Начала информатики. Алгоритмический язык программирования ЛОГО. Методическая разработка учителя информатики Солодовниковой Т. Я. Начала. презентация

Содержание

Цели: 1. Познакомить с понятиями алгоритм и программа. 2. Познакомить с командами алгоритмического языка ЛОГО. 3. Пробудить желание экспериментировать. Задачи: 1.

Слайд 1 Начала информатики. Алгоритмический язык программирования ЛОГО. Методическая разработка -

презентация учителя информатики Солодовниковой Т. Я.





Слайд 2 Цели: 1. Познакомить с понятиями алгоритм и программа. 2.

Познакомить с командами алгоритмического языка ЛОГО. 3. Пробудить желание экспериментировать. Задачи: 1. Научить общению с компьютером в режиме диалога на языке ЛОГО. 2. Научить основам программирования на алгоритмическом языке ЛОГО. 3. Развивать алгоритмическое мышление.





Слайд 3Темы уроков.
Урок 1. Введение.
Урок 2. Углы и их измерение.
Урок 3.

«Черепашья графика».
Урок 4. Ритм и повторение.
Урок 5. Построение правильных многоугольников.
Урок 6. Построение окружности и дуги.
Урок 7. Процедуры.
Урок 8. Процедуры с параметрами.
Урок 9. Рекурсивные процедуры.
Урок 10. Координаты.












Слайд 4Думаем и исследуем на ЛОГО.




Слайд 5 Урок 1. Введение.


Слайд 6Немного истории…
Язык программирования ЛОГО был разработан в конце

60-х годов американским исследователем в области
искусственного интеллекта С. Пейпертом.

Название языка происходит от греческого слова «LOGOS» - «слово», «мысль», «смысл», «идея».


В языке используется
специальный исполнитель
команд
«черепашка».

Она точно выполняет
все команды учащегося.




Слайд 7 Алгоритм и программа - основные понятия информатики.
Алгоритм – конечная

последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Алгоритм можно записать в виде нумерованного списка
(словесная форма) или изобразить с помощью
блок-схемы.
Программа – это алгоритм, записанный на языке
программирования.

Уметь программировать – значит
строить алгоритм, т. е.
последовательность команд,
приводящих к нужному результату, и
правильно записывать команды на
языке программирования.


Слайд 8Базовые команды черепашки.

Черепашку можно научить многим

командам, но она имеет и некоторый начальный уровень образованности и выполняет следующие базовые команды

вперед, назад, направо, налево.



Слайд 9 Запомни:
Для выполнения команд вперед и назад

необходимо задать черепашке количество шагов (число).

Для выполнения команд направо и налево необходимо указать черепашке, на сколько градусов повернуться (число), считая от её текущего положения.

Между командой и числом ставится пробел.



Слайд 10Выполним:






вперед 100






















Слайд 11Выполним:


назад 100


Слайд 12Выполним:


направо 90


Слайд 13Выполним:


налево 90


Слайд 14Выполним в программе ЛОГОМИРЫ:



Слайд 15Урок 2. Углы и их измерение.


Слайд 16


Прежде чем попросить
черепашку двигаться,
нужно обратить внимание на её
ориентацию и положение.


Слайд 17Запомни:
Ориентацией черепашки называют то

направление,
куда устремлён её носик.

Положение черепашки – это та точка
экрана,
в которой она находится.


Слайд 18Черепашка, повернись!



Черепашка двигаясь по экрану,
должна выдержать заданное направление.
Поэтому перед движением обязательно
задаётся направление движения.


Слайд 19Направо

с
ю
в
з
00
900
1800
2700
3600


Слайд 20Налево

с
ю
в
з
00
900
1800
2700
3600


Слайд 21Измерить можно - длину отрезка на листе бумаги,

- расстояние между городами, - время, - скорость движения поезда, - силу электрического тока, - влажность воздуха, - громкость звука, - температуру окружающей среды, - освещённость помещения и т. д.





Сегодня мы научимся измерять угловые
величины.

Повернём стрелку направо
и отметим её новое положение.
Между исходной и повёрнутой стрелками
образовался угол.
Этот угол обозначен цифрой 1.

1



Слайд 22Чтобы точно сравнивать углы и определять их величину, надо научиться их

измерять.

Посмотрим на часы:

По циферблату бежит секундная стрелка.
Условимся считать начальным положением
стрелки самую верхнюю точку циферблата,
отмеченную числом 12.

Стрелка побежала от начального положения и угол между её начальным
положением и текущим положением стал увеличиваться.
Угол растёт до тех пор, пока стрелка не пробежит полный круг.

Стрелка пробежала полный круг и оказалась
опять в точке циферблата, отмеченной числом 12.

Такой угол, который соответствует полному обороту стрелки, считают
равным 360 градусам.


12

3

9

6















Слайд 23Измерение углов.
Угол, который описывается стрелкой, пробежавшей
полкруга, равен 180 градусам.
Угол, который описывается

стрелкой, пробежавшей
четверть круга, равен 90 градусам.
Угол, равный 1 градусу, это очень маленький угол,
но можно измерять и меньшие углы. Однако мы не
будем использовать такие маленькие углы.

Углы можно складывать.
Например: один угол равен 90 градусов, а второй угол
равен 45 градусам.
Сумма этих углов будет равна 135 градусам.


Слайд 24Углы бывают:

900
прямые


Слайд 25Углы бывают:

450
450
300
300

300

300

600
острые


Слайд 26Углы бывают:


1800
1350
тупые
развёрнутые


Слайд 27Урок 3. «Черепашья» графика.


Слайд 28 Язык ЛОГО имеет большие графические возможности.

Перемещаясь по экрану

компьютера черепашка может оставлять след, подобно живой черепахе, которая волочит свой хвост по песку.
Эту её способность мы будем использовать, чтобы чертить фигуры на экране.


Слайд 29 Запомни:
Черепашка может двигаться по экрану оставляя след, а может и

не оставлять след.

Чтобы черепашка оставляла след нужно дать команду
Перо Опусти – ПО

Чтобы черепашка не оставляла след нужно дать команду
Перо Подними – ПП



Слайд 30Задание 1.

Научим черепаху рисовать прямоугольник.

Одна

сторона этого прямоугольника будет 100 шагов,
другая - 160 шагов. Все углы у прямоугольника - прямые, значит
повороты черепашки при переходе со стороны на сторону
будут 90 градусов.




160

100

900

900


Слайд 31Составим алгоритм в виде нумерованного списка

(словесная форма):

Начало.
Вперёд на величину ширины прямоугольника.
Поворот на 900 вправо.
Вперёд на величину длины прямоугольника.
Поворот на 900 вправо.
Вперёд на величину ширины прямоугольника.
Поворот на 900 вправо.
Вперёд на величину длины прямоугольника.
Поворот на 900 вправо.
Конец.



Слайд 32Черепаха, шагом марш!

Напишем программу на языке ЛОГО:

по
вперед 100
направо 90

вперед 160
направо 90

вперед 100
направо 90

вперед 160
направо 90
Выполним в программе
ЛОГОМИРЫ:



Слайд 33Задание 2.

А теперь нарисуем квадрат. У квадрата все

стороны равны.
Сторона квадрата будет 100 шагов.


по
вперед 100
направо 90

вперед 100
направо 90

вперед 100
направо 90

вперед 100
направо 90
Выполним в программе
ЛОГОМИРЫ:


100

900

900



Слайд 34Программировать – значит и редактировать.
При построении прямоугольника и квадрата черепашка двигалась,


поворачиваясь только
Направо.

Теперь попросим её нарисовать такие же фигуры,
но поворачиваясь только
Налево.
Для этого отредактируем наши программы,
т. е. заменим команду Направо на команду Налево.


Слайд 35
Задание 3.

Нарисуем лесенку с тремя ступенями.
Размер ступеньки по ширине и высоте равен 20.
В этом задании черепашка будет двигаться поворачиваясь налево и
направо.
по
вперед 20
направо 90
вперед 20

налево 90
вперед 20
направо 90

вперед 20
налево 90
вперед 20
Выполним в программе ЛОГОМИРЫ:
направо 90
вперед 20
налево 90



Слайд 36Задание 4.
Построим равносторонний треугольник.
Длина стороны 100 шагов.
Все углы в равностороннем
треугольнике равны

600 .

Составим алгоритм в виде блок-схемы.




100

600

600

600

1200

120 0

1200







Начало

Вперед на 100 шагов

Направо на 1200

Вперед на 100 шагов

Вперед на 100 шагов



Направона 1200

Направо на 1200

Конец

Блок-схема


Слайд 37Напишем программу на языке ЛОГО:

по
вперед 100
направо 120

вперед 100
направо 120

вперед 100
направо 120


Выполним в программе
ЛОГОМИРЫ:




Слайд 38Задание 5.
Построим уголок. Длина линии 50 шагов.

по

направо 45
вперед 50
направо 90
вперед 50
налево 90

Выполним в программе ЛОГОМИРЫ:






450

900

50

900



Слайд 39 Задание 6.

Построим фигуру. Длина линии 50 шагов. Угол поворота

900 .


по
вперед 50
направо 90

вперед 50
направо 90

вперед 50
налево 90
вперед 50
налево 90


Выполним в программе ЛОГОМИРЫ

50

900

900

900




Слайд 40Урок 4. Ритм и повторение.


Слайд 41Окружающий нас мир полон ритмов.
Есть свой ритм в звуке шагов,

в стуке и грохоте машин,
в пении птиц.
Ритмично сменяют друг друга дни и ночи,
дни недели,
времена года.
Этот ритм задаётся движением Земли.

Ритм лежит в основе музыки.
Ритм в музыке задаётся тактом.

Ритм неотступно сопровождает каждого их нас с первой
до последней минуты жизни – это ритм бьющегося
сердца.

Слайд 42

Ритм – это многократное повторение
чего – либо.


В программировании повторение называется

ЦИКЛОМ.


В программировании повторяться могут только команды.


В ЛОГО – повторение некоторое количество раз одной или нескольких команд обеспечивает команда

Повтори


Слайд 43 Запомни:

Заключённая в квадратные скобки последовательность команд называется

телом цикла.

При выполнении команды цикла, тело повторяется столько раз, сколько
указывает число, стоящее после слова Повтори.

Например:
Повтори 4[Вперед 100 Направо 90]




Слайд 44Используем команду Повтори для построения фигур. Пример 1.

Для построения квадрата команда черепашке

будет
выглядеть так:

повтори 4 [вперед 100 направо 90]


Слайд 45Пример 2.

Для построения треугольника
команда черепашке будет
выглядеть так:

повтори

3 [вперед 100 направо 120]


Слайд 46Пример 3.
Для построения пяти уголков команда черепашке будет
выглядеть так:

направо 45
повтори 5

[вперед 50 направо 90 вперед 50 налево 90]



Слайд 47Пример 4.
Начертим вертикальную пунктирную линию.
Линия содержит 10 пунктиров,
длина каждого

пунктира 10,
расстояние между пунктирами 5.


повтори 10 [по вперед 10 пп вперед 5 ]











Повторяющаяся часть рисунка

10

5


Слайд 48Пример 5.
Начертим горизонтальную пунктирную линию.
Линия содержит 10 пунктиров,
длина каждого

пунктира 10, расстояние между пунктирами 5.


направо 90
повтори 10 [по вперед 10 пп вперед 5 ]











900


Слайд 49Пример 6.
Какую фигуру начертит черепаха после
выполнения команд:

по
повтори 2 [вперед 50

направо 90
вперед 50 направо 90 вперед 50
налево 90 вперед 50 налево 90]

Слайд 50Черепаха начертит:


Слайд 51Пример 7.
Какую фигуру начертит черепаха после
выполнения команд:

по
повтори 5 [вперед 50 направо

90
вперед 50 налево 90]


Слайд 52Черепаха начертит:


Слайд 53Урок 5.
Построение правильных многоугольников.


Слайд 54
Правильными называются многоугольники,
у которых все стороны и углы равны.




Чтобы построить любой

правильный многоугольник,
воспользуемся командой
повтори.


Слайд 55Получим значение угла поворота.
Для этого
3600 (число градусов в полном круге)

разделим на
N (число углов многоугольника)
360/N




Слайд 56Получим значение угла поворота:
360/3=120 – для треугольника
360/4=90 – для прямоугольника
360/5=72 –

для пятиугольника
360/6=60 – для шестиугольника
360/8=45 – для восьмиугольника

Слайд 57Построим фигуры.

1. Правильный треугольник:
повтори 3[ вперед 100 направо 120]

2. Правильный прямоугольник:
повтори

4 [вперед 100 направо 90]




Слайд 58Построим фигуры.
3. Правильный пятиугольник:
повтори 5[вперед 100 направо 72]

4. Правильный шестиугольник:
повтори 6[вперед

100 направо 60]

5. Правильный восьмиугольник:
повтори 8[вперед 100 направо 45]




Выполним в программе ЛОГОМИРЫ:





Пятиугольник

Шестиугольник

Восьмиугольник



Слайд 59Урок 6.
Построение окружности.


Слайд 60
Любую окружность можно считать
правильным многоугольником с очень малой
стороной и соответственно

очень малым
углом поворота.

Для построения окружности будем использовать команду повтори.


Слайд 61 Формула окружности.
Для значения угла поворота, равного N, получим

формулу окружности:



Построим окружность в виде 360-угольника.
Найдём угол поворота: 3600/360 = 10
Длину стороны возьмём за 1шаг.
Используем команду:
повтори 360[вперед 1 направо 1]


Выполним в программе ЛОГОМИРЫ:


повтори 360/N [вперед 1 направо N]



Слайд 62 Пользуясь формулой окружности заполним таблицы:




Уменьшение Увеличение
окружности: окружности:




Слайд 63Построим окружности разного размера пользуясь данными таблиц:
Повтори 180 [вперед 1

направо 2]

Повтори 400 [ вперед 1 направо 0.9]

Повтори 36 [ вперед 1 направо 10]

Повтори 514 [ вперед 1 направо 0.7]

Повтори 120 [ вперед 1 направо 3]


Слайд 64 Построение дуги.
Дуга

– это часть окружности.




Слайд 65

Например:

1. Эта дуга

– половина окружности, поэтому количество
повторений надо уменьшить в два раза:

повтори 180 [вперед 1 направо 1]





2. Эта дуга – четверть окружности, поэтому количество
повторений надо уменьшить в четыре раза:

повтори 90 [вперед 1 направо 1]


1800

900


Слайд 66Задание.
Построить дугу, которая составляет восьмую часть
окружности.

повтори 45 [вперед 1 направо

1]




Выполним в программе ЛОГОМИРЫ.




Слайд 67 Урок 7.
Процедуры.



Слайд 68
Процедура – это программа,

т. е. последовательность
известных черепашке (базовых)
команд, имеющая имя.


По этому имени процедуру можно
вызывать,
т. е. выполнять все входящие в неё
команды.



Слайд 69 Запомни:
Процедура состоит из трёх частей:
1. Заголовок

процедуры.
2. Тело процедуры (описание).
3. Окончание процедуры.



Слайд 70Запомни:
Заголовок процедуры пишется на отдельной

строке и составляется из
обязательного слова ЭТО,
за которым указывается имя
процедуры.
Тело процедуры – все команды,
расположенные между заголовком
и окончанием.
Окончание процедуры – слово КОНЕЦ.

Слайд 71Вызов процедуры. Имя процедуры, использованное в качестве команды, называется вызовом процедуры.



Слайд 72Задание 1.
Составим процедуру квадрат:

это квадрат
по
повтори 4 [вперед 100 направо 90]
конец

Вызов процедуры

- квадрат




Слайд 73Задание 2.
С помощью процедуры квадрат изобразить квадрат,
повёрнутый на 45 градусов:


направо

45
квадрат



Слайд 74Задание 3.
Используя процедуру квадрат заставить квадрат
покружиться на месте:


повтори 18 [квадрат

направо 20]

Слайд 75Задание 4.
Составить процедуру дуга и используя эту процедуру
нарисовать лепесток .
это дуга

по
повтори 45 [вперед 1 направо 2]
конец

дуга направо 90 дуга






Слайд 76Задание 5.

Имея описание процедуры дуга напишите программу,
которая рисует цветочек, состоящий

из четырёх лепестков:






Слайд 77Программа на ЛОГО:
это дуга
по
повтори 45[ вперед 1

направо 2]
конец


повтори 4 [дуга направо 90 дуга]

Слайд 78Задание 6.


Имея описание процедуры дуга, нарисовать море:


Слайд 79Программа на ЛОГО:
это дуга
по
повтори 180 [вперед 1

направо 1]
конец

повтори 5 [дуга налево 180]



Слайд 80Урок 8.
Процедуры и параметры.




Слайд 81
Составим программу - процедуру, которая будет рисовать квадрат, но вместо
конкретного

количества шагов, определяющего размер квадрата,
поставим параметр - переменную, значение которой можно изменять.



Слайд 82Процедура с параметром:
это квадрат :сторона
повтори 4 [вперед :сторона направо 90]
конец

Параметр :сторона указан в заголовке процедуры
вслед за её именем.

Этот же параметр встречается (обязательно) и в теле
процедуры, в том месте, где предусмотрено
использование переменной величины.


Слайд 83Запомни:
Параметр - переменную можно представить себе как ящик, на котором написано

имя, а внутри находится значение.
Это значение можно изменять.



Перед именем переменной ставится двоеточие,
пробел между двоеточием и именем переменной
не допускается.




Слайд 84Переменные в процедурах называются параметрами. - Значения параметров внутри

процедуры не меняются. - Параметры, указываемые в описании процедуры ( в её заголовке и в теле), называют формальными параметрами её описания. - Формальный параметр всегда представляет собой имя некоторой величины.

Слайд 85Запомни:
В момент вызова процедуры с параметрами
надо указать значение этого параметра:

квадрат 100


Это значит, что значение переменной
для команды вперед следует взять из
переменной сторона,
которая стоит в заголовке процедуры.




Слайд 86Значение величины, указываемое при вызове процедуры называется фактическим параметром или параметром

вызова процедуры.

Фактический параметр всегда является значением,
заменяющим собой формальный параметр в описании
процедуры;
с этим значением параметра и выполняется вызванная
процедура.


Слайд 87Процедура с несколькими параметрами.

Пример 1.
Составим описание процедуры, рисующей прямоугольник,
длина и

высота которого произвольны:

это прямоугольник :высота :длина
повтори 2 [вперед :высота направо 90
вперед :длина направо 90]
конец

Вызов процедуры: прямоугольник 50 100


прямоугольник


Слайд 88Пример 2.

Составим процедуру, которая будет рисовать любой
правильный многоугольник, но вместо конкретного
количества

повторений, количества шагов и угла поворота
поставим переменные, значение которых можно изменять:

это многоугольник :число :сторона :угол
повтори :число [вперед :сторона направо :угол]
конец

Вызов процедуры: многоугольник 6 100 60

шестиугольник



Слайд 89Урок 9.
Рекурсивные процедуры


Слайд 90Мы уже знаем, как заставить черепаху начертить круговую орбиту:
это орбита
повтори 360

[ вперед 1 направо 1]
конец
Но как заставить её кружить по этой орбите подобно спутнику?

Для этого после того, как черепаха начертит окружность, она снова
должна выполнить процедуру орбита:
это орбита
повтори 360 [вперед 1 направо 1]
орбита
конец



Слайд 91 Запомни:

Процедуры которые вызывают

сами себя
называются рекурсивными.


Слайд 92Рекурсивная процедура выполняется бесконечно…
Прервать программу можно
одновременным нажатием клавиш

и

Слайд 93Бесконечное движение черепашки по треугольной орбите:
это треугольник
повтори 3 [вперед 100 направо

120]
треугольник
конец


Слайд 94Бесконечное движение черепашки по квадратной орбите:
это квадрат
повтори 4 [вперед 100 направо

90]
квадрат
конец



Слайд 95Урок 10.
Координаты.


Слайд 96Запомни:

Два числа, определяющие положение точки на плоскости,
называются координатами.

Плоскость с

отмеченной на ней точкой начала отсчёта и
проходящими через эту точку двумя линиями, называется
системой координат.

Точку начала отсчёта называют началом координат.

Направленные линии – осями координат.

Слайд 97 Запомни:

Для того, чтобы

точка могла быть точно
определена парой координат, первым
элементом пары всегда является
величина Х (абсцисса точки),
а вторым элементом – всегда величина
У (ордината точки).

Слайд 98
(0, 0)
у
х
Ось абсцисс
Ось

ординат


А(х, у)

372

213

-372

-213

Размеры экрана:

II четверть

I четверть

III четверть

IV четверть


Слайд 99Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями.
Мы

будем работать только в первой
координатной четверти

у

х

I четверть

Координаты центра экрана [0 0]


Слайд 100Внимание!

Решая задачи с использованием
координат, мы не будем пользоваться
командами вперед, назад,
направо, налево.



Новые команды:

покажи место – сообщает координаты точки, в которой
находиться черепашка;
нов_место [х у] – перемещает черепашку в точку
с координатами [х у];
нов_у число – изменяет у-координату черепашки;
нов_х число – изменяет х-координату черепашки;


Передвигаясь от точки к точке черепашка может оставлять
след, а может не оставлять след.


Слайд 101Пример 1.
Построить квадрат, пользуясь координатами его вершин.


(0,0)
10

60
10
60
у
х
(10,10)
(10,60)
(60,60)
(60,10)
пп
нов_место [10 10]
по
нов_место [10 60]
нов_место

[60 60]
нов_место [60 10]
нов_место [10 10]

Программа на ЛОГО:


Слайд 102Программа на ЛОГО
2ой вариант:

пп
нов_место [10 10]
по
нов_у 60
нов_х 60
нов_у 10
нов_х 10


Слайд 103Пример 2.
Даны координаты пятнадцати точек.
Построить фигуру по этим координатам.

(40,10)
(40,20)
(10,20)
(40,50)
(20,50)
(40,70)
(30,70)
(50,90)
(70,70)
(60,70)
(80,50)
(60,50)
(90,20)
(60,20)
(60,10)
пп
нов_место [40

10]
по
нов_место [ 40 20 ]
нов_место [ 10 2 0]
нов_место [ 40 5 0]
нов_место [ 20 50 ]
нов_место [ 40 70 ]
нов_место [ 30 70 ]
нов_место [ 50 9 0]
нов_место [ 70 70 ]
нов_место [ 60 7 0]
нов_место [ 80 5 0]
нов_место [ 60 5 0]
нов_место [ 90 20 ]
нов_место [ 60 20 ]
нов_место [ 60 10 ]

Программа на ЛОГО:


Слайд 104Черепашка построит:
х
у
0


Слайд 105Пример 3.
Даны координаты двенадцати точек.
Построить фигуру по этим координатам.
(30, 60)
(60, 30)
(150,

30)
(180, 60)
(100, 60)
(100, 160)
(130, 160)
(120, 150)
(130, 140)
(100, 140)
(160, 60)
(30, 60)

Программа на ЛОГО:

пп
нов_место [30 60]
По
нов_место [ 60 30]
нов_место [ 150 30]
нов_место [ 180 60]
нов_место [ 100 60]
нов_место [ 100 160]
нов_место [ 130 160]
нов_место [ 120 150]
нов_место [ 130 140]
нов_место [ 100 140]
нов_место [ 160 60]
нов_место [ 30 60]


Слайд 106Черепашка построит:
х
у
0


Слайд 107Слышу – и забываю, вижу – и запоминаю, делаю – и понимаю.

(Восточная мудрость)



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика