстью» отделки,
отсутствием места для расположения аппаратуры и слушателя,
плохой изоляцией от внешнего шума и т.п.

В определенных пределах, плохую акустику помещения можно корректировать с помощью специально для этого предназначенных средств.

Слайд 75Выбирая технические средства для воспроизведения музыкальных записей

в домашних условиях, полезно руководствоваться следующими принципами:
выбирать всю систему, а не отдельные компоненты (и не обязательно от одного производителя – это очень редко оправдывается);

ВЫБОР ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ


Слайд 76 выбор начинается с помещения (и желательного расположения в нем громкоговорителей

и слушателей),
после этого – с учетом музыкального стиля и способов слушания музыки (танцы, медитация, транс), приемлемого уровня громкости, общего дизайна помещения, приемлемого бюджета и т.п. – выбирается тип звуковых колонок и способ их расположения.
Это быть может самый сложный и ответственный момент в формировании системы.

Слайд 77 приблизительный уровень цен для компонентов

оценивается исходя из того, что
источники сигнала обходится обычно 25% - 40% бюджета,
усилитель – около 25-20%,
звуковые колонки – около 25-20%,
провода, фильтры питания, стойки – еще около 25-20%,
(чем выше уровень аппаратуры, которую планируется приобрести - тем важнее не «переэкономить» на проводах и мебели.

Слайд 78 оценив место расположения, стиль музыки, ценовую категорию, дизайн, и диаграмму

направленности звука, общий стиль и акустику помещения, подбираются конкретные звуковые колонки, годные, чтобы слушать желаемую музыку в желаемом месте помещения (чем меньше разделительных полос – тем более естественное звучание);

Слайд 79 исходя из того, какие выбраны колонки (особенно важна их чувствительность

и неравномерность модуля электрического сопротивления), каков общий дизайн, какую музыку собираемся слушать, как громко и как долго, и каков бюджет – подбираются подходящие усилители (они вообще говоря бывают трех видов – фонокорректоры, предварительные усилители, и усилители мощности – но иногда можно обойтись и вариантом «все в одном»)

Слайд 80Для тяжелого рока и «тупых» колонок (86-89 дб), требуется мощный транзисторный

усилитель (100-200 вт).

Классика и джаз, при наличии достаточно чувствительных колонок (90-98 дб) обычно лучше воспроизводятся ламповыми усилителями (может хватить и 10- 20 вт мощности), потому что однотактное усиление в одной фазе позволяет обойтись без сложных схем выравнивания и обратной связи, оболванивающей исходный сигнал ради большего «самоподобия».

В «правильном» ламповом усилителе сигнал на выходе остается таким же по форме, каким он был на входе благодаря качественным, не вносящим искажений элементам и максимально упрощенной схеме, а не за счет аппаратно-процессорного прихорашивания.

Но сама по себе «ламповость» – еще не гарантия качества.
Есть и транзисторные усилители, сопоставимые по качеству звука с ламповыми, но они стоят обычно еще дороже.
Есть и не заслуживающие похвалы ламповые (в основном – из за плохих трансформаторов).

Слайд 81 выбирать источники сигнала теоретически можно независимо от усилителей и колонок

(хотя иногда имеет значение, что с чем «лучше звучит» – взаимно компенсируя недостатки…), но необходимо обеспечить, чтобы по качеству воспроизведения источник превосходил усилитель и колонки, а не наоборот.

Слайд 82 для соединения компонент системы между собой требует немало проводов немало

проводов. Их качество имеет огромное значение, и хорошие провода обычно стоят недешево (что совсем не значит, что дорогие провода все хорошие). Какими бы хорошими соединительные кабели не были – они никогда не могут «улучшить звук», просто некоторые провода меньше портят сигнал, другие больше. Они всегда придают ту или иную тембральную окраску и заметно влияют на микродинамику звука – но этого нельзя вычислить теоретически, как и выбрать кабели в магазине – только «по месту».
Важно, чтобы провода были как можно короче, особенно провода к колонкам.

Слайд 83 для всего этого хозяйства нужно качественное и безопасное электричество –

для этого часто стоит побеспокоиться об отдельной линии от распределительного щитка и приходится пользоваться различного рода фильтрами и так называемыми «кондиционерами питания».;

Слайд 84 когда выбраны все компоненты аппаратуры, можно начать думать и о

мебели для их установки. При этом самое важное (кроме красивого вида и подходящего дизайна) – обеспечить вибрационную развязку компонент между собой и с полом, что достигается с помощью специальных стоек и виброизоляторов.

Слайд 85Зачем все эти заботы ?


Слайд 86Когда мы поем или слушаем музыку –

у нас вырабатываются те же самые гормоны эмоциональных переживаний, как и когда удовлетворяются наши основные потребности – в еде, в любви, в безопасности и т.п.

Эмоции, переживаемые при слушании хорошей музыки (живой или качественно воспроизводимой) – полезны как для тела, и для души.
Потребность в этом – есть у всех. Только не все это понимают.

Людей, не имеющих музыкального слуха – не более 5%. Это им мешает правильно петь или играть на скрипке – но не мешает слушать музыку и получать от нее удовольствие.
Когда нет удовольствия – причины совсем другие.

Слайд 87Эмоциональные переживания, которые мы испытываем

слушая музыку, дополняют обычные переживания, вязанные с «прозой жизни», позволяют углубиться в эмоциональный и духовный мир высших достижений человеческой культуры – поэтому они реально делают нашу жизнь эмоционально и духовно богаче.

Слушание не интересной для нас по эмоциональному содержанию музыки, и слушание любой музыки при недостаточно качественном звуке – приводит к физическим и психическим расстройствам.

Слушание музыки позволяет более или менее удовлетворить эмоциональный голод, преодолеть эмоциональную стагнацию (стресс) и обеспечить такую же активизацию жизненных сил, какую дает переживание эмоций «естественного происхождения».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика