Слайд 1МОУ СОШ № 2
Педагогический совет
«Сотрудничество как главное условие
успешного и конструктивного
взаимодействия педагогов и учащихся »
Выполнила:
зам.директора по ВР
МОУ СОШ №2
с.Александров –Гай
Тяпаева И.А.
ноябрь
2009 г.
Слайд 2 Методические задачи:
1.
Способствовать закреплению у членов коллектива школы представлений об образовательном процессе как о системе педагогического взаимодействия.
2. Проанализировать характер педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в школе.
3. Познакомить педагогов с технологией педагогической поддержки как одного из условий конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся.
4. Создать законы этики учителя
Слайд 3 План работы педсовета
1.«Современный ученик - какой он?»
2. Реализация технологии
педагогической поддержки –
одно из условий успешного
педагогического взаимодействия.
3.Общение как средство
педагогического взаимодействия
4.Роль личности учителя в создании
эффективного педагогического
взаимодействия
5.Кодекс чести учителя.
6.Решение педсовета
Слайд 4 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ –
одно из условий успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся
Слайд 5 ПРОБЛЕМА -это
сложный вопрос, задача, требующие
разрешения, исследования
осознание субъектом невозможности
разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации,
средствами наличного знания и опыта
Слайд 62. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
1.восприятие ребенком себя как человека,
имеющего и желающего решать собственные
проблемы;
2.конгруэнтность личности и поведения
педагога во взаимодействии со своими
воспитанниками;
3.безусловно положительное отношение
педагога к ребенку;
4.эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
5.ощущение воспитанниками конгруэнтности,
принятия и эмпатии педагога.
Слайд 7Основные принципы педагогического взаимодействия:
согласие ребенка на помощь и поддержку;
опора на личные
силы и потенциальные возможности личности учащегося;
вера в эти возможности;
ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность;
доброжелательность и безоценочность;
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди»;
рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Слайд 83. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 9Педагогические приемы и методы:
педагогическое наблюдение,
беседа,
размышления в парах
и малых
группах,
упражнения аутогенной тренировки,
консультации психолога,
социального педагога, медицинского
работника и других специалистов.
этап –
контактно-созидательный
Определение эмоционально-психологического состояния
школьника, его готовности к общению.
Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров.
3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником
Слайд 11 Приемы и методы:
ситуативное тестирование;
приемы ритуального
коммуникативного взаимодействия;
приемы «Ты- высказывание» (передача в беседе информации партнеру о том, как вы воспринимаете его нынешнее эмоциональное состояние) и
«Я - высказывание» (сообщение собеседнику о том, что лично вы чувствуете в настоящее время).
Слайд 12 III этап - диагностический
Организация доверительной беседы с учащимися.
Диагностика
(«раскодирование») проблемы ребенка.
Определение причин возникновения проблемы
Слайд 13Приемы и методы:
активное эмпатийное слушание
«Проговаривание»
Слайд 14IV этап - проектный
1. Учащийся при помощи учителя направляет
свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в
конструктивное русло.
2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.
3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы
Слайд 15Приемы и методы:
методы самопроектирования и педагогического проектирования;
прием «Анализ способов
решения чужой проблемы»;
метод договора.
Слайд 16 V этап — деятельностный.
Осуществление ребенком плана намеченных действий
по решению проблемы.
Педагогическая поддержка усилий ребенка
классного руководителя -
обеспечение поддержки активности воспитанника по осуществлению разработанного проекта
VI этап –
результативно-аналитический
Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.
Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленное
в процессе решения проблемы
Слайд 19«Педагогическая защита»
Прямая педагогическая защита – система мер прямого вмешательства в ситуацию,
осуществляемых педагогом, обеспечивающих физическую, психологическую, моральную безопасность ребёнка, отстаивание его интересов и прав.
Превентивная педагогическая защита – использование способов работы, при которых педагог разрешает опасную, трудную для ребёнка ситуацию без прямого вмешательства в неё.
Слайд 20Прямая педагогическая защита
Осуществляется в случаях физического, психического насилия,
моральной жестокости путём немедленного прекращения негативных действий, привлечения компетентных органов, направления ребёнка к психологу, к медику-специалисту.
Педагог разъясняет, направляет ребёнка на осмысление опасности и поиска путей для разрешения возникшей проблемы.
Слайд 21Превентивная педагогическая защита
Привлечение родителей ребёнка в значимую деятельность класса;
Создание атмосферы защищённости
в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения ребёнка в детской среде, что исключает в дальнейшем возникновение угрозы, а, следовательно, и саму проблему защиты.
педагогической защиты:
1. Социально-педагогическая защита
(от людей)
2. Физиолого-педагогическая и психолого- педагогическая защита
(защита ребенка от самого себя)
3. Педагогическая поддержка здоровья
4. Педагогическая поддержка развития способностей
Педагогическая поддержка развития
самостоятельной личности
как средство педагогического
взаимодействия.
Слайд 31 3.Роль личности учителя
в создании
эффективного педагогического взаимодействия
Имидж –
некий образ, который человек, его “Я” представляет миру, своего рода самопрезентации для других.
(И. Нефедова, Е Власов).
Имидж –
облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики.
(В.М. Шепель).
Слайд 34 Привлекательные люди:
часто и охотно улыбаются;
обладают тонким чувством юмора;
естественно
себя ведут;
веселы;
часто и охотно говорят комплименты;
знакомы с этикетом и следуют ему;
уверены в себе;
умеют посмеяться над собой;
быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
дружелюбны, с ними легко общаться.
Слайд 35Качества, которые учащиеся более всего ценят в учителе
Чувство юмора
Терпение
Умение относится ко
всем ровно
Справедливость
Любовь к ученикам
педагога –
условие успешной
профессиональной
деятельности
Слайд 38КОДЕКС ЧЕСТИ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ
Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
Учись
видеть в себе недостатки и прощать их другим.
Будь честен в помыслах, не навреди словом.
Щедро делись педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
Учись радоваться успехам своих коллег.
Не позволяй себе плохого настроения, это неприлично.
Будь внимателен к чужим недостаткам.
Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.
Полнее используй свои силы и возможности в работе.
Повышай свой интеллект.
Повышай свой уровень психологических знаний.
Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
Стремись к профессиональному мастерству.
Слайд 39 Помните, что учитель – это:
свеча, которая светит другим, сгорая
сама;
человек, который может делать трудные вещи легкими;
человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
Слайд 40Решение педагогического совета
1. Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на
овладение и использование тактики педагогической поддержки (защита) в практике обучения и воспитания учащихся.
2. Организовать обмен опытом классных руководителей и учителей-предметников по теме «Педагогическая поддержка ребёнка в практике образовательного процесса и воспитательной деятельности».
Создать картотеку форм, приёмов и методов других тактик педагогической поддержки: содействие, помощь, взаимодействие.