Москва, 2010 презентация

Содержание

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного

Слайд 1ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Руководитель группы академик РАО А.Г.Асмолов



Москва,

2010

Слайд 2
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных

учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Развитие умения учиться как «компетентности к обновлению компетенций» составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства

Слайд 3Теоретико-методологическая основа программы УУД
1. Культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский)
2. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин,

Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец)
3. Учение о ведущей роли обучения для развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин)
4. Учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин)
5. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин)
6. Теория «задач развития» (Р.Хевигхерст)

Слайд 4Функции универсальных учебных действий
1. Регуляция учебной деятельности
принятие и постановка учебных целей

и задач;
поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач;
контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности.

Слайд 5Функции универсальных учебных действий
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
готовность

к непрерывному образованию на основе умения учиться;
формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе;
развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.


Слайд 6Функции универсальных учебных действий
3. Обеспечение успешности обучения
формирование целостной картины мира;
формирование компетентностей

в любой предметной области познания;
усвоения знаний, умений и навыков.



Слайд 7ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и

моральное действие);
Коммуникативные (взаимодействие, кооперация/сотрудничество, интериоризация);
Познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, постановка и решение проблем);
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).


Слайд 8Программа формирования универсальных учебных действий
устанавливает ценностные ориентиры образования;
определяет состав и

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному, основному и полному общему образованию.

Слайд 9Основные этапы разработки Программы развития УУД
2006 год – создание методологии и

модели развития УУД. Определение функций, видов и содержания УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), условий и факторов их развития
2007 год - создание Программы формирования универсальных учебных действий для начального общего образования
2008 год – создание Программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
2009 год - создание Программы формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования


Слайд 10Программа развития УУД для начального образования. Основные результаты
Определена возрастно-специфическая форма личностных,

регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД для начальной школы;
Определен перечень базовых модельных УУД;
Выделены условия и факторы развития УУД;
Составлены психолого-педагогические рекомендации по организации формирования УУД с учетом содержания учебных предметов;
Разработана система типовых задач для оценки сформированности УУД для начальной школы;
Проведена апробация системы типовых задач в 15 регионах России;
Проведен анализ результатов апробации.



Слайд 11Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты
внутренняя позиция школьника на

уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;

Слайд 12Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты
ориентация в нравственном содержании

и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей


Слайд 13Программа развития УУД в начальной школе. Регулятивные УУД
Принятие и сохранение учебной

задачи;
Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватное восприятие и понимание оценки учителя;
Дифференциация способа и результата действия;
Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Слайд 14Программа развития УУД в начальной школе. Познавательные УУД
Поиск необходимой информации для

выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач;
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов;
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Синтез как составление целого из частей;
Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
Установление причинно-следственных связей;
Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Установление аналогий;
Общий прием решения задач.

Слайд 15Программа развития УУД в начальной школе. Коммуникативные УУД
Понимание возможности различных позиций

других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Умение формулировать собственное мнение и позицию;
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
Умение задавать вопросы;
Умение контролировать действия партнера;
Умение использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.

Слайд 16Коммуникация
как взаимодействие с партнером (децентрация, умение услышать партнера, учет различных позиций

в общении);
как сотрудничество, кооперация;
как основа интериоризации действия (перехода от внешнего материализованного действия к внутреннему умственному через ряд речевых этапов).


Слайд 17
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД


Слайд 18Задачи формирования УУД
Обеспечить СМЫСЛ учебной деятельности для учащихся и развитие УЧЕБНОЙ и

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ .
СМЫСЛ – отношение мотива и цели –
Возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности.


Слайд 19Задачи формированиЯ УУД
Определить ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ ОСНОВУ каждого из УУД, обеспечивающую его успешное

выполнение.
Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД



Слайд 20
Необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия:
раскрыть систему объективных условий

правильного выполнения действия;
дать образец требуемого результата,
задать последовательность операций действия.
построить схему ориентировки, которая должна быть представлена внешним образом (например, схемы, графа, таблицы и т.д. Внешнее наглядное представление схемы ориентировочной основы значительно облегчает организацию выполнения и усвоения действий.

Слайд 21
Необходимо дать задания в последовательности, соответствующей психологическим требованиям к организации усвоения.

Так, например, в учебниках задания одного типа, например, на развитие коммуникативных действий, предлагаются только в начале и в конце курса русского языка, в то время как в середине – подобные задания отсутствуют. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий.



Слайд 22
3.Для обеспечения способности учащегося действовать во внутреннем умственном плане необходимо:
предусмотреть

последовательный переход от выполнения действия реального преобразования объекта, заданного во внешней форме в виде конкретных предметов или их заместителей (например, предметные множества – машины, цветы, животные) к выполнению действия с объектов в наглядно-образной форме (например, со схемами, моделями, планами, схематическими рисунками и т.п.), и в вербально-понятийной форме объекта (например, текст задачи, упражнения и т.д.).


Слайд 23
обеспечить последовательное изменение уровня выполнения действия от материальной (материализованной формы) –

например, реальное обведение контура, классификация предметов с помощью раскладывания предметных картинок, соединение линией предметов (слов), объединенных функциональными связями) к речевой форме, когда действие выполняется в форме рассуждения, рассказа, и, наконец, в умственной форме, когда ученик только фиксирует конечный ответ на заданный вопрос.



Слайд 24
Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и

формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.
Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Дать рекомендации по их выполнению



Слайд 25
Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход:
- от выполнения действия с

опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции


Слайд 26Задачи формирования УУД
Определить связи каждого УУД с содержанием предметной дисциплины.
Выделить

учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД с учетом возрастных особенностей применительно к предметной дисциплине.


Слайд 27Задачи формирования УУД
Разработать систему задач для формирования УУД, включая типы задач
Предметные

задачи
Логические задачи (варьирование необходимых и достаточных условий)
Психологические задачи (противоречие логических посылок и наглядных признаков)


Слайд 28Задачи формирования УУД
Разработать задания для совместной учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных

(контроль, оценка, планирование), коммуникативных, логических и личностных действий
- в группах
- в парах


Слайд 29Задачи формирования УУД
Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных

пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД.


Слайд 30Задачи формирования УУД

6. Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов.
Осуществить специальную психолого-педагогическую

подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов


Слайд 31
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика