Мозг – самое сложное, что есть во Вселенной Татьяна ЧерниговскаяСанкт-Петербург презентация

Содержание

Что мы знаем о мозге? Что такое сознание? Как устроена память? Что нужно учитывать, чтобы эффективно обучать взрослых людей? Куда движется наука в изучении

Слайд 1МОЗГ – САМОЕ СЛОЖНОЕ, ЧТО ЕСТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Trainings EXPO

2010

Слайд 2
Что мы знаем о мозге?
Что такое сознание?
Как

устроена память?
Что нужно учитывать, чтобы эффективно обучать взрослых людей?
Куда движется наука в изучении мозга?

Слайд 3
2500 ВС - Edwin Smith Surgical Papyrus
Описаны 26 случаев повреждений

мозга и варианты терапии

2000 ВС датируются черепа с свидетельствами трепанации, которая делалась бронзовыми инструментами и ножами, изготовленными из вулканического стекла.
Это - цивилизация ДО инков (Южная Америка). Трепанация производилась не только с некими магическими целями, но идля лечения различных психических заболеваний, эпилепсии

Слайд 4
Пропускаю много событий на этом пути (Аристотеля, Галлена и т.д.).

1664 -

Thomas Willis пишет первую, вероятно, монографию об анатомии и физиологии мозга. Описаны функции corpus striatum, corpus callosum, cerebellum и полушарий. Willis пишет даже, что ментальные и двигательные функции обеспечиваются разными структурами.
1808 - Джозеф Галль с его картами мозга(френология)



Слайд 5

Наше сознание и обеспечивающая его память организованы парадоксально


Слайд 7
Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но

скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства – речь, то поэзия – высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя
на низшие формы общения... Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали, данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания
(Иосиф Бродский. Книга интервью. М., 2008. с. 721)

Слайд 81012 - TRILLION NEURONS IN THE HUMAN BRAIN 1015 QUADRILLION

SYNAPTIC CONNECTIONS

Что мы знаем о мозге?


Слайд 12Tanacytes and glia cells constitute a net around neurons


Слайд 13Neurons and glia


Слайд 14fMCI is a functional imaging technique with multicell loading of calcium

fluorophores, it has unique advantages, including: i) recording en masse from hundreds of neurons in a wide area, ii) single-cell resolution, iii) identifiable location of neurons, and iv) detection of non-active neurons. In hyppocampal area - 2000 frames per second

Yuji IKEGAYA,Laboratory of Chemical Pharmacology,Graduate School of Pharmaceutical Sciences, The University of Tokyo.

raw movie

ΔF/F movie


Слайд 15 Что такое сознание? Ветер....


Слайд 16Подсознание.....


Слайд 17 Как устроена память?


Слайд 18

Наше сознание и обеспечивающая его память организованы парадоксально


Слайд 19- Способность получать, хранить и извлекать информацию с помощью нервной системы

Что

даёт нам хорошая память? С этим рождаются или это можно развить?

Что будем считать памятью?


Слайд 20Материальным выражением памяти является изменение эффективности связей между элементами нейронной сети
Память

– не коробка с фактами, картинками или текстами. Это не «библиотека», а процесс, всегда новый
Память обеспечивается работой миллионов клеток, всегда разных
Молекулярные механизмы общие у нас, и у дрожжей, но в них ли дело…

Не ящики, а процессы !


Слайд 21Мы – это то, что мы помним
Мы – это то, как

мы себя идентифицируем
Мы – это то, как мы размещаем себя в объективном времени и в пространстве
Мы – это наше собственное время и способность удерживать в сознании (?) индивидуальную временную ось, «узнавать» себя, несмотря на все происходящие перемены



Слайд 22Может ли быть часть памяти избирательно сохранна при амнезии?
Осознанность-неосознанность запомненного
Память

и интеллект
Память и эмоции
Память и стресс
Имплицитная и эксплицитная память
Декларативная и процедурная




Одна ли у нас память?


