МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области презентация

Урок № 1 Тема: Язык как развивающееся явление. Цель урока: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа;

Слайд 1МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области
Презентацию подготовила:

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна


Слайд 2
Урок № 1

Тема:
Язык как развивающееся явление.
Цель урока:
показать развитие и

совершенствование
русского языка как отражение изменений
в сложной и многообразной жизни народа;
дать учащимся представление о русском
языке как динамично развивающемся явлении.

Слайд 3Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным.

Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка.

Слайд 4Запишем высказывание В.Г.Белинского:

Говоря строго, язык никогда не устанавливается
окончательно:

он непрестанно живёт и движется,
развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе
с жизнию народа...
- На примере известных вам архаизмов докажите справедливость мысли В. Г. Белинского.
Какие новые слова появились в последние годы?
Чем это было вызвано?

Слайд 5Как вы думаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического

состава русского языка?

кинофестиваль

компьютер,

экология

спонсор

эксклюзивный

ретро

муниципалитет


Слайд 6Совсем недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие

слова, как лунник, ракетодром, космодром,
инопланетянин и пр.

Слайд 7Какое слово старше? Дайте этому объяснение:
ботинки — кроссовки, шуба —

куртка, спартакиада — олимпиада.

Слайд 8Расширение лексического состава языка может происходить и за счет использования в

речи переосмысленных слов и выражений: дворец, сбор, утренник, четверть и т. д.
Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значениях. Составьте с несколькими из них предложения и запишите.
Например:
Утренник — весенний или осенний мороз по ночам, бывающий до восхода солнца. (В. Даль.) На утреннике многие ребята читали свои стихи.

Слайд 9Укажите, какие формы рода
выделенных существительных
являются устаревшими.
1) Он сидел у

рояля и перелистывал ноты. (А. Чехов.) — И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок.) 2) Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой.) — За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов 3) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький.) — Лицо Анны было закрыто вуалем (Л. Толстой.)

Слайд 10Упр. 4, 5. (Письменно)


Слайд 11Домашнее задание

Выписать словарные слова.
Упр. 6 (письменно)


Слайд 12Спасибо за урок!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика