Слайд 1О некоторых подходах к оценке взаимодействия детей 
в инклюзивном пространстве
Ведущий научный
                                                            
                                    сотрудник Института проблем инклюзивного (интегрированного) образования, к. психол. н., М.М.Семаго
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Риски искажения оценки взаимодействия
Субъективизм исследователя в ситуации использования метода наблюдения
Фактическая невозможность
                                                            
                                    использования объективных методов оценки для детей дошкольного возраста
Относительная «табуированность» вопросов, связанных с инклюзивной практикой
Одним из валидных методов оценки межличностных отношений детей в инклюзивной среде является 
социометрия 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Недостатки стандартного социометрического метода
Стандартный вариант социометрии имеет следующие ограничения в применении:
невозможность
                                                            
                                    выявления самооценки
ограничения по возрасту (начиная с 9-11 лет) 
ограничения по уровню интеллектуального развития 
используемая шкала характеристик явно «социальная» 
    Для преодоления этих ограничений возможно использование цветовой социометрии (ЦТО-социометрия)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Основные анализируемые параметры при использовании метода ЦТО-социометрия
Социометрические позиции каждого члена группы
Оценка
                                                            
                                    взаимности социометрических выборов 
Оценка предпочтений и отвержений в группе
Самооценка каждого из детей группы
Эмоциональное отношение к педагогу 
или другому значимому взрослому
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Цветовая матрица межличностных взаимоотношений учащихся класса
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Таблица рангов (по убыванию предпочтений в межличностных коммуникациях)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Социограмма 
Максим. рейтинг
  
  среднее
Миним. рейтинг
  
значение
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Индивидуальная социограмма
(по рангам цветов) 
Иванов
Петров
Сидоров
Титов
(1; 1)
(1; 6)
(8; 8)
Агафонова
(1; 4)
  
                                                            
                                     
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Недостатки методики
Данная модификация социометрии имеет два недостатка:
большее время проведения 
большие требования
                                                            
                                    к материально-техническому обеспечению проведения опроса
Однако апробация показала, что цветовая социометрия более чувствительна как инструмент исследования межличностных взаимоотношений в группе детей и взрослых