Слайд 23Есть ли специфичные для нашего вида гены? Есть ли ген языка?

Мышления? Памяти?





Слайд 24Нарушения гена FOXB1 приводит к драматическому ухудшению оперативной памяти.Это может, например,

проявиться в дислексии.
Есть гены, которые включаются только тогда, когда запоминаются важные вещи и надолго (о пользе интеллектуальной жизни…)
Парциальность памяти: высокий IQ и грубейшие нарушения распознавания образов избирательная амнезия.
Неосознаваемая память о пользе незначительного стресса для запоминания




Гены....


Слайд 25Ещё один «ген языка» (2009г) ? FOХP2 уже был (2002)…
Ген

KIAA0319 имеет прямое отношение к дислексии

Но является ли он при этом геном языка – вопрос открытый…

Слайд 26Mabel L. Rice , Shelley D. Smith and J. Gayán Convergent genetic linkage and associations to language,

speech and reading measures in families of probands with Specific Language Impairment // J. of Neurodevelopmental Disorders 2009

Сandidate gene loci for Reading Disability (RD) on chromosomes 1p36, 3p12-q13, 6p22, and 15q21, and the speech-language candidate region on 7q31 in a sample of 322 participants ascertained for Specific Language Impairment (SLI).


Слайд 27Человека отличает от других существ уникальное свойство, а именно — так

называемая выносная (внешняя) память, способность вынести накопленные знания за пределы индивидуального мозга. Именно благодаря этому произошла культурная и социальная эволюция, которая идет невероятными темпами и привела к значительному изменению численности человечества.



Слайд 29 Что нужно учитывать, чтобы эффективно обучать взрослых людей? - Организацию памяти -

Когнитивные стили - Мотивацию и эмоции

Слайд 30Куда движется наука в изучении мозга? Каковы свойства отдельных нейронов? Как возможно

осуществлять так много параллельных процессов в нейронной сети?

Слайд 31
Каковы свойства Темной материи мозга (глии)? Зачем её так много?
Как

мозг обеспечивает креативность, понимание, озарение?...
Есть ли у нас свобода воли?
Hard-wired?!.......
Осознаны ли человечеством опасности (нейроэтика)?

Слайд 32Можно моделировать и тем самым проверять механизмы высших функций?… R.Penrose: Моделировать невозможно:

не всё в мозгу - вычисления

Под «невычислимостью» подразумевается принципиальная невозможность вычислений, которые даже если выходят за рамки существующих или вообразимых компьютеров, или имеющихся в нашем распоряжении вычислительных методов, формально все равно остаются «вычислениями».
По Пенроузу-
а)  «интеллект» требует «понимания» и
б)  «понимание» требует «осознания»
Что это – мы не знаем!


Слайд 33Что умеет единица (нейрон)?... Что делают они все вместе, если не вычисляют?...

Проявления понимания невозможно достоверно моделировать посредством каких угодно вычислений — ни нисходящего, ни восходящего типа, ни любой из их комбинаций. Таким образом, за реализацию присущей человеку способности к «пониманию» должна отвечать какая-то невычислительная деятельность мозга или разума.
Т. е. нам нужна новая теория!

Слайд 34

Sir Roger Penrose
Физики пытаются объяснить сознание, а значит и процессы в мозге квантовыми аномалиями, говорят о том, что квантовые законы, возможно, могут быть применимы и к макромиру…. Предлагают перейти к квантовой когнитивной науке – считают, что это может разорвать порочный круг редукционизма и дуализма.
Нельзя заниматься сознанием,говорят они, не имея полного представления о «веществе» мира, ибо загадки сознания неразрывны с представлениями о материи.

Слайд 35Synthia
J. Craig Venter has successfully created a living organism with a

completely synthetic genome.
May 20, 2010

Слайд 36
Eve, please meet Synthia !
It's life,
but not as we know

it
Daily Telegraph
21 May 2010

Слайд 37Спасибо за понимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика