Слайд 1Нелинейная модель школьного
расписания
в общеобразовательном учреждении (проблемы и первые результаты проекта).
МОУ
СОШ № 13 г. Приморско – Ахтарска
Директор: Ясиновская Вера Александровна
Слайд 2Цель проекта - изменение условий образовательного процесса в школе, через создание
нелинейной структуры школьного расписания.
Слайд 3Задачи проекта.
Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса.
Переход
от учебно-предметного ЗУН-овского содержания образования, построенного на освоении основ научных знаний, к основанному на развитии универсальных умений, способов мировосприятия.
Создание условий для получения ребенком опыта разнообразного выбора и возможности самоопределения по интересам.
Выработка адекватной для данной модели учебного процесса системы оценивания.
Слайд 4Результаты.
Отход от традиционной формы урочного обучения;
Плюрализм форм организации занятий;
Реальная
индивидуализация обучения;
Отказ от домашних заданий, направленных на заучивание фактологического материала;
Замена точечного контроля усвоения знаний непрерывным мониторингом обученности. В том числе изменение системы оценивания;
Размыкание и расширение образовательного пространства учащегося и учителя;
Размывание, а в перспективе и удаление границы между урочной и внеурочной деятельностью.
Переход к оплате всех видов деятельности учителя.
Слайд 5Условия для осуществления проекта.
Внесение изменений в Типовое положение об образовательном учреждении.
Внесение
изменений в Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях «СанПиН 2.4.2.1178-02»
Изменение существующих стандартов образования;
Внесение изменений в БУП.
Слайд 6п. 33, 34, 35, которые регламентируют задачи начального, основного общего и
среднего (полного) общего образования, должны измениться, в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом, акцент должен делаться на развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с окружающей действительностью и с собой, через развитие детских инициатив.
«Типовое положение об образовательном учреждении».
Слайд 7СанПиН 2.4.2.1178-02
п.2.9.1. «Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки». Увеличение
видов занятий в первой половине дня, несомненно, приведет к увеличению количества часов недельной нагрузки. Мы предлагаем определение максимальной нагрузки закрепить как компетенцию школы, при контроле со стороны «Учредителя» и «Роспотребнадзора»
Слайд 8В п.2.9.1. исключить слово «образовательная», так как нагрузка увеличивается за счет
видов занятий, традиционно относящихся ко второй половине дня. Фразу «часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки», заменить фразой «часы кружковой, клубной и секционной работы входят в объем максимально допустимой нагрузки».
п.2.9.14. «расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий…» исключить.
п.2.9.16. фразу «При составлении уроков следует чередовать….» заменить фразой «при составлении расписания занятий следует чередовать типы занятий в течение дня и недели».
Слайд 9п.2.9.17. фразу «расписание уроков строится с учетом….» заменить фразой «расписание занятий
строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся»
В проекте «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения во всех проявлениях образовательной деятельности.
Слайд 10Этапы внедрения проекта.
1. Подготовительный (декабрь 2008 - ноябрь 2009 г.)
– преобладание классно-урочной системы;
Дискуссионные площадки, выработка предложений по видам деятельности учащихся, исходя из запросов и возможностей школы. (декабрь)
Активное обсуждение проекта (переговорные площадки: родительская общественность, представители Учредителя, Управляющий совет, администрация школы)
Внесение необходимых изменений в нормативную базу школы. Разработка локальных актов всех уровней
формирование учебного плана школы и расписания;
Слайд 112. Организационно – реализационный. (декабрь 2009 года – август 2010 г.)
Разработка показателей и индикаторов результативности и эффективности продвижения проекта.
Обучение тьюторов для сопровождения деятельности классов в условиях эксперимента.
Разработка календарно-тематического планирования в соответствии с условиями эксперимента.
Разработка индивидуальных расписаний учащихся.
Слайд 123. Практический (август 2010 – май 2011 г. )
модель становится
привычной.
Обсуждение и утверждение работы школы в режиме эксперимента на августовском педагогическом совете с активным участием Управляющего совета
Введение новой модели расписания в «пилотных классах» первой ступени обучения.
Отслеживание и коррекция возможных сбоев в новой модели обучения;
Деятельность администрации школы, Управляющего совета по подготовке перехода школы первой ступени к работе по новому расписанию в штатном режиме.
Отслеживание и снятие «рисков» проекта.
Слайд 134. Штатный (сентябрь 2011 г.)
Выработка методических рекомендаций по работе школы
в условиях нелинейной модели расписания.
Обучение учителей – предметников и классных руководителей.
Переход школы первой ступени на нелинейное расписание.
Слайд 14сделано
Выработан перечень занятий по видам деятельности учащихся, исходя из запросов и
возможностей школы.
Сформирован учебный план и расписание школы первой ступени.
Разработаны показатели результативности и эффективности продвижения проекта.
Разрабатываются индивидуальные расписания учащихся.
Проведены переговорные площадки: родительская общественность, Управляющий совет, администрация школы
Слайд 15Типы занятий: аудиторные и внеаудиторные.
Урок, экскурсия, творческая мастерская, конференция, спортивные соревнования,
образовательное путешествие, познавательная лаборатория, школьная театральная студия, кафедра, спортивные секции, поход, индивидуальные занятия, социальные проекты, занятия в клубе
Слайд 16Примерная таблица-сетка часов к учебному плану для 2 – 4 -х
Слайд 20Показатели результативности и эффективности продвижения проекта.
Достижение планируемых результатов обучения соответствующих современным
социальным требованиям всеми или большинством учащихся, качественная подготовка учащихся к обучению в основной школе.
Применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
Расширение практико-ориентированных знаний у учащихся, овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественно-научном, гражданском, технологическом);
Слайд 21Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической,
учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Удовлетворенность участников образовательного процесса работой в проекте.
Слайд 22Переход к новой системе оценивания.
Введение бальной системы оценивания достижений учащегося.
Введение безотметочной
системы обучения. (Лист индивидуальных достижений)
проблема: требование проверяющих инстанций к накопляемости оценок в журнале.
формирование "Портфеля достижений ученика"
Слайд 23Проблемы проекта.
Неготовность части педагогов работать в новых условиях;
Неприятия новой модели частью
родительской общественности;
Отсутствие нормативной базы, способствующей продвижению проекта;
Бюрократизация образования, его формализация, система не дающая возможности школе работать по новому.
Недостаточные кадровые и технические возможности школы.