Слайд 1На что важно обратить внимание при подготовке к изложению.
Текст придётся воспринимать
со слуха. На экзамене текст читают дважды, интервал между чтениями – 5-10 минут.
Слайд 2Текст обычно художественный, но может быть и публицистическим, а такой вариант
несколько труднее. С другой стороны, основные авторские идеи в публицистическом тексте заявлены обычно прямо, тогда как над художественным текстом придется, возможно, и поразмыслить: что же хотел сказать автор?
Слайд 3Пересказывать текст дословно – не нужно. Поэтому ни в коем случае
во время первого чтения текста не надо пытаться его законспектировать, записать за читающим. В этом случае возможно только уловить детали и упустить основной смысл, увлёкшись мелочами.
Слайд 4При прослушивании текста важно понять основное его содержание, а это получится
только в том случае, если действительно слушать, то есть желательно вообще не делать никаких записей во время чтения.
Слайд 5Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно
постараться ответить на такие вопросы.: В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел?
Слайд 6План - самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать
и вообще доводить до совершенства. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста
Слайд 7Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной и тезисный.
Вопросный план записывается
в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как..., почему..., но не есть ли..., сделал ли... и т. п.)
Слайд 8 Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто
с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).
Слайд 9Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть
это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов.
Слайд 10Изложение в рамках ГИА должно быть сжатым (в задании указан минимум
– 90 слов). Необходимой для ГИА степени сжатости легко достигнуть, удалив маловажные детали, обобщив однородные и сосредоточившись на передаче только основных мыслей.
Слайд 11При сжатии любого текста обычно опускаются диалоги, пространные описания природы, описания
чувств, настроений. Но сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства.
Слайд 12Способы сжатия текста:
1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; 2) обобщение
частной информации, конкретных, единичных явлений, однородных членов предложения, перечисления фактов.
Слайд 13При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли
текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст ( исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, исключение одного или нескольких предложений)
Слайд 14
При обобщении необходимо упрощение конструкций предложений
(сложное предложение переделываем в простое)
Слайд 15Сжатое изложение по тексту
Мы живём в такое время,
когда между разными странами, нациями ежедневно происходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопонимания и уступчивости. Значит, всем нам нужно учиться понимать другого человека, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид. (39 слов)
Слайд 16НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: обмана, оскорбления, унижения, предательства
или даже преступления. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестаёт улыбаться и даже может заболеть. А нужно ли это? Нет. (44слова)
Слайд 17 Если человек сумеет простить, значит, он смог выдержать
это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство.
(16 слов)
Слайд 18 Так давайте же избавимся от собственных обид и
примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ! И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни, которую мы сумеем достойно прожить. (40 слов) Итого: 39+16+40=95 слов.