Моделирование выхода продуктов деления из топлива на начальной стадии тяжелой аварии В.В. Безлепкин, И.А.Потапов, А.С.Фролов ФГУП СПбАЭП, Санкт-Петербург, Россия презентация

Продукты деления при расчете тяжелых авариях

Слайд 1Моделирование выхода продуктов деления из топлива на начальной стадии тяжелой аварии

В.В. Безлепкин, И.А.Потапов, А.С.Фролов ФГУП СПбАЭП, Санкт-Петербург, Россия



Слайд 2Продукты деления при расчете тяжелых авариях


Слайд 3Накопление ПД и актинидов в топливе.
Модуль БОНУС [1] (Быстрая Оценка

НУклидного Состава) предназначен для экспресс-оценки временной зависимости концентрации, активности и энерговыделения ПД и актиноидов в топливе на этапе штатной работы и после останова реактора типа ВВЭР.
Код реализует одногрупповую нейтронную методику для расчета концентраций ПД и актиноидов.
Учитывается γ- и β-распады ПД и радиационный захват медленных нейтронов.
Учитывается наработка делящихся нуклидов.
Библиотека содержит данные для 265 нуклидов, включая стабильные.
Разработан модуль в ИБРАЭ РАН.

Для выполнения кросс-верификации результатов расчета модуля БОНУС использован код РАДИОНУКЛИД.
Код предназначен для расчета нуклидного состава, активности и радиационных характеристик топлива энергетических реакторов на тепловых нейтронах.
Основу кода РАДИОНУКЛИД составляют известные коды WIMS-D4 и ORIGEN.
Код оперирует с 879 нуклидами (ПД) и 129 актинидами.
Разработан код РАДИОНУКЛИД в РНЦ КИ.

Слайд 4Накопление ПД и актинидов в топливе.
Спад остаточного энерговыделения продуктов деления

и актиноидов в топливе в зависимости от времени после останова реактора по отношению к номинальной мощности реактора.

Слайд 5Накопление ПД и актинидов в топливе.
Вклад ЛПД и ГПД в

остаточное энерговыделение в топливе

Слайд 6Накопление ПД и актинидов в топливе.
Накопление изотопов йода в топливе

при работе реактора на мощности

Слайд 7Выход ПД из топлива
при нормальной эксплуатации
Рассматриваются следующие механизмы выхода ПД