Слайд 1О некоторых подходах к оценке взаимодействия детей
в инклюзивном пространстве
Ведущий научный
сотрудник Института проблем инклюзивного (интегрированного) образования, к. психол. н., М.М.Семаго
Слайд 2Риски искажения оценки взаимодействия
Субъективизм исследователя в ситуации использования метода наблюдения
Фактическая невозможность
использования объективных методов оценки для детей дошкольного возраста
Относительная «табуированность» вопросов, связанных с инклюзивной практикой
Одним из валидных методов оценки межличностных отношений детей в инклюзивной среде является
социометрия
Слайд 3Недостатки стандартного социометрического метода
Стандартный вариант социометрии имеет следующие ограничения в применении:
невозможность
выявления самооценки
ограничения по возрасту (начиная с 9-11 лет)
ограничения по уровню интеллектуального развития
используемая шкала характеристик явно «социальная»
Для преодоления этих ограничений возможно использование цветовой социометрии (ЦТО-социометрия)
Слайд 4Основные анализируемые параметры при использовании метода ЦТО-социометрия
Социометрические позиции каждого члена группы
Оценка
взаимности социометрических выборов
Оценка предпочтений и отвержений в группе
Самооценка каждого из детей группы
Эмоциональное отношение к педагогу
или другому значимому взрослому
Слайд 5Цветовая матрица межличностных взаимоотношений учащихся класса
Слайд 6Таблица рангов (по убыванию предпочтений в межличностных коммуникациях)
Слайд 7Социограмма
Максим. рейтинг
среднее
Миним. рейтинг
значение
Слайд 8Индивидуальная социограмма
(по рангам цветов)
Иванов
Петров
Сидоров
Титов
(1; 1)
(1; 6)
(8; 8)
Агафонова
(1; 4)
Слайд 9Недостатки методики
Данная модификация социометрии имеет два недостатка:
большее время проведения
большие требования
к материально-техническому обеспечению проведения опроса
Однако апробация показала, что цветовая социометрия более чувствительна как инструмент исследования межличностных взаимоотношений в группе детей и взрослых