Слайд 1Некоторые подходы
к изучению раздела «Атмосфера
и климат»
в школьном курсе
географии
Эпштейн Е.А.
Парамонова О.А.
Слайд 2Причины затруднения при изучении климата
1. Непонимание школьниками практической значимости знаний о
климате.
2. Отсутствие умения у школьников устанавливать причинно-следственные связи;
Слайд 3Причины затруднения при изучении климата
3. Недостаточная логическая последовательность материала в учебниках;
4.
Слабое раскрытие связи природной и хозяйственной составляющих курса географии;
Слайд 4Предлагаемый подход к изучению темы «Атмосфера и климат»
Выявить критерии отбора
содержания темы «Атмосфера и климат»;
Сформулировать идеальный результат изучения темы;
Выстроить логическую последовательность преподавания данной темы в школьном курсе географии.
Слайд 5Критерии отбора содержания темы «Атмосфера и климат»
Разграничить общее образование и специальное
географическое.
Учитывать психолого-возрастные особенности школьников при решении поставленных целей.
Слайд 6Критерии отбора содержания темы «Атмосфера и климат»
3. Соответствовать программе ООН
«Десятилетие
образования в интересах
устойчивого развития».
4. Увеличить практическую значимость учебного материала, использовать принцип ноосферного мышления «Думать и действовать локально и глобально («глокально»)».
Слайд 7Критерии отбора содержания темы
5. Воспитание ответственного компетентного гражданина отечества и всей
Земли через содержание учебного материала:
Научиться познавать мир и разумно действовать на Земле;
Научиться жить, чтобы содействовать расцвету собственной личности и умению действовать ответственно в различных жизненных обстоятельствах;
Научиться жить вместе с другими народами, понимая сходство и взаимозависимость между всеми людьми на планете.
Слайд 8Критерии отбора содержания темы
Цикличность изучения материала от простого описания к установлению
причинно-следственных связей, прогнозированию и моделированию
(при этом цикл не замкнут, а идет по спирали вверх).
Слайд 9Критерии отбора содержания темы
7. В основу отбора содержания заложено рассмотрение темы
с позиции географичности, а не пространственности:
все что географично, то пространственно, но не все пространственное есть географично;
показ роли географии не только при изучении темы, но и в процессе применения данных знаний;
изучение как природно-временных комплексов на поверхности Земли;
изучение как природно-территориальных комплексов разного ранга и уровня на поверхности Земли.
Слайд 10Критерии отбора
содержания темы
8. Степень подробности изучения определяется федеральным стандартом общего образования
с одной стороны и возможностями и желанием учащихся с другой.
Слайд 11Основные разделы предлагаемого идеального результата по теме «Атмосфера и климат»
1. Влияние
климата на отдельные отрасли хозяйства:
Транспорт
Сельское хозяйство
Добывающая и обрабатывающая промышленность
Строительство
2. Влияние на жизнь и быт людей;
3. Основные умения, необходимые для достижения целей;
4. Теоретические знания, необходимые для овладения умениями.
Слайд 12Практическое значение знаний о климате
Влияние на железнодорожный и автомобильный транспорт:
Скорость
и направление ветра
Кол-во дней с осадками и туманами
Наличие снежных заносов
Вероятность наводнений
Высота снежного покрова
Промерзаемость грунта
Годовые и суточные перепады tºC
Слайд 13Практическое значение знаний о климате
Влияние на водный транспорт:
Скорость и направление
ветра
Ледостав и его продолжительность
Кол-во дней с осадками и туманами
Вероятность наводнений
Влияние на электронный транспорт:
Налипание снега
Сила ветра
Годовые и суточные перепады tºC
Слайд 14Практическое значение знаний о климате
Влияние на воздушный транспорт:
Скорость и
направление ветра
Налипание снега
Кол-во дней с осадками и туманами
Высота снежного покрова
Слайд 15Практическое значение знаний о климате
Влияние на сельское хозяйство:
Обеспеченность теплом
Набор возможных
культур
Продолжительность отопительного сезона на фермах
Сроки сельскохозяйственных работ
Интенсивность сельскохозяйственных работ
Обеспеченность влагой
Необходимость ирригации или дренажных работ
Необходимость работ по сохранению влаги в почве
Вероятность длительных осадков во время сева или сбора урожая
Слайд 16Практическое значение знаний
о климате
Влияние на промышленность:
Температура воздуха, амплитуды tºC
Продолжительность
отопительного сезона
Степень теплоизоляции
Необходимость кондиционирования воздуха
Дополнительная оплата за экстремальность условий
Слайд 17Практическое значение знаний о климате
Влияние на промышленность:
Промерзаемость грунта
Необходимость дополнительных затрат
при карьерной добыче
Скорость, направление ветра
Затруднение работ в первичном секторе
Кол-во осадков
Степень гидроизоляции
Характер крыш зданий
Слайд 18Практическое значение знаний о климате
Влияние на строительство:
Температура воздуха, амплитуды tºC
Сроки
и виды строительных работ по сезонам года
Характер спецодежды
Дополнительная оплата за экстремальность условий
Промерзаемость грунта
Дополнительные затраты при сильном промерзании
Скорость, направление и сила ветра
Дополнительные затраты из-за простоя подъемных кранов
Кол-во осадков
Дополнительные затраты из-за откачки воды из котлованов
Слайд 19Практическое значение знаний о климате
Влияние на быт и жизнь людей:
Температура
воздуха, амплитуды tºC
Продолжительность отопительного сезона
Степень теплоизоляции
Дополнительные затраты на кондиционирование воздуха из-за жары
Дополнительные затраты на одежду и питание из-за холодов
Особенности сельских домов и подворий
Перепады атмосферного давления
Возникновение метеозависимости
Скорость, направление и сила ветра
Затруднения передвижения
Кол-во осадков
Степень гидроизоляции
Характер крыш зданий
Слайд 20Умения, необходимые для выполнения практических задач
Наблюдать за погодой.
Работать с метеорологическими приборами:
Термометр
(измерять температуру воздуха местности);
Барометр (измерять атмосферное давление воздуха местности);
Барограф (работать с самописцем для непрерывной записи атмосферного давления);
Флюгер (определять направление и силу ветра);
Анемометр (измерять скорость ветра);
Анеморумбометр (измерять скорость и направление ветра);
Психрометр (измерять влажность воздуха и его температуру);
Гигрометр (измерять влажность воздуха);
Осадкомер (измерять количество выпавших осадков).
Слайд 21Умения, необходимые для выполнения практических задач
3. Определять элементы погоды и
климата по тематическим картам:
Среднемесячные температуры приземного слоя воздуха;
Абсолютные максимальные и минимальные температуры;
Годовое количество осадков;
Режим осадков;
Атмосферное давление приземного слоя воздуха;
Области высокого и низкого давления воздуха;
Преобладающие ветры и их направление.
Слайд 22Умения, необходимые для выполнения практических задач
4. Обрабатывать и анализировать собранные данные
о погоде.
5. Прогнозировать погоду по местным признакам.
6. Работать с синоптической картой:
Устанавливать типы атмосферных фронтов;
Выявлять циклоны и антициклоны.
Слайд 23Умения, необходимые для выполнения практических задач
7. Работать с картой климатических
поясов и областей.
8. Прогнозировать изменение микроклимата в результате нерационального ведения хозяйства.
9. Моделировать последствия принимаемых и непринимаемых социо-эколого-хозяйственных решений на климат Земли в целом и отдельных ее территорий.
Слайд 24Знания, необходимые для овладения умениями
Термины
Элементы погоды
Местные признаки
погоды
Основные закономерности распределения показателей климата и климатических поясов и областей по территории Земли
Климатические пояса и области климата
Климатообразующие факторы
Влияние атмосферы на другие оболочки Земли
Влияние климата на другие компоненты природы
Взаимосвязь климата и человека
а) влияние климата на быт человека
б) влияние климата на хозяйственную деятельность человека в разных сферах.
Слайд 25Логическая последовательность изучения климата
Понятие об атмосфере
Определение
Причины возникновения и основные этапы
развития
Современное строение оболочки
Слайд 26Логическая последовательность изучения климата
Тропосфера
Состав воздуха.
Свойства воздуха: температура, влажность, облачность, прозрачность,
давление, движение (ветры: постоянные, сезонные, местные).
Приборы для измерения свойств воздуха
Изменение свойств воздуха в пространстве и во времени (сутки, год).
Слайд 27Логическая последовательность изучения климата
Тропосфера
Причины изменения свойств воздуха:
Широтная зональность;
Трансформация воздушных масс;
Барический
градиент по высоте;
Температурный градиент по высоте;
Рельеф и др. виды подстилающей поверхности;
Океанические течения.
Слайд 28Логическая последовательность изучения климата
Тропосфера
Влияние тропосферы на другие оболочки Земли
Взаимодействие тропосферы
и человека
Какие практические задачи решаются с помощью знаний о тропосфере.