Слайд 1Модульный курс для аспирантов
«Моделирование туристских дестинаций на основе
кластерного подхода»
Слайд 2Наименование кафедры: Кафедра рынка туристских услуг
Базовый профиль кафедры:
специальность «Менеджмент организации»
специальность «Туризм»
Местоположение кафедры: здание МФПУ «Синергия» по адресу Измайловский Вал, д. 2, кабинет 405-4
Координаты:
Электронный адрес научного руководителя
Морозова Михаила Анатольевича: mmorozov@bk.ru
Записаться на встречу с Морозовым М.А. можно по телефону:
8-905-564-00-43 (Татьяна Витальевна)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КАФЕДРЕ
Слайд 3Морозов Михаил Анатольевич
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой рынка туристских услуг, действительный член Национальной академии туризма
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
Образование:
Инженер-математик, Новосибирский электротехнический институт по специальности «Прикладная математика»
Кандидат экономических наук по специальности «Математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении народным хозяйством и его отраслями»
Доктор экономических наук по специальности «Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство)»
Слайд 4Участие в российских и международных научных проектах
1996 – проект «Разработка информационно-статистической
модели развития туризма в регионе и проблемы подготовки кадров для туристского бизнеса»;
1997-1999 – международный Проект Европейского Союза TACIS EDRUS «Укрепление учебной базы для индустрии туризма»;
2005 – проект «Project Tourism Development in Northwest Russia»;
2005 – проект «Серебряное кольцо России»;
2005 – НИР «Реинжиниринг бизнес-процессов и оценка эффективности деятельности гостиницы ТГК «Измайлово»;
2005 – НИР по заданию Федерального агентства по туризму «Совершенствование системы государственного статистического учета и отчетности в сфере туризма»;
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
Слайд 5Участие в российских и международных научных проектах
2006 – проекты TACIS «From
Ladoga to the Polar Sea via the Fennoscandinavian Green Belt», «Финляндско-российский форум по развитию туризма»;
2007 – НИР по заданию Федерального агентства по туризму «Разработка рекомендаций по использованию зарубежного опыта подготовки кадров для индустрии туризма в практике российского туристского образования»;
2008 – НИР по заданию Федерального агентства по туризму «Проведение исследований и разработка предложений по созданию стимулов для развития государственно-частных партнерств в сфере туризма в Российской Федерации с учетом международного опыта»;
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
Слайд 6Участие в российских и международных научных проектах
2008 – НИР по заданию
Федерального агентства по туризму «Анализ зарубежного опыта и разработка предложений по использованию возможностей национальных природных парков для развития туризма»;
2010 – НИР по заданию Федерального агентства по туризму «Анализ зарубежного опыта реализации государственных маркетинговых программ на основе социально-демографической сегментации туристского рынка и выработка рекомендаций по его использованию в Российской Федерации»;
2011 - НИР по заданию Федерального агентства по туризму «Разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации государственной политики Российской Федерации в области развития оздоровительного туризма».
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
Слайд 7Публикации
Более 170 научных и научно-методических работ,
в том числе 11 монографий
и книг.
Учебники «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника», «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме» в 2004 году были награждены дипломом международного конкурса «Лидеры туриндустрии», учебники имеют гриф УМО.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
Слайд 8НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
«Теория развития туристских дестинаций»
Направления:
Теория и
практика формирования и развития туристских дестинаций
Конкурентоспособность туристских дестинаций
Экономика и управление на предприятиях индустрии туризм
Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме
Слайд 9НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Паспорт специальности
Шифр специальности:
08.00.05 Экономика и
управление народным хозяйством
Формула специальности:
В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Объектом исследования могут служить экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности. Составной частью специальности 08.00.05 являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем. Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления). Предметом исследования данной специальности являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизации) и разрушения экономических систем.
Слайд 10НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Области исследований
1.6. Сфера услуг
1.6.109. Совершенствование организации,
управления в сфере услуг в условиях рынка.
1.6.112. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг.
1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг.
1.6.119. Особенности малых и средних форм предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг.
Слайд 11НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Области исследований
1.6. Сфера услуг
1.6.123. Обеспечение конкурентоспособности
предприятий сферы услуг.
1.6.125. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.
1.6.126. Социальная инфраструктура предприятий в условиях рынка.
1.6.132. Государственно-частное партнерство в сфере услуг.
Слайд 12НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Области исследований
8. Экономика предпринимательства
8.3. Закономерности и
тенденции развития современного предпринимательства.
8.4. Прогнозирование структурных изменений развития предпринимательства в условиях глобализации мирового рынка.
8.5. Предпринимательство в единстве его основных компонентов: личностные (способности предпринимателей к инновационной рисковой деятельности), экономические (эффективность), организационно-управленческие (инновационный стиль менеджмента).
Слайд 13НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Области исследований
8. Экономика предпринимательства
8.7. Формирование и
развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.
8.10. Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности.
8.15. Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности.
8.23. Особенности организации и развития частно-государственного предпринимательства.
Слайд 14НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Примеры тем диссертаций,
защитившихся аспирантов кафедры
Романов
С.А. Формирование межрегионального туристского комплекса в условиях туристско-рекреационной особой экономической зоны (на примере Московской области).
Москва, 2010 г.
Лебедев А.В. Совершенствование организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами. Москва, 2010 г.
Львова Т.В. Влияние качества туристских услуг на экономику дестинации (на примере города-курорта Сочи). Сочи, 2011 г.
Слайд 15Пример структуры диссертации
по теме
Введение
1. Организационно-экономические основы ведения туристского бизнеса на
территории туристского комплекса
1.1. Социально-экономическая оценка туристской услуги как одной из составляющих туристского комплекса
1.2. Система управления и организационно-правовая структура туризма в Российской Федерации
1.3. Экономический и социальный механизм формирования и функционирования туристских комплексов
«Совершенствование организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами»
Слайд 162. Туристско-рекреационная особая экономическая зона как межрегиональный туристский комплекс
2.1. Туристско-рекреационная зона
как организационно-экономический комплекс
2.2. Формирование туристско-рекреационных ОЭЗ для стимулирования организационно-экономического развития региона
2.3. Экономическая оценка состояния и развития туристского бизнеса в регионе как основа создания туристского комплекса
Пример структуры диссертации
Слайд 173. Пути совершенствования организационно-экономического развития туристского комплекса
3.1. Социально-экономическая оценка северо-западного
региона Московской области как полигона для разработки межрегиональной туристско-рекреационной особой экономической зоны
3.2. Анализ туристского потенциала Московской области и ресурсного потенциала для создания межрегионального туристского комплекса
3.3. Экономическое обоснование создания Подмосковной ТР ОЭЗ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Пример структуры диссертации
Слайд 18ЗНАЧЕНИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ДИССЕРТАЦИИ (на примере защищенной диссертации)
Целью диссертационного исследования является обоснование организационно-экономических основ формирования туристско-рекреационных особых экономических зон в контексте стимулирования развития региона, а также разработка и обоснование научно-методических и практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию механизма формирования и функционирования межрегиональных туристских комплексов.
Слайд 19ЗНАЧЕНИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ДИССЕРТАЦИИ (на примере защищенной диссертации)
Объектом исследования выступает сфера туристских
услуг как фактор стимулирования развития экономики и
хозяйственного комплекса.
Предметом исследования являются организационно-
экономические отношения, возникающие в процессе
формирования и функционирования межрегионального
туристского комплекса.
Слайд 20ЗНАЧЕНИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ДИССЕРТАЦИИ (на примере защищенной диссертации)
Для достижения указанной цели были поставлены и решены
следующие задачи:
Определить основные направления развития организационной структуры управления сферой туризма в России.
Обосновать критерии и классифицировать ТР ОЭЗ как одного из инструментов стимулирующих развитие региона.
Выявить перспективы создания и развития особых экономических зон туристско-рекреационного профиля на территории Российской Федерации.
Оценить воздействие туризма на социально-экономическую сферу региона и выявить возможное ускорение организационно-экономического развития региона посредством создания туристского комплекса.
Исследовать ресурсный потенциал и возможности создания ТР ОЭЗ на межмуниципальном уровне на территории Московской области.
Слайд 21ЗНАЧЕНИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ДИССЕРТАЦИИ (на примере защищенной диссертации)
Теоретической и методологической основой исследования
являются: ключевые положения, изложенные в трудах зарубежных
и отечественных ученых, посвященных исследованиям в сфере
туризма; системный подход к рассматриваемым процессам;
концептуальные подходы, предлагаемые законопроектами и
нормативными актами РФ, которые отражают экономические
аспекты и нормативы функционирования туристской индустрии.
Фактологической и статистической базой послужили данные
Росстата, Федерального агентства по туризму, документы других
правительственных ведомств, материалы властных структур
Московской области, а также Волоколамского, Лотошинского и
Шаховского районов, публикации в зарубежных, отечественных и
региональных СМИ, а также авторские аналитические разработки.
Слайд 22ЗНАЧЕНИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ДИССЕРТАЦИИ (на примере защищенной диссертации)
Научная новизна диссертации обусловлена ее целью и
состоит в решении научной задачи по разработке направлений
развития туристского бизнеса с учетом особенностей
функционирования региональных и межрегиональных
экономических комплексов, формированию принципов
функционирования и инструментов управления туристско-
рекреационными особыми экономическими зонами на основе
анализа перспектив, угроз и возможностей их развития.
Слайд 23Методология исследования
На примере диссертации по теме «Влияние качества туристских услуг
на экономику дестинации (на примере города-курорта Сочи)»
Основные методологические принципы, лежащие в основе исследования, базируются на фундаментальных положениях российских и зарубежных специалистов в области экономики, качества, сферы услуг, туризма и рекреации. Теоретические исследования диссертации посвящены формированию положений в области развития дестинаций, проблемам научного подхода к управлению туристкой сферой, основанного на повышении качества предлагаемых туристских услуг в соответствии с требованиями рынка.
В исследовании широко используются концепции современной науки управления. Экономические расчеты проводились на основании существующей законодательной базы, действующих норм и нормативов, материалов Федеральной службы государственной статистики РФ, Краснодарского краевого комитета государственной статистики, Сочинского отдела государственной статистики, Управления по курортному делу и туризму администрации г. Сочи.
Авторское статистическое исследование основано на данных по городу-курорту Сочи в СМИ, каталогах, путеводителях, картах. Большое значение для обеспечения исследования имело использование карт Краснодарского края «МапИнвест».
Слайд 24Области научных исследований,
связанных с научной новизной
Моделирование туристских дестинаций
Кластерный подход в туризме
Социальные функции и последствия туризма
Повышение туристского мультипликатора
Событийный туризм
Сельский туризм …
Слайд 25Программа модульного курса
Сущность туризма и его основные социально-экономические категории
Терминология и
понятийный аппарат туризма
Регулирование туризма
Организационно-правовые основы деятельности туристского предприятия
Формирование, продвижение и реализация туров
Туристские дестинации и закономерности их развития
Международный туризм. Туристские дестинации и туристские кластеры
Кластерный подход в моделировании туристских дестинаций
Слайд 26Основная научная литература
Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: Монография.
– М.: РосНОУ, 2005.
Морозов М.А. Туристские дестинации и закономерности их развития: Монография, МИГМТ. – М., 2005.
Морозов М.А., Морозова Н.С. Предпринимательство и конкуренция в туризме: монография. – М.: РосНОУ, 2011.
Морозов М.А., Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. – М.: Академия, 2009.
Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. – М., Академия, 2009.
Морозов М.А., Львова Т.В. Методика сбора и представления информации о регионе с целью оценки туристского потенциала методом моделирования // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. М.: Диалог культур, 2009.
Морозов М.А., Львова Т.В. Моделирование туристских дестинаций // Сервис в России и за рубежом. – №1. – 2010. URL: www.mgus.ru/electronic_journal/.
Слайд 27Нормативные акты
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федер. закон Рос.
Федерации от 24 ноября 1996 г. No 132-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n= 115996
Об особых экономических зонах в Российской Федерации http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117143
Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года: приказ Ростуризма от 6 мая 2008 No 51 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP; n=330989
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601
Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи: приказ Ростуризма от 25 января 2011 г. No 35 www.rg.ru/2011/03/17/turiklassifikator-site-dok.html
ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования. М., 2000.
ГОСТ Р 51185-2008. Средства размещения. Общие требования. М., 2008.
ГОСТ Р 50681-2009. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.
Слайд 28Дополнительная литература
Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент.
– М.; 2005 г.
Алейникова И.С., Воробьев П.В., Исакидис В.А., Кадочников С.М., Кожин Д.Е., Коробейникова А.В., Лопатина Т.А., Михно М.В. Модели организации региональных производственных кластеров: обзор международного опыта // Современная конкуренция. Научно практический журнал. №4, 2008. С. 130.; №1, 2009. С. 119.
Богданов Д.Д. Стратегия повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере туристских услуг: Автореф. дис. ... канд. экон. наук, М., 2006.
Губайдуллина Ф.С. Международный опыт кластерной политики в промышленно развитых странах // Современная конкуренция. Научно практический журнал. №4, 2010.
Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. М., Советский спорт, 2008.
Компьютерная имитация экономических процессов: учебник / под ред. А.А. Емельянова. М., Маркет ДС, 2010.
Слайд 29Дополнительная литература
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник
для вузов. М., Юнити-дана, 2005.
Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. – Томск: 2005.
Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии. Н.Ю. Володоманова, М.А.Морозов, А.Н. Умнов. М., Талер, 2001.
Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник. М., Академия, 2007.
Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М., Маркет ДС, 2008.
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. – М., МЭСИ, 2003.
Татаринов А.А., Трехлеб П.С., Цацулина И.А. Экономическая оценка развития туристской индустрии на муниципальном уровне (на примере г. Сочи) / Под ред. А.А. Татаринова. М., Альфа-Полиграф, 2002.
Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М., Вильямс, 2006.
Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: 2005.
Слайд 30Дополнительная литература
Althof W. Incoming-Tourismus. Muenhen, Wien, Oldenbourg, 1996.
Bieger, T. Reengineering
destination marketing organisations: The case of Switzerland. Tourism Review, № 53(3), 1998.
Blaine T. Input-Output Analysis: Application to the Assessment of the Economic Impact of Tourism. New York, Van Nostrand & Rinehold, 1993.
Butler, R. W. The concept of a tourism area cycle of evolution: implications for the management of resources // Canadian Geographer, № 24, 1980.
Cooper, C., Fletcher, J., Gilbert, D., & Wanhill, S. Tourism: Principles and practice. London, Pitman, 1993.
Enright M.J.Why Clusters are the Wey to Win the Game? // World link, № 5, July/August, 1992.
Kaspar C. Die Tourismuslehre im Grundriss / 5., ueberarb. und erg. Aufl. Bern: Stuttgart; Wien: Haupt, 1996.
Lamont M.J. Wheels of change: a model of whole tourism systems for independent bicycle tourism [электронный ресурс] / School of Tourism and Hospitality Management, 2008 URL: http://www.epubs.scu.edu.au/cgi/ viewcontent.cgi?article=1149&context=tourism _pubs.
Слайд 31Дополнительная литература
Leiper N. The framework of tourism: Towards a definition of
tourism, tourist, and the tourist industry // Annals of Tourism Research, № 6(4), 1979.
Pearce D. Tourism development. 1989.
Pike S. Destination Marketing An Integrated Marketing Communication Approach. UK, Elsevier’s Science & Technology Rights Department in Oxford, 2008.
Plog, S. C. Why destination areas rise and fall in popularity // The Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, №14, 1973.
Rubies, E. B. Improving public-private sectors cooperation in tourism: A new paradigm for destinations // Tourism Review, 56(3/4), 2001.