Слайд 1Нетрадиционная религиозность
и образование
в современной Беларуси
Слайд 2Нетрадиционная религиозность:
1.
Секты и культы
3.
Аудиторные культы
2.
Клиентурные культы
4.
Оккультная среда общества
НоРДы
5.
Внутрицерков-
ное сектантство
6. Сектоподобные
группы
Слайд 31. Секты и культы
- всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы
бытия человека, мира и космоса;
- развитая организационная структура;
- институт постоянного членства.
По данным на 1 ноября 2013 года в Беларуси документально зафиксирована деятельность 143 сект и культов.
/аум синрике, муниты, свидетели Иеговы, брахма кумарис, богородичный центр, кришнаиты, дианетика, бахаи, сатья саи, сант мат, великое белое братство, церковь последнего завета, фалуньгун и др./
Слайд 42. Клиентурные культы
- претендуют на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере
бытия человека и мира;
- имеют слабо развитую организационную структуру;
- институт временного членства.
По данным на 1 ноября 2013 года в Беларуси документально зафиксирована деятельность 347 клиентурных культов.
/центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства, астрологические центры, институт самовосстановления человека, СИМОРОН, академия Золотова, уфологический комитет, рэйки, универсальная энергия, белорусская педагогическая лига, искусство жизни, школа четвертого пути и др./
Слайд 53. Аудиторные культы
- минимальный набор нетрадиционных религиозных идей;
- минимальная организационная структура;
-
полное отсутствие института членства;
По данным на 1 ноября 2013 года в Беларуси
зафиксирована деятельность 412 аудиторных культов
На 1 мая 2013 года в Беларуси :
-издавалось 110 наименований сектантских газет и журналов;
-ввозилось из-за рубежа 550 наименований сектантских газет и журналов;
-действовало 410 целителей, экстрасенсов, магов, колдунов, ясновидящих, активно рекламировавших себя через СМИ.
Слайд 64. Oккультная среда общества –
не институализированные нетрадиционные
религиозные идеи и ритуальные практики современного общества:
-Фрагменты нетрадиционных религиозных учений хаотично смешанные в сознании человека (вера в порчу, сглаз, приметы и суеверия, энергетический вампиризм, НЛО, астрологию, аномальные явления экстрасенсорику, обереги, целительство, гадания и т.д.);
-Индивидуально практикуемые оккультные и псевдорелигиозные ритуалы и техники самопознания, саморазвития, просветления и т.д.
Оккультная среда общества является основанием, а все структурированные формы сектантства временными, подвижными надстройками. Благодаря оккультной среде в обществе постоянно присутствует потенциал зарождения и развития структурированных форм сектантства. Именно в ее границах, основываясь на ее идеях и смысловых конструкциях, формируются все разновидности сект, культов, клиентурных и аудиторных культов.
Слайд 75. Внутрицерковное сектантство
культ личности: смещение религиозного поклонения с Бога на священника,
монаха, духовное лицо, сопровождающееся полным подчинением воле последнего. Создание в общине культа священника;
магическое мышление, полагающее автоматическую действенность любых религиозных обрядов вне зависимости от наличия или отсутствия у человека, их совершающего, личной веры в Бога и понимания смысла этих обрядов;
апокалиптизм, включающий в себя как нагнетание страха перед окружающей социокультурной средой и достижениями современной науки и техники, так и интерпретацию всех событий в мире в качестве однозначных признаков наступления в самое ближайшее время конца света;
политеизм, состоящий из гипертрофированного почитания святых «на все случаи жизни» при одновременном забвении поклонения Богу;
экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые представляются в качестве главного врага Церкви и источника всех ее бед и проблем. При этом предполагается необходимость ведения всех форм сопротивления этим группам, в качестве которых наиболее часто считаются масоны, сектанты, тайное мировое правительство, евреи, а также конкретные, как правило, западные страны.
Слайд 86. Сектоподобные группы
Организации, совмещающие в себе не имеющие ничего общего с
сектантством элементы, с рядом чисто сектантских характеристик.
Сектоподобные группы параллельного существования - сектантский компонент соприсутствует с не сектантским в границах одной организации, но без каких-либо переплетений, а порой, даже без взаимных пересечений друг с другом.
Сектоподобные группы континуума - сектантский и не сектантский компоненты тесно переплетаются друг с другом во всех основных плоскостях жизни группы (вероучение, структура и т.д.);
Слайд 9Пропорциональное соотношение разных типов нетрадиционной религиозности
Слайд 10Классификация нетрадиционной по содержательным характеристикам
Астрологические центры – организации, занимающиеся выработкой и
распространением «знания» о влиянии небесных тел (звезд, планет, астероидов и т.д.) на жизнь и судьбу человека и общества. Основной вид деятельности заключается в обучении астрологии и составлении индивидуальных и групповых гороскопов.
/авестийская школа астрологии, центры «Калагия», «Шахревар», «Сириус», подводный клуб, школа «Митры», клуб «АстраМир» и др./
Движение новой мысли – движение независимых организаций, объединенных учением о возможности достижения любых идеалов (исцеления болезней, духовного, интеллектуального, морального, физического и психического совершенствования) посредством постижения «науки» правильного мышления.
/Христианская наука, Клуб «Новое мышление», ЭРИО центр, организации последователей Хосе Сильвы и Луизы Хей и др./
Слайд 11Коммерческие культы – а) группы многоуровневого маркетинга, получающие прибыль в первую
очередь от вербовки новых членов и лишь затем от торговли товаром. В некоторых случаях товар может отсутствовать вообще. б) организации использующие религиозно-символические системы аргументации для пробуждения необоснованной надежды у людей, приводящей их к убыточным для них капиталовложениям или покупкам по завышенным ценам низкокачественных товаров.
/а) гербалайф, AmWay, Астран, ИПСУМ, оомото и др./
/б) «Бума ЛЛЦ», «Бел Пост-Шоп», ИП «Покупки на дом» и др./
Неоязычники – группы, пытающиеся реконструировать древние дохристианские, политеистические религиозные верования, обычаи и обряды в их первоначальном виде.
/родноверы, орден славянский круг, союз венедов, партия арийского единства, всеясветная грамота, инглиистическая церковь, и др./
Слайд 12
НЛО культы – организации, занимающиеся либо любительским изучением НЛО и аномальных
явлений и распространением о них информации в СМИ, либо пропагандирующие веру в инопланетян и религиозное поклонение им.
/небесные врата, общество этериуса, раэлиты, «Теллур», комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе и др./
НРД восточной ориентации – религиозные организации, отколовшиеся от какой-либо традиционной религии востока или воспроизводящие с различной степенью точности их вероучение и культовую практику в своей деятельности.
буддийские секты и культы: карма кагью, центр дзен-буддизма;
даосские секты и культы: «Целительное Дао», Чжунь Юань Цигун;
индуистские секты и культы: кришнаиты, брахма кумарис, сахадж марг, сатья саи, сахаджа йога, шайва-шакты, искусство жизни и др.;
мусульманские секты и культы: ахмадия, ваххабиты, бахаи;
сикхийские секты и культы: сант тхакар сингх, последователи бабаджи;
синтоистские секты и культы: оомото.
Слайд 13 Оккультно-мистические культы – религиозные организации, претендующие на преемственное или приобретенное
право хранения, воспроизведения и распространения элементов вероучения и ритуальной практики одной из оккультно-мистических, эзотерических традиций мира (герметической, гностической, каббалистической, розенкрейцеровской, теософской и др).
/международная академия эзотерических знаний, последователи учения Рёрихов и Е.П. Блаватской, фонд «Духовное возрождение», школа Арканов, школа четвертого пути, НПА «Орион» и др./
Политические культы - экстремистские, националистические, террористические и иные группировки, обосновывающие свою программу политических действий с помощью какого-либо религиозного или псевдорелигиозного учения.
/партия арийского единства, белорусский христианский союз и др./
Псевдонаучные культы - организации, основывающиеся на математических, физических, химических или иных разработках, которые, во-первых, содержат с научной точки зрения грубейшие ошибки, и, во-вторых, являются отправной точкой в разработке нового религиозного учения либо псевдорелигиозной системы взглядов на человека, природу и общество.
/последователи Акимова, Казначеева, Вейника,
международная академия информатизации, МАИТ и др./
Слайд 14 Псевдопсихологические культы – организации, оказывающие весь спектр психологических услуг, но
не имеющие при этом необходимой академической подготовки, пользующиеся альтернативными, не признаваемыми традиционной наукой методами и практиками, а также смешивающими их с псевдорелигиозными учениями.
/СИНТОН, фонд «Весна Жизни», ассоциация свободного дыхания, росток, академия Золотова, Школа холистической психологии А. Пинта и др./
Псевдохристианские НРД – религиозные организации, имеющие в основании христианское вероучение, сильно видоизмененное под влиянием «новых откровений», полученных основателями организации.
/мормоны, христадельфиане, поместная церковь, богородичный центр, свидетели иеговы и др./
Сатанизм. а) Молодежный сатанизм практикуется подростками от 13 до 25 лет и понимается как символ восстания против любого типа власти. Вера в дьявола и поклонение ему сопровождается особо богатой внешней символикой. В его границах совершаются поджоги церквей, осквернения кладбищ, убийства животных и людей; б) Рационалистический сатанизм полностью отсутствует характерная символика и какие-либо формы религиозного поклонения. Бог рационального сатанизма – сам сатанист, не признающий никаких иных авторитетов, кроме самого себя.
Слайд 15Синкретические культы – религиозные организации, смешивающие элементы вероучения и ритуальной практики
традиционных религий мира и различных оккультно-мистических учений в единую религиозно-символическую систему.
/движение объединения (христианство, даосизм, корейские народные верования), великое белое братство (христианство, буддизм, индуизм, теософия), и др./
Спиритизм - псевдорелигиозная практика, заключающаяся в установлении контакта человека с «миром духов», и/или в его использовании в качестве канала связи с потусторонним миром, из которого может «поступать» разнородная информация преимущественно религиозного содержания. Вокруг информации формируется НРД.
/«Эказон-ДС», служители бога живого, центр здравия и чести, последователи «Откровений ангелов-хранителей» и др./
Утопические культы – религиозные либо светские организации, стремящиеся к построению идеального общества посредством создания общежительных общин, находящихся на полном материальном самообеспечении. Группы этого типа создают уникальную систему морально-этических и др. норм и правил поведения в группе.
/экопоселения последователей Анастасии, щербовское братство и др./
Слайд 16 Христианские секты – религиозные организации, сохраняющие в своем вероучении основные
положения традиционных христианских церквей (православной, католической, лютеранской), но претендующие на восстановление первоначального христианства I-III веков нашей эры и не учитывающие при этом весь позитивный и негативный опыт его двухтысячелетнего развития.
/пятидесятники, баптисты, церковь Христа (бостонское движение) и др./
Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства – организации, предлагающие весь спектр услуг в сфере нетрадиционных методов воздействия на физическое и психическое здоровье человека, а также «магических» методов прояснения и коррекции его взаимоотношений с окружающими людьми (снятие и наведение порчи и сглаза, диагностика и «исцеление» болезней, гадание, заговоры, биоэнергокоррекция, чистка кармы, ясновидение и т.д.).
/салон «Мир магии», международная академия целительства, движение «Отечество», агентство «Тибет», белорусская ассоциация экстрасенсов, магистрат смеющихся волшебников и др./
Слайд 17Некоторые психологические последствия сектантской «педагогики»:
вспыльчивость, раздражительность, агрессивность;
навязчивые страхи, постоянное беспричинное внутреннее
беспокойство;
изменение поведения, внешности по культовым лекалам;
попытки самоубийства, нанесение себе телесных ран;
депрессии;
склонность к алкоголизму или наркомании;
негативное восприятие окружающего мира, близких;
невротические расстройства и психические заболевания;
резкие изменения настроения;
отрицательное отношение к традиционной религиозной и светской культуре;
негативное отношение к достижениям цивилизации, науке, светскому образованию, официальной медицине;
апатия в сфере патриотических чувств;
«демонизация» государственных структур, внекультового общества
и др.
Слайд 18Секты проникают
в систему образования Беларуси:
на макроуровне —
официально, через госорганы, в частности,
Минобразования, под прикрытием новых методов преподавания, организации учебно-воспитательной работы, курсов духовно-нравственного воспитания, основ религиозного мировоззрения, факультативных программ, тренингов развития личности и т.д. и т.п.
на микроуровне —
используя личную заинтересованность или лояльность руководителя или работников учебного заведения, иногда уже являющихся членами культа.
Слайд 19 На макроуровне в систему образования Беларуси проникали:
Белорусская педагогическая лига с
комплексом предложений о кардинальном пересмотре национальной доктрины образования (оккультисты);
Пятидесятники с курсом «Введение в христианскую этику»;
Движение Объединения с курсом «Мой мир и я»;
Бахаи с курсом Лопатиной и Скребцовой,
последователи П.К. Иванова с программой «Валеология»
и др.
На микроуровне в систему образования Беларуси проникали:
Радастея, неоязычники, Международная Церковь Христа, Универсальная Энергия и Человек, Искусство Жизни, Брахма Кумарис, последователи Иванова, рёриховцы, пятидесятники, баптисты, и др.
Слайд 20 Контрреакция государства на сектантские интервенции на макроуровне:
Инструктивное письмо Министерства образования
«Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся» (от 16.09.1997);
Инструктивное письмо Министерства образования «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деятельности деструктивных сект в учреждениях образования РБ» от 19.06.1999;
Постановление коллегии Министерства Образования РБ и Государственного Комитета по делам религий и национальностей РБ «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь» от (06.03.2000).
Слайд 21
Важно: для анонимного проникновения в систему образования секты используют «фронтовые»
организации!
Такие организации, чаще всего, имеют светский статус и являются самостоятельными юридически лицами, хотя де-факто пропагандируют сектантское мировоззрение, занимаются формированием лояльности к секте, лоббируют ее интересы и являются вербовочными площадками.
Маскируя сектантский характер своей деятельности, они могут заявлять образовательные, воспитательные, культурно-просветительские, оздоровительные (например, пропаганда ЗОЖ), психологические, экологические, рекреационные, спортивные и др. цели.
В Беларуси зафиксирована деятельность таких «фронтовых» сектантских организаций как: Студенческая ассоциация C.A.R.P., ОО «Культурное развитие», объединения «От сердца», «От сердца к сердцу», «Международный школьный проект», Белорусская Педагогическая Лига, Брестский клуб «Ренессанс» и другие.
Прим.: некоторые сектантские организации и сами юридически имеют светский статус!
Слайд 22Основные направления профилактической работы для предотвращения культовой индоктринации учащихся:
Формирование культуры мышления,
верификации информации и осуществления самостоятельного критически осмысленного выбора среди альтернативных вариантов.
Формирование активной жизненной позиции — готовности и умения принимать ответственность за свою жизнь и свои поступки , выборы.
Формирование осознанного мировоззрения, основанного на широком гуманитарном кругозоре и глубоком знании основ традиционной аксеологической парадигмы (в Беларуси, прежде всего, традиционного христианства).
Слайд 23
Критичность
Ответствен-ность
Мировоззрение
Педагогический «анитсектантский табурет»
Слайд 24Центр защиты здоровья семьи и личности
глава проекта Олег Григорьевич Нагорный:
+375
29 779 18 04
J7A@tut.by
http://j7a.blog.tut.by
Информационно-консультационный центр преп. Иосифа Волоцкого при МЕУ БПЦ
глава центра Владимир Александрович Мартинович :
+375 17 327 23 67
nrmsect@yandex.ru
www.sobor.by/center.php