Слайд 2Информация к размышлению
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её
не понимает.
(Г.Лихтенберг)
Слайд 3Работа с текстом
Я бродил (по)долгу и вид…л много примет ос…ни. По
утрам в лужах под стекля…ой коркой льда были в…дны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре л…жал как в полом хрустальном шаре б…гровый или лимо…ый лист осины или б…рёзы. Но лучше всего было в л…сах. По лугам дул ветер а в лесах стояла похрустыва…щая ле…ком сумр…чная тишина. Может быть в лесах было особе…о тихо от тёмных обл…ков. Они так ни…ко нав…сали над землёй что кроны сосен закутывались (под)час туманом.
Много было примет осени но я (не)старался запоминать их. Одно знал твёрдо – что н…когда (не)забуду этой осе…ей гор…чи чудес…ным образом соед…нё…ой с лёгкост…ю на душе и простыми и ясными мыслями.
(По К.Паустовскому)
Слайд 4 Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в
лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Но лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в лесах было особенно тихо от тёмных облаков. Они так низко нависали над землёй, что кроны сосен закутывались подчас туманом.
Много было примет осени, но я не старался запоминать их. Одно знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.
(По К.Паустовскому)
Слайд 5Как читать научный текст
До прочтения: вдумайтесь в заглавие, предположите, о чём
будет говориться, припомните, что вам об этом известно.
В процессе чтения:
а) фиксируйте в уме ил письменно главные мысли каждого абзаца (ключевые слова, план, тезисы и т.п.) и отмечайте переход от одной микротемы к другой;
б) отмечайте слова, значение которых надо уточнить.
Слайд 6Составление тезисов текста научного стиля
Тезис – положение, кратко излагающее основные мысли
лекции, доклада, научной статьи и т.п. Тезисы должны включать только главные положения научного сообщения, которые записываются в форме утверждающего суждения или в форме перечисления явлений (1…; 2…; 3… и т.д.). Тезисы могут составляться из цитат или формулироваться самостоятельно (переформулироваться), возможно совмещение цитат и переформулированного суждения. Конкретные факты обычно в тезисы не включаются.
Главные качества тезиса – смысловая насыщенность и доступность восприятия.
Слайд 22 Изумлённые странники замечают подводный кораблик. Я хочу сказать им, что это
медуза, животное. Медуза – свободноплавающие особи морских книдарий, образуются отпочковыванием от прикреплённых к субстрату полипов. Но кормщик перебивает меня:
- Это морское, тоже буде живое, идёт да помахивает парусом, расширится, да сузится, да вперёд и вперёд, веслом толкнёшь вроде как убьёшь. Тело в виде колокола или зонтика, студенистое, по краям зонтика – щупальца со стсрекательными клетками, которые могут вызвать ожоги.
В данном псевдотексте смешаны два текста. Ориентируясь на стилистические особенности, выделите отрывок из художественного произведения и энциклопедическую статью. Тексты запишите.
Какие признаки научного стиля помогли вам выделить энциклопедическую статью.
Слайд 23Лексические средства научного стиля
Главная функция научного стиля – точно и логично
передавать информацию, поэтому эмоционально окрашенная лексика в этом стиле не употребляется. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, например: менеджмент, квотирование, риелтор, число, функция, элемент, процесс, численные методы алгебры.
Слайд 24Словообразовательные средства научного стиля
Задача научного стиля – обозначить, назвать и описать
явление, поэтому в научной речи действие и состояние предмета или явления часто передаются не с помощью глагола, а с помощью образованных от глагола существительных на –ение, -ание, -ка (плавление, кодирование, заливка, перегрузка)
Слайд 25Морфологические средства научного стиля
Чтобы вызвать ощущение отстранённости автора и придать изложению
более объективный характер, в научном стиле часто используются безличные глаголы и краткие формы страдательных причастий (проведено, проанализированы, можно утверждать). С этой же целью в научной речи используются глаголы в форме 1-го лица мн. числа и местоимение мы – авторское мы (рассмотрим, сравним, мы можем сделать такой вывод и т.п.). Характерно для научной речи употребление составных союзы (вследствие того что, ввиду того что, несмотря на то что и др.)
Слайд 26Интонационные средства научного стиля
Звучащая научная речь должна передавать однозначность логической информации,
поэтому научное высказывание произносится ритмически нейтрально, в нём отсутствует эмоциональность и экспрессия. Обычно главная информация, как правило, располагается в конце предложения. Логическое ударение при нейтральной интонации также приходится на конец предложения. Для звучащей научной речи характерно чёткое, полное произнесение слов.
Слайд 27От данных глаголов образуйте полную и краткую формы страдательных причастий прошедшего
времени.
Объясните написание н и нн в суффиксах.
ОБРАЗЕЦ: Обнаружить – обнаруженный , обнаружено.
Выполнять, доказать, зафиксировать, обнаружить, обработать, осуществить, отметить, провести, произвести, сопоставить, установить.
Слайд 28От данных глаголов образуйте существительные на –ение, -ание, -ка.
ОБРАЗЕЦ: Излучать –
излучение.
Исследовать, изучить, наблюдать, увеличивать, уменьшать, совпадать, сопоставить, изменение, излучать, обработать, проявлять, измерять, функционировать, оценить, повысить, применять, подготовить, перезагрузить .
Слайд 29Знаете ли вы, что…
За время обучения в школе ученик должен освоить
1600 понятий.
Понятие обозначается термином. Термин не только называет понятие, но и обязательно обосновывается определением. Например, понятие, обозначенное термином «префикс», определяется так: Префикс – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образование новых слов.
Структура определения понятия: 1) определяемое понятие (термин); 2) его ближайший род (широкое понятие); 3) видовое отличие. Так, в определении префикса определяемое понятие – префикс; ближайший род (широкое понятие) – это значимая часть слова; видовое отличие – стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Слайд 30Главная особенность и ценность термина состоит в том, что он несёт
логическую информацию большого объёма. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.
Слайд 31Редактирование
Отредактируйте текст, использовав более уместные в научном стиле конструкции. Для этого:
а)
замените местоимение 1-го лица ед.ч. Я формой 1-го лица мн.ч. МЫ;
б) замените глаголы, характеризующие различные явления, отглагольными существительными.
Слайд 32В повседневной жизни я ежесекундно полагаюсь на огромное множество других привычных
явлений: горит газ в кухонной плите, растворяется сахар в чае, падает на землю брошенный камень, ежедневно восходит и заходит солнце – список можно продолжать бесконечно, и все его пункты проверены нами примерно в той же степени, как смена дня и ночи. Надёжность мирового порядка в целом заставляет меня искать в ней проявление относительно небольшого числа высоконадёжных принципов. Именно эта идея лежит в основе науки.
а) замените местоимение 1-го лица ед.ч. Я формой 1-го лица мн.ч. МЫ;
б) замените глаголы, характеризующие различные явления, отглагольными существительными.
Слайд 33Выводы: основные нормы научного стиля
Стилистическая норма научного стиля, прежде всего, связана
с содержанием. Содержание текста научного стиля представляет собой научное высказывание. В области науки, техники, производства.
Нормой для научного стиля является использование терминологической (спряжение) и специальной научной лексики (дискурс).
Чертами научного стиля являются точность и объективность, поэтому научному стилю не свойственно употребление эмоционально окрашенных слов и выражений.
Стилистическая норма не допускает соединения в одном тексте языковых средств с разной стилистической окраской, а значит, в научном стиле не употребляются просторечные, диалектные слова и выражения, сленг.
Научная речь должна произноситься ритмически нейтрально.