Слайд 1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город
Нефтекамск
Республики Башкортостан .
Слайд 2
Исследовательская работа
На тему «История жизни М.Акмуллы».
Выполнили обучающиеся 9Б класса,
члены кружка «Юный краевед» Иванова Людмила и Давыдов Никита. Руководитель кружка Хабибуллина Раушания Радисовна .
Нефтекамск -2011
Слайд 3.
Акмулла (башк. Акмулла Мифтахетдин, настоящее имя Мухамедияров Мифтахетдин Мухамедиярович) (1831–1895) —
башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель.
Слайд 4Деревня Туксанбаево.
Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12 Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии,
ныне Миякинского района Республики Башкортостан.
Слайд 5Мифтахетдину Акмулле – поэту, учителю, просветителю.
В литературе достаточно много самых разных
утверждений о происхождении поэта, никем и никогда не проверявшихся по документальным источникам . Такова и версия о том, что родным отцом Мифтахетдина был, якобы, не Камалетдин, а казах Мухамедьяр, приехавший в башкирское село Стерлибашево из- под г.Акмечеть (ныне Кызыл- Орда), с долины реки Сырдарьи, и женившийся на девушке- башкирке. По этой версии Мифтахетдин еще в детстве остается без отца и воспитывается у Камалетдина.
Слайд 6Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе
соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки.
Слайд 7 Камалетдин-отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его
устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
После этого его часто видели на юге Башкирии.
Слайд 8
Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными
ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор.
Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана.
Слайд 9Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и
чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других.
Скитаясь среди башкир и казахов, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.
Слайд 10Один из них — казахский бай Батуч Исянгильдин — оклеветал его
самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму
Слайд 11Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 27 октября
1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
Слайд 12Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и
чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других.
Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, боев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться.
Слайд 13Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои
башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои».
Слайд 14Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но
он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства.
Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.
Слайд 15Его прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт
в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.
Слайд 16Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые
и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов.
Слайд 17В стихотворении Акмуллы «Назидания» проявились «необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко
заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек».
Слайд 18 В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и
искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и др.)
Слайд 20Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
г. Уфа.
Слайд 21Поэта уже нет, но горячее сердце
Забилось сильнее при думе о
нем.
Оно помогает мне снова согреться
Акмуллинским горячим огнем.
И вновь я листаю страницы жизни,
Сверяя свой шаг с его.
Пламень души отдай Отчизне ,
В жизни добейся всего.
Живые страницы ,как современны!
С нами в строю Акмулла.
И заветы его для нас священны,
Честь ему и хвала!
Слайд 22Могила Акмуллы. Мусульманское кладбище города Миасса.
«Яркую жизнь поэта-сэсэна и труженика, полную
горьких разочарований и творческих взлетов, прожил Мифтахетдин, прозванный Акмуллой за честность и правдивость.
Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 8(20) октября 1895 года.
ОН НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ .