Слайд 1Народный промысел
Дымковская игрушка
Слайд 2Цель:
Познакомиться с особенностями народного промысла «Дымковская игрушка»
План
Вятка – город родина народного
промысла
История промысла.
Раскраска
Техника изготовления
Значение промысла
Виды игрушек.
Слайд 4Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад
их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров).
Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица – главные образы народных игрушек.
В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки.
После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками – синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую.
Орнамент на игрушках – разнообразные круги - горохи, полосочки, волнистые линии, клеточки.
Слайд 5Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем
лесом берегу реки Вятки появилось поселение- слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу - бога солнца и плодородия- весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе « Свистунья».
Слайд 6Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды город
окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная…
Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и с страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».
Слайд 7Путешествие в историю
Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России.
Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Дымковские игрушки мастерят в Кировской области, в одном из сёл, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров - это индюки, да ещё барыни и ярких, расписных нарядах.
Ходит гордо,
Смотрит важно,
В оперении нарядном:
Синий, жёлтый,
Красный круг-
Распустил свой хвост индюк.
В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые .В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет
Слайд 8Раскраска дымковских игрушек
Известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской
игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. По нему можно определить время, когда была создана та вещь.
Ещё в каменном веке земледельцы, жившие на Украине”, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зёрнами пшеницы и бросали в огонь. Магический обряд должен был приносить плодородие нивам. Затем фигурки отдавали детям. На Руси с достопамятных времён развивается народный промысел по созданию дымковской игрушке.
Слайд 9Техника изготовления
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. На лежащей на
коленях дощечке ,игрушку лепят руками из смеси глины с песком . Используют тонкую заостренную палочку для прокалывания отверстий и деревянную лопатку чтобы разбивать глину на пласты .Мелкие детали лепят на мокрой тряпке и крепят водой к игрушке . Образовавшиеся швы сглаживают мокрой тряпкой и ставят сушить игрушку на полку на 2-3 дня. Продолжает работу гончар. Сушатся игрушки в комнате , подальше от окна. Высушенные игрушки обжигают в русской печи. Затем игрушку погружают в раствор мела с молоком три раза и сушат на сквозняке . Подготовленную игрушку раскрашивают.
Слайд 10Итак, заглянем в мастерскую. Мы увидим с вами груды глины, мешки
с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами, молоко. Сначала игрушку лепят из гончарной глины с добавлением речного песка. Затем она сохнет. После этого игрушку обжигают в печке и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят на молоке мел и белят игрушку. Затем игрушки расписывают, используя от 4 до 10 цветов и украшают листочками сусального золота.
-Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.
Барашек-свисток
Левый рог-завиток
Правый рог- завиток,
На груди- цветок.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
Утка - Марфутка
Бережком идёт,
Уточек- Марфуточек
Купаться ведёт.
Слайд 12Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная
скульптура.
Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
“Известный этнограф, изучавший вятскую деревню, писал, что в Вятке делают глиняные игрушки, что игрушки эти бессмысленны, и жаль - пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, - добавлял ученый, - в последнее время благодаря стараниям земских работников вятские кустари начали делать необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и Наполеонов. Так не понимал красоту вятской игрушки известный ученый ... ”
Промысел не стал развиваться по этому "полезному" пути, но к сожалению дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.