Научная работа по литературе на тему “Борьба добра и зла в поэме М.Ю.Лермонтова “Демон””. презентация

Вступление: Такую тему сочинения я выбрала потому что мне очень интересно отражение сущности добра и зла известного поэта М.Ю. Лермонтова. В поэме “Демон” Лермонтов выражает себя

Слайд 1 Научная работа по литературе на тему “Борьба добра и зла

в поэме М.Ю.Лермонтова “Демон””.

Автор работы:
Ковбасюк Алёна
Руководитель:
Атаманова Г.А.


Слайд 2Вступление:
Такую тему сочинения я выбрала потому что мне очень

интересно отражение сущности добра и зла известного поэта М.Ю. Лермонтова.
В поэме “Демон” Лермонтов выражает себя в роле самого “падшего ангела” . Он воплощает в нём свои мысли и переживания.
Тема несчастной любви также присутствует в поэме, как и в жизни Лермонтова. Эта трагедия наиболее ярко выражена в признаниях любви.
Всё это делает поэму удивительно привлекательной, даже для тех кто не видит удовольствия в чтении.

Слайд 3    “Печальный Демон, дух изгнанья,
    Летал над грешною землей... “
    

М. Лермонтов

Слайд 4  Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал

над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил свой тираноборческий пафос. Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло — неповиновение ему.

Слайд 5 Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют

свой смысл, приобретают смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля:

Слайд 6“  Где преступленья лишь да казни,
    Где страсти мелкой только

жить;
    Где не умеют без боязни
    Ни ненавидеть, ни любить.”

Слайд 7    Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог

испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:
    “Помчался — но куда? зачем?
    Не знаю... прежними друзьями
     Я был отвергнут; как эдем,
     Мир для меня стал глух и нем. “

Слайд 8    Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара

оживила “немой души его пустыню”:
     “И вновь постигнул он святыню
     Любви, добра и красоты! “
    

Слайд 9В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа

его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог:

“Он любовался — и мечты
    О прежнем счастье цепью длинной,
    Как будто за звездой звезда,
    Пред ним катилися тогда.
    Почувствовав впервые тоску, Демон плачет:
    Поныне возле кельи той.
    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!.. “


Слайд 10 Что же так привлекло Демона в Тамаре?

Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

Слайд 11Когда мы читаем поэму, мы верим в глубину чувств Демона к

юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:
“И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора!”

“О! Выслушай – из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом,
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…”

Слайд 12 Тамара поддалась его чарам.


Предсмертный крик Тамары, её расставание с жизнью – предупреждение автора против смертоносной отравы демонизма.

Слайд 13 От имени Бога в поэме

действует Ангел; бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает ненависть в “сердце, полном гордыни”. Очевидно, что в любви Демона происходит резкий и фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:
” Здесь больше нет твоей святыни!
Здесь я владею и люблю!”
Демон погубил Тамару. И даже после её смерти он гнался за её душой и пытался отобрать её у ангела. Но Бог не дал злу восторжествовать. Тамара теперь была свободна, а Демон опять остался один на один с вечностью.

Слайд 14 «Демон» завершает эпоху высокого романтизма, открывая в романтическом сюжете новые

психологические и философские возможности. Как ярчайшее произведение романтизма, «Демон» построен на контрастах: Бог и Демон, небо и земля, бренное и вечное, борьба и гармония, свобода и тирания, любовь земная и любовь небесная. В центре – яркая, исключительная индивидуальность. Но Лермонтов не ограничивается этими типичными для романтизма противопоставлениями, наполняет их новым содержанием. Многие романтические антитезы меняются местами: мрачная искушённость присуща небесному, ангельская непорочность и чистота – земному.
Конфликт Демона шире романтического конфликта: в первую очередь это конфликт с самим собой – внутренний, психологический.

Слайд 15Заключение.
В результате всей проделанной работы, я поняла, что борьба добра и

зла в душе каждого человека неизбежна и что одержит победу зависит от самого человека.
Так же ,я считаю, что М.Ю.Лермонтов, который посвятил работе над поэмой десять лет, отразил в образе героя некоторые свои черты: бесстрашие духа, бесконечность искания смысла бытия. Возможно, трагедия «Демон» и есть трагедия самого поэта, и признание демона «Хочу я с небом помириться…» и есть признание самого поэта…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика