МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ презентация

Содержание

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 1МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ


Слайд 2ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


Слайд 3Род имени существительного
Задание 1. Выберите правильный вариант
(Растворимый, растворимое) кофе;


(Больная, больной) мозоль;
(Новая, новый) шампунь;
(Концертная, концертный) рояль;
(Белая, белый) вуаль;
(Сочный, сочное) манго;

Слайд 4 (Белый, белая) лебедь;
(Опасный, опасная) динго;
(Красивая, красивое)

плиссе;
(Старый, старая) рантье;
(Экономический, экономическое) эмбарго
(Опубликованный, опубликованное) коммюнике;
Оплаченный плацкарт − оплаченная плацкарта;
Лакированный туфель — лакированная туфля.

Слайд 5Задание 2. Обоснуйте выбор окончания

Ирина Львовна была нов... протеже Мокина.
К

праздничному столу мы принесли вкусн... салями.
Несколько лет назад была очень популярна песня Алены Свиридовой «Розов... фламинго».
Обходчик заметил, что лопнул... лев... рельс...
Вечерн... Сочи встречал... прибывающих ослепительным сиянием огней.
Забавн... пони возил... детей по кругу.

Слайд 6Шимпанзе кормил... детеныша.
Нам очень нравился (-лась) эт... широк... авеню.
На

почте он получил долгожданн… бандероль.
«Таймс» опубликовал... историю королевской семьи.
Издавна труднодоступн... Юнгфрау привлекает альпинистов.
Нам вспоминается звучащ…в тот вечер банджо.

Слайд 7Падеж имени существительного
Задание 1. Выберите нормативный вариант
адресы − адреса,
вексели

− векселя,
директоры − директора,
инспекторы − инспектора,
договоры − договора,
торты − торта,
бухгалтеры − бухгалтера,

Слайд 8почерки − почерка,
цехи − цеха,
лекторы − лектора,
профессоры −

профессора,
сторожи − сторожа,
куполы − купола,
офицеры − офицера,
паспорты – паспорта,
порты – порта.

Слайд 9Задание 3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм, мотивируйте свой ответ:
Необычный

сорт помидоров начали выращивать юннаты нашей школы.
Под озимые культуры было занято сорок гектар.
Много еще у нас здесь неполадков.
На Чёрном море много песчаных побережьев.
Состоялась традиционная встреча партизанов бригады имени Чкалова.

Слайд 10Для всей компании нам пришлось купить пять дыней.
Направо от Жилина

стояло трое татаринов.
На столе стояло несколько свеч.
Одного недоставало для полноты наряда — хороших офицерских сапог.
В группе было двое турков.
Цветы не осыпались до заморозок.
Его заявление оставлено без комментарий.

Слайд 11Тесты для самопроверки
Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Витрина-стенд помещена в

коридоре.
2. Клуб-читальня закрыт на ремонт.
3. Здесь есть диетическое кафе-молочная.
4. Выписанную из Петербурга кресло-кровать поставили в углу спальни.
5. Роман-газета вышла большим тиражом.
6. Кто-то забыл свой плащ-палатку.

Слайд 12Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.

Полноводное Онтарио я посещал ежегодно.
СНГ

давно, к сожалению, утратил свою мощь.
ФИФА изменила правила допинг-контроля.
Сельпо пригласила к сотрудничеству колхозников.
МИД принял... новое решение.
ВАК разместил… на сайте новые требования к публикациям соискателей.

Слайд 13Укажите предложения с грамматическими ошибками.
Слуцкие пояса — подлинный шедевр белорусского искусства.
Тоны

сердца у больного чистые.
Вкусно пахнут свежеиспечённые хлеба.
Мы встречались с Луи Ельмслевым.
Лагерь располагался под Саратовом.
Мы получили пропуски на завод.
С Ильёй Федином я не знаком.

Слайд 14ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Задание 1. Укажите грамматические ошибки в данных предложениях.
У него

были и более худшие привычки.
И продавала она все по самой выгоднейшей цене.
Помните: работу надо выполнить самым наилучшим образом.
Этот фильм был более интереснее.
Это был один из самых честнейших людей в городе.

Слайд 15Вадим был младше своего брата на три года.
Печорин привел наиубедительное

доказательство.
Котенок был заметно ловчее старой кошки.
Это варенье, честное слово, слаже бабушкиного.
Это более разговорный вариант.

Слайд 16ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Задание 1. Найдите ошибки в употреблении числительных оба —

обе и устраните их.
Небольшой старинный город расположен по обеим сторонам красивейшей реки.
Синтаксическая связь может выражаться формой одного или обеих компонентов.
Стражники стояли у обеих ворот.
Если обращение находится в середине предложения, оно с обоих сторон выделяется запятыми.
У обоих претенденток на медаль равные шансы.
Царапины были на обеих коленях.

Слайд 17Задание 1. Определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких

следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните почему.

Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде.
Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли.
Среди студентов нашей группы четыре были отличниками.
Метель не утихала в течение троих суток.
На скотном дворе застрелили двоих волков.

Слайд 18 Им для работы требовалось три пары ножниц.
Трое юношей

и трое девушек исполняли красивый танец.
Охотники поймали четверо зайцев и двух лис.
В спектакле задействованы двое новых героинь.
Восемь детей было у матери Иванова.
Двадцать двое суток не было известий от путешественников.

Слайд 19Задание 3. Слова, данные в скобках, поставьте в нужных падежных формах.
Сдача

задолженностей по экономике скорее всего состоится между восьмым и одиннадцатым (январь).
В (какие-нибудь полтораста метров) от своего подворья я увидел волчью стаю.
Необходимо всем классам подготовить воздушные шары к (Первое мая).
Взрослый сом достигает (полтора метра) в длину и до (6,5 килограмма) веса.

Слайд 20Сочинения следует сдать в марте, а не перед (третье апреля).
Более

(полвека) отдано им работе на автоматических телефонных станциях.
От всей души хочется поздравить Вас с (Двадцать третье февраля).
Гороно премировало (двадцать два, двадцать двух) (учителя, учителей).
Полтора (весенние) месяца мы жили в Ялте.

Слайд 21Тесты для самопроверки
Отметьте предложения, в которых нет речевых ошибок.
Они преодолели

путь в триста километров.
Пошел в магазин с двести рублями.
Башня высотою около четырехсот метров.
Собралось около тысяча человек.

Слайд 22Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
Он всегда мог предложить

студентам два и более вариантов задач.
Прибыл груз массой в тысяча пятьсот тонн.
С шестьюстами семьюдесятью двумя рублями он вышел из ресторана.
Сто четыре суток они не выходили на связь.

Слайд 23Определите предложения без грамматических ошибок.
Трое больных готовились к выписке.
Родная деревушка

находилась в полутораста километров от областного центра.
35,5 процента — показатель успеваемости в нашем классе.
С восьмидесятью детьми было два врача.

Слайд 24Укажите предложения с грамматическими ошибками.
Корабль находился на орбите в течение

триста восьмидесяти пяти суток.
Износ оборудования составил 56,6 процентов.
Пятеро ребят резвились на детской площадке.
Было закуплено двадцать двое ножниц.

Слайд 25Определите предложения без грамматических ошибок.
Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят

тремя книгами.
Мы встретили двадцать двух делегатов.
Машины стояли у тех и других ворот.
В комнате нас было трое.

Слайд 26МЕСТОИМЕНИЕ
Задание 1. Вставьте, где нужно, Н.
Из-за …его, благодаря…ей,
вокруг …их,

рядом с …им,
навстречу… ему, мимо …его,
среди …их, впереди …её,
лучше …её, не в пример …ему,
со стороны …его, моложе …их.

Слайд 27Тесты для самопроверки
Отметьте предложения, в которых нет речевых ошибок.
У ней не

было жилья.
Для нее нет имени.
Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался дождь.
Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка.

Слайд 28Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
Около его толпился народ.

В комедии обличается чиновничество, среди которого процветает взяточничество.
Ейное предложение, к сожалению, было не уместно.
Нина застала дворецкого у себя в комнате.

Слайд 29Отметьте предложения без грамматических ошибок.
Когда в институт приходит новое пополнение, они

показывают разный уровень подготовки.
Лучше него никто не мог справиться с этим делом.
У ней лились слезы.
Навстречу ей спешил влюбленный юноша.

Слайд 30ГЛАГОЛ
Задание1 . Определите, в каких предложениях формы повелительного наклонения образованы

неверно. Исправьте ошибки.
Будь добр, сядь на свое место.
Не трожь мою тетрадь, тебе что, своей мало?
«Не морщь лоб! Выпрямь спину! Не ешь руками! Не вылизывай тарелку» — и так целый день! Как вам это нравится?!
Едьте прямо, а потом налево.

Слайд 31Об этом и думать не моги!
Не портьте оборудование!
Полакомьтесь конфетками.
Пополоскай

бельё ещё раз.
Уведомь меня заранее о своем приезде.
Выручи меня, дружок, еще раз.
Не махай руками, а скажи лучше, что тебе нужно.

Слайд 32Задание 2. Оцените варианты личных форм глаголов, найдите ошибки
Мучаешься, мучаешься, а

пятерку на экзамене все равно не получишь.
Когда бабушка выходит во двор словить кошку, котенок мяучит.
В такую пору только волк рыщет.
Подарки от тебя сыпятся как из рога изобилия.
Характер цели обуславливает выбор средств.

Слайд 33Что ты всё хныкаешь! Сколько можно!
Давай костер зажгем, а то

трясет меня.
Выздоровлю — буду учиться дальше.
Я сам позвоню отцу и предупрежу, что едешь со мной в командировку.
Мама, я же еще улаживаю свои вещи.
Скоро опротивят мне эти пельмени.
Скажите, как правильно: броет или бреет?

Слайд 34ПРИЧАСТИЕ
Задание 1. Укажите предложения, в которых есть ошибки, связанные с

образованием и употреблением причастий.
Из женских образов, встречающихся в творчестве Тургенева, самый запоминающий – образ Аси.
К нам, будующим педагогам, обратился ректор университета.
Дождь, постепенно утихаемый, барабанил по крышам.

Слайд 35Ученики, придущие на первый урок с опозданием, отправятся к директору.
След,

отпечатающийся на мокром песке, подсказал мне дальнейший путь.
Выступавшие скулы придают лицу сходство со статуей.
К сожалению, вместо ожиданной знакомой поляны, увидели совершенно другие, нам не известные места.

Слайд 36Товарищи, кто следущий?
Он говорил о порядках, господствующих ранее в этом

учреждении.
Студенты, напишущие слабо контрольную работу, должны будут ее переписать.
Каждый студент, пожелавший бы отдохнуть в летнем лагере, должен подать заявление в профком.

Слайд 37ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Задание 1. Найдите предложения, в которых есть ошибки в образовании

и употреблении деепричастий.
Зайдя во флигель, учитель зажег свечу.
Скрестивши могучие руки, Герасим слушал барыню.
Отошедши от окна, он помолился и присел к столу.
Снявши голову, по волосам не плачут.

Слайд 38Берегя память о любимой, он спрятал пожелтевшее письмо.
Подбегая к берегу, дети

с весёлыми криками бросались в воду.
Не имевши нужных знакомств, она вышла в люди.
Вспомня о предстоящей встрече, я начал к ней готовиться.
Встречая сопротивление врага, эскадра потерпела поражение.

Слайд 39Тесты для самопроверки


Слайд 40Найдите предложения с грамматическими ошибками.
Мне нравятся люди, признавающие свои недостатки.

Когда я выздоровлю, то обязательно тебе позвоню.
Машины подходили и нагружались овощами.
Бутылку залипают сургучом или парафином.

Слайд 41Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
Я дорожу друзьями, признающими свои

ошибки.
Продолжали вестись капитальные исследования.
Никогда и не думал, что очутюсь в такой ситуации.
В лесу было так чудесно, свежо, что мне не хотелось укорочивать дорогу и идти полем.

Слайд 42Найдите предложения с грамматическими ошибками.
Все ребята нашей палаты скоро выздоровеют.

Приди он вовремя, этого бы не случилось.
Бывает, увлекёшься интересной книгой и забудешь про сон.
Придумывая оригинальное решение, Света справилась с задачей.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика