Слайд 1
Новые педагогические парадигмы и инновационные процессы в образовательных учреждениях
Дмитриева Л.В., методист
МБУ «ГНМЦ»,
лаборатория управления развитием образования
Слайд 2Основные понятия
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), в философии, социологии
— исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
Парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований.
Парадигма - теория, выражающая важные, существенные черты действительности.
Слайд 3ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых
научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний .
Слайд 4Словарь современных понятий и терминов
«Смена образовательной парадигмы – изменение системы образования»
Слайд 5НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
когнитивно-информационная
личностная
культурологическая
компетентностная
Слайд 6когнитивно-информационная
Исходит из устойчивых представлений о необходимости передачи ребенку
максимального количества знаний, умений и навыков. Трактует направленность учебно-воспитательного процесса совершенно определенным образом, ориентируя учителей на предметные программы; фиксированные, поддающиеся оценке, результаты, селективный отбор многообещающих детей с их последующим углубленным обучением. Желания, потребности личности ребенка здесь не учитываются.
Слайд 7личностная
Центр тяжести переносится с интеллектуального на эмоциональное
и социальное развитие ребенка. За учениками наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, много внимания - интересам и проблемам учащихся. Преподаватели стараются индивидуально развивать каждого ребенка. Проводят сравнительный анализ успехов ученика. Образование обретает более широкое основание. Ученик рассматривается как личность, которая сама может выбирать такой путь обучения, который поможет достичь ей лучших результатов.
Слайд 8культурологическая
Не оспаривая необходимости вооружения детей положительными знаниями
и умениями, возвращает учителя к главной задаче формирования личности ребенка: к передаче ему и следующим поколениям ценностей культуры. Т.е. исповедует ценностный взгляд на качество образования, а свою главную задачу видит в воспитании человека духовного.
Слайд 9компетентностная
Вырастает из когнитивно-информационной парадигмы . Настаивает на том, что ожидаемым результатом образовательного процесса является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностная парадигма нацелена на усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования.
Слайд 11
« … ШКОЛА ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ
ЖИЗНЬ … »
Слайд 12Развитие – единственный способ выживания, следовательно, те, кто осознает это раньше,
получают больше возможности для эффективного вхождения в новую
систему общественных отношений.
Но мало их получить – надо их использовать.
В.С.Лазарев
Слайд 13Инновационная деятельность
мотивированный, целеустремленный и осознанный процесс по созданию, освоению, использованию и
распространению современных идей (теорий, технологий, методик и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий в соответствии с принятыми критериями.
ее направленность – на создание инновационного опыта как совокупности принципиально новых способов преобразования педагогической практики с целью повышения ее качества и личностно-профессионального развития субъектов этой деятельности.
Слайд 14НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МСО
Здоровьесберегающие технологии
Культурологическое образование и воспитание
Интеллектуальное и творческое
развитие детей
Формирование ключевых компетенций современного школьника
Регионализация содержания образования
Социализация детей
Организация образовательного процесса в условиях школы полного дня
Создание современных систем качества образования
Организация участия семьи и гражданских институтов в воспитании детей и управлении образовательным учреждением
Развитие потенциала педагогических кадров
Предпрофильное и профильное образование
Обновление содержания образования с переходом на новые ФГОС
Слайд 15Инновационные статусы на муниципальном уровне
Экспериментальная площадка
Творческая педагогическая лаборатория
Инновационное образовательное учреждение
Педагог-исследователь
Слайд 16Нормативно-правовое обеспечение инновационных процессов в Забайкальском крае
Закон об инновационной деятельности в
Забайкальском крае (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30 октября 2009 года)
Постановление Правительства Забайкальского края от 27 июля 2010 года №302
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»
Краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»
Положение о региональной инновационной площадке в сфере образования Забайкальского края (Приложение к приказу Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края от 10 февраля 2011 года №95
Слайд 17Нормативно-правовое обеспечение инновационных процессов в МСО г. Читы
Положение о городском Совете
по опытно-экспериментальной работе;
Положение о порядке проведения экспертизы педагогических (управленческих) инновационных проектов и качества их реализации;
Положение о городской педагогической экспериментальной площадке;
Положение об инновационном образовательном учреждении;
Положение о городской творческой педагогической лаборатории;
Положение о педагоге-исследователе;
Положение о научном руководителе муниципального образовательного учреждения (примерное);
Положение о заместителе директора (заведующего) образовательного учреждения по научно-методической (опытно-экспериментальной) работе (примерное);
Положение о школьной кафедре (примерное);
Рекомендации по структуре и оценке качества авторской учебной (образовательной) программы (примерные).
Слайд 18
Выживает не самый сильный
И не самый умный,
А тот, кто лучше
всех
Откликается на
Происходящие изменения
Ч.Дарвин
Слайд 20Контактные сведения
Дмитриева Людмила Владимировна
Лаборатория УРО
тел.: 32-06-46
LURO_chita. @mail.ru