Н.В. Гоголь презентация

Содержание

Н.В. Гоголь В 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». В 2. Назовите литературное направление, которе характеризуется объективным изображение действительности и принципы которого развивал в своем творчестве Н.В. Гоголь. В 3. Приведенная сцена строится как разговор двух действующих лиц.

Слайд 1Н.В. Гоголь
Г о р о д н и ч и й.

Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…
Х л е с т, а к о в (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни. Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно;, а суп — он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость!
Г о р о д н и ч и й (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Х л е с т, а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…
Г о р о д н и ч и й (в сторону). О Господи Ты Боже, какой сердитый! Все узнал, всё рассказали проклятые купцы!
Х л е с т, а к о в (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? что вы?
Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.
Х л е с т, а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.
Г о р о д н и ч и й (дрожа). По неопытности, ей-Богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-Богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
Х л е с т, а к о в. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.
Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
Х л е с т, а к о в. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
Г о р о д н и ч и й (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.
Н.В. Гоголь, «Ревизор».

Слайд 2Н.В. Гоголь
В 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя

«Ревизор».
В 2. Назовите литературное направление, которе характеризуется объективным изображение действительности и принципы которого развивал в своем творчестве Н.В. Гоголь.
В 3. Приведенная сцена строится как разговор двух действующих лиц. Как называется такая форма общения между персонажами художественного произведения?
В 4. Во фрагменте используются авторские пояснения, замечания по ходу действия пьесы ("сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко" и т.п.). Каким термином они называются?

Слайд 3Н.В. Гоголь
В 5. Какой прием используется в реплике Хлестакова о говядине «твердой, как бревно"?
В 6. В фамилии Хлестакова,

как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определенная образная характеристика. Как называются такие фамилии?
В 7. Речь героев отличается эмоциональностью и изобилует восклицаниями и вопросами, не требующими ответа. Как они называются?

Слайд 4Н.В. Гоголь
B1 комедия
B2 реализм
B3 диалог
B4 ремарка
B5 сравнение
B6 говорящие
B7 риторический
С1. Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы?
С2.

В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. В. Гоголя "Ревизор"?


Слайд 5Н.В. Гоголь
Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать

чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! Виноват петербургский кли­мат. Что касается до чина (ибо у нас, прежде всего, нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник1, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имею­щие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким об­разом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. <...>
Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже со­вершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «пе­репишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновни­ки подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярско­го остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакии Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»...
(Н.В. Гоголь «Шинель».)
1Титулярный советник - невысокий (9-го ранга) гражданский чин, позволяющий занимать государственную должность.

Слайд 6Н.В. Гоголь
В 1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество

Н.В. Гоголя?
В 2. К какому жанру относится произведение Н.В. Гоголя «Шинель»?
В 3. К какому известному в литературоведении социально-психологиче­скому типу относят образ Акакия Акакиевича Башмачкина?
В 4. Напишите  название стилистического приема, который использовал Гоголь в описании героя («несколько рябоват», «не­сколько рыжеват» и т.д.), чтобы обратить внимание читателя на его заурядность.

Слайд 7Н.В. Гоголь
В 5. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании

его внешности: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с неболь­шой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»?
В 6. С помощью какого художественного приема автор подчеркивает незначительность Башмачкина: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения <...> даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»?
В 7. Укажите основной художественный прием, позволивший Гоголю создать образ немного нелепого человечка, над которым «молодые чиновники подсмеивались и острили».

Слайд 8Н.В. Гоголь
B1 реализм
B2 повесть
B3 маленькийчеловек
B4 повтор
B5 портрет
B6 сравнение
B7 ирония
С1. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголев­ского

произведения?
С 1. Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
С2. В каких произведениях русской литературы нашла выражение про­блема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
С 2. Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?


Слайд 9Н.В. Гоголь
B1. Кого Н. В. Гоголь называл «единственным честным, благородным лицом»

своей комедии «Ревизор»?
В 2. Какая народная пословица послужила эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
В 3. Как в литературоведении называется один из основных этапов развития сюжета, представляющий собой исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия, событие, с которого начинается активное развитие действия (например, первая фраза комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»).

Слайд 10Н.В. Гоголь
В 4. Кто в комедии Н. В. Гоголя первый сообщил

о приезде в город ревизора?
В 5. В какой гоголевский сборник входит повесть «Шинель»?
В 6. К какому литературному типу, появившемуся в 1830-е годы в творчестве А. С. Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», Евгений в «Медном всаднике») и ставшему одним из постоянных в русской литературе, принадлежит герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин?
В 7. В чем заключается исполняемая с любовью служба героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина?

Слайд 11Н.В. Гоголь
В 8. Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых

душ»?
В 9. Как называется вставная новелла в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», внешне слабо связанная с содержанием произведения, но являющаяся его неотъемлемой частью и имеющая большое значение для композиции и идейного звучания «Мертвых душ»?
В 10. Кого из помещиков, героев поэмы «Мертвые души», Н. В. Гоголь называет «прорехой на человечестве»? «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине <...> Он уже позабывал сам, сколько у него было чего <...> А между тем в хозяйстве доход собирался, по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов Холста должна была наткать ткачиха, — все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».

Слайд 12Н.В. Гоголь
В 11. Что олицетворяет собой «птица-тройка» в поэме Н. В.

Гоголя «Мертвые души»? «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух».

Слайд 13Н.В. Гоголь
B1 смех
B2 назеркалонечапенятьколирожакрива
B3 завязка
B4 БобчинскийДобчинский
B5 Петербургскиеповести
B6 маленькийчеловек
B7 переписываниебумаг
B8 поэма
B9 ПовестьокапитанеКопейкине
B10 Плюшкин
B11 Русь
С1. Какой смысл заключен в «немой сцене» в финале комедии

Н. В. Гоголя «Ревизор»?
С2. Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя.
СЗ. Образ пути-дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».


Слайд 14Н.В. Гоголь


Слайд 15Н.В. Гоголь


Слайд 16Н.В. Гоголь
Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами,

слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солн- цы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Слайд 17Н.В. Гоголь
B1 Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй

части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)?
B2 Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз («Счастлив путник... Счастлив писатель...»).
B3 Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности («скучной дороги», «пылкие сердца» и т.п.)?
B4 Укажите вид тропа, в основе которого — перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»).


Слайд 18Н.В. Гоголь
B5 В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким термином обозначается

такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении?
B6 Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими».
B7 Назовите авторское определение жанра «Мёртвых душ».


Слайд 19Н.В. Гоголь
1 реализм
2 анафора
3 эпитет
4 метафора
5 антитеза
6 сравнение
Поэма
С 1. Как в

приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?
С 2. Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора «Мёртвых душ»?


Слайд 20Н.В. Гоголь
Задание С 5.
При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом. 1.

Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…). 2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста. 3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.


Слайд 21Н.В. Гоголь
С5.1. В чём главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном

городишке N? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)
C5.1 Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
С5.1 Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел, наконец, свою мечту? (По повести Н.В.Гоголя "Шинель")
С5.1 Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
С5.1. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика