Нормативно-методическая база сетевой распределенной системы подготовки магистров и аспирантов презентация

Содержание

Проекты нормативно-методической базы введения образовательных программ для сетевой распределенной системы масштабной целевой практико-ориентированной подготовки магистров и аспирантов Методические рекомендации по разработке компетентностных моделей выпускников практико-ориентированных образовательных программ подготовки магистров

Слайд 1Нормативно-методическая база сетевой распределенной системы подготовки магистров и аспирантов
СПбГЭТУ
Л.А.Марасина
5 декабря 2008

г.

Слайд 2 Проекты нормативно-методической базы введения образовательных программ для сетевой распределенной системы

масштабной целевой практико-ориентированной подготовки магистров и аспирантов

Методические рекомендации по разработке компетентностных моделей выпускников практико-ориентированных образовательных программ подготовки магистров
Методические рекомендации по разработке вузовского образовательного стандарта образовательной программы практико-ориентированной подготовки магистров
Методические рекомендации по разработке модульного учебного плана для образовательных программ практико-ориентированной подготовки магистров; типовая структура и пилотный вариант модульного учебного плана.


Слайд 3
1. Методические рекомендации по разработке компетентностных моделей выпускников практико-ориентированных

образовательных программ подготовки магистров


Слайд 4Компетентностная модель
Компетентностная модель выпускника – структурированная совокупность компетенций, которыми должен обладать

выпускник, завершивший обучение по соответствующей образовательной программе и профилю

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области
(Макет ФГОС ВПО, утвержденный 01.09.2008)



Слайд 51. Общие положения
2. Глоссарий
3. Компетентностная модель
3.1. Цели ВПО по магистерской программе
3.2. Область

профессиональной деятельности выпускников
3.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников
3.4. Виды профессиональной деятельности выпускников
3.5.  Компетенции выпускников

Структура макета компетентностной модели


Слайд 6Структура компетентностной модели магистра


Социально-
личностные
Компетенции магистра (КМ)
Общекультурные
Профессиональные
Обще-
научные
Инструмен-
тальные
Научно-
исследова-
тельские
Производ-
ственно-
техноло-
гические
Проектные
Организа-
ционно-
управлен-
ческие
- инвариантны видам профессиональной
деятельности (надпрофессиональные)
.

- ориентированы на конкретные виды
профессиональной деятельности

?


Слайд 7Структура компетентностной модели: профили


Социально-
личностные
Компетенции магистра (КМ)
Общекультурные
Профессиональные
Обще-
научные
Инструмен-
тальные
Научно-
исследова-
тельские
Производственно-
технологические
Проектные
Организационно
-управленческие

. . .
. . .
. .

.

. . .









Слайд 8Процесс разработки компетентностной модели



Общекультурные
компетенции
Профессиональные
компетенции ядра
магистерской
программы
Профессиональные
компетенции
профилей



Слайд 9Регламент согласования и утверждения КМ



Компетенции
магистерской
программы
Профессиональные
компетенции
профиля i
УТВЕРЖДАЮ
Ректор


Слайд 10Направления развития КМ в рамках «сетевого» проекта: проблемы и возможные подходы



Обеспечение сопоставимости

КМ различных университетов:
Повышение степени конкретности формулировок компетенций с целью их сопоставимости (например, на уровне объектов и задач профессиональной деятельности) с соответствующими компетенциями КМ других участников проекта

Обеспечение возможности эффективного контроля уровня достижения компетенций (компетенции должны быть проверяемы!):
Более детальное специфицирование компетенций, определяющее формы, методы и средства контроля компетенций

Возможность формирования и контроля достижения компетенций в сетевой образовательной среде
Наличие сетевой инфраструктуры;
Наличие ЭУММ, поддерживающих формирование заданных компетенций;
Поддержка вариативных образовательных траекторий при условии достижения заданных компетенций


Слайд 11
2.Методические рекомендации по разработке вузовского образовательного стандарта образовательной программы практико-ориентированной подготовки

магистров


Слайд 12Жизненный цикл основной образовательной программы
Формирование требований к ООП (включая цели

образования, область и объекты, виды и задачи деятельности, компетенции выпускника)

Разработка ВОС ООП (спецификация ООП)

Разработка ООП (учебного плана и УМКД)

Реализация ООП (учебный процесс и показатели результатов обучения)

Сопровождение ООП (оценка степени удовлетворенности ООП, коррекция ООП)


Слайд 13Спецификация МП в СРС МП МиА
Спецификация МП
Спецификация процесса

Спецификация МП

Спецификация требований
к продукту МП

Компетентностная модель выпускника
соглашение между потребителями (работодателями, студентами) и вузом

Требования к структуре и содержанию МП,
к условиям реализации, к аттестации
соглашение между разработчиками МП и «реализаторами» МП


Слайд 14Требования к структуре и содержанию МП
Устанавливает связь между целевой основой ООП

в форме компетентостной модели выпускника и содержанием образования в данной профессиональной области

Компетентностная модель
(ожидаемые результаты освоения МП)

Ожидаемый объем знаний, необходимых выпускнику
(начальная структуризация общего объема знаний,
выделяются и кратко описываются
основные образовательные единицы –
укрупненные учебные модули
и их связь с формируемыми компетенциями

Окончательная структуризация предметного
содержания подготовки: выделяются дисциплины,
в т. ч. практики и проекты, раскрываются их содержание.




Слайд 15Требования к структуре и содержанию МП


Слайд 1626 ноября 2008
Вузовский образовательный стандарт МП
Матрица «дисциплины»-«компетенции»


Слайд 17Требования к условиям реализации программы подготовки магистров
Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебного процесса

Образовательная программа включает лабораторные практикумы, практические занятия, курсовые проекты и работы по следующим дисциплинам: ______________________________________
(определяются с учетом формируемых компетенций)


Образовательная программа включает учебно-методическую документацию (УМКД) и базовый комплект электронных учебно-методических материалов (ЭУММ), пригодные для адаптации и использования в СРС МП МиА, по следующим дисциплинам:

Слайд 18Материально-техническое обеспечение учебного процесса в СРС МП М и А
При указании

лабораторной базы магистерской программы выделяется:
целевое назначение этой материально-технической составляющей;
места её базирования;
основные характеристики, такие как, например:
виртуальные лаборатории (тренажеры и симуляторы);
лаборатории с реальным оборудованием (локальные);
удаленные лаборатории с реальным оборудованием и программным обеспечением удаленного доступа;
тренажеры (аппаратное и программное обеспечение).

Слайд 19Характеристики дисциплины в СРС МП МиА
Дисциплина учебного плана
Виды занятий (Типовые дидактические

процессы - ТДП)

Цели ТДП (подлежащие усвоению ЗУН, осваиваемые компетенции)

Наблюдаемые результаты учебной работы (отчетные материалы)

Средства технологической поддержки (обеспечения)

Учебно-методическое обеспечение
(по видам занятий):
УМКД, ЭУММ

Техническое обеспечение
(по видам занятий)

Виды контроля,
способы аттестации

Типовые дидактические процессы


Лекция

Семинар

Практикум по решению задач

Ситуационный практикум

Деловая (ролевая) игра

Лабораторный практикум

Тренинг

Самостоятельная работа магистранта*


Слайд 20 3.Методические рекомендации по разработке модульного учебного плана для образовательных программ практико-ориентированной

подготовки магистров; типовая структура и пилотный вариант модульного учебного плана

Слайд 21Принципы построения учебных планов
учебные циклы:
общенаучный
профессиональный
разделы:
практики и

 научно-исследовательская работа
 итоговая государственная аттестация

Суммарная трудоемкость учебных циклов - не более 50% от всей трудоемкости ООП

Слайд 22Принципы построения учебных планов
каждый учебный цикл имеет
базовую (обязательную) часть, устанавливаемую

ФГОС ВПО по направлению
вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом
суммарная трудоемкость базовых составляющих учебных циклов составляет не более 30% от их общей трудоемкости
дисциплины по выбору студента - не менее 30% вариативной части


Слайд 23 Принципы построения учебных планов

максимальный объем аудиторных занятий в неделю

(20 часов в неделю)
ограничение объема занятий лекционного типа (не более 40% аудиторных занятий)
научно-исследовательский семинар на регулярной основе (не менее двух семестров)

Слайд 24Особенности КМС организации учебного процесса

трудозатраты студента измеряются в зачетных единицах
модуляризация содержания

УП
модульная организация учебного года
личное участие студента в формировании своего учебного плана
служба академических консультантов






Слайд 25Зачетные единицы трудоемкости

трудоемкости всех компонентов УП (дисциплины, практика, НИРС, работа

над ВКР и т.п.) измеряются в зачетных единицах
одна зачетная единица трудоемкости (зет) равняется 36 академическим часам
зет учитывают аудиторную и самостоятельную работу студента
трудоемкость семестра равна 30 зет, включая практики и экзаменационную сессию
целочисленные трудоемкости дисциплин
одна неделя практики - 1,5 зет
один семестровый экзамен - 1 зет(3 дня подготовки и 1 день на экзамен)
зет начисляются студенту после успешного освоения определенной части программы

Слайд 26Модуль
часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую

завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, которая должна подвергаться обязательной оценке
блок дисциплин УП («программный» модуль)
отдельная дисциплина УП («программный» модуль)
раздел дисциплины («учебный» модуль, «курсовая» единица)


Слайд 27Атрибуты «программного» модуля
определенное число зет
результаты освоения
виды занятий и формы контроля
отдельная отчетность
инструментарий

и критерии оценивания
методическое обеспечение


Слайд 28«Модуляризация» учебных планов (проект «Tuning educational structures in Europe»)
цель проекта «Tuning» –

согласование принципов построения и содержания образовательных программ для обеспечения их совместимости
принцип одинаковости или кратности модулей:
каждому модулю назначаются кредиты в стандартизованных для данной программы кратных числах (например 5,10,15 или 3,6,9 и т.п.)
для обозначения разделов дисциплин, используемых в качестве модуля, применяется термин «курсовые единицы» (course units)


Слайд 29 Структура учебного плана


Слайд 30Виды учебных планов

стабильный учебный план
базовый учебный план
индивидуальный учебный план
рабочий учебный

план

Слайд 31
Стабильный учебный план
дает представление об общей структуре подготовки, о соотношении теоретической

и практической, обязательной и вариативной частей ООП
содержит перечень обязательных дисциплин и перечень модулей дисциплин по выбору студента

Базовый учебный план
содержит перечень учебных дисциплин, включая дисциплины по выбору студента с указанием
их трудоемкости по семестрам в зет
распределения часов по видам аудиторных и внеаудиторных занятий
форм промежуточной аттестации


Слайд 32
Индивидуальный учебный план студента
содержит перечень дисциплин, включая обязательные и выбранные

студентом для изучения в данном семестре, с указанием их трудоемкости в зет и нормативного количества часов аудиторной и самостоятельной работы студента в неделю

Рабочий учебный план
разрабатывается учебным отделом на основе базовых учебных планов и индивидуальных учебных планов всех студентов, обучающихся по данной программе
предназначен для составления расписания учебных занятий и расчета учебной нагрузки преподавателей.

Слайд 33Согласование (разработка) образовательных программ в рамках «сетевого» проекта:

вопросы, требующие обсуждения

Виды «сетевых» образовательных программ (СОП)
совместная – разрабатывается и реализуется несколькими вузами
совместного использования – разрабатывается отдельным вузом и содержит модули совместного использования
Стандарты представления СОП
спецификация (КМ,ВОС)
модульный учебный план, включая перечень укрупненных модулей и их
связь с компетенциями
описание материально-технической базы (в т.ч. лабораторной)
характеристика дисциплины
ЭУММ
Регламент формирования индивидуальной образовательной программы
соотнесение и оценка модулей совместного использования
соглашение о перезачетах оценок за модули совместного использования


Слайд 34


Благодарю за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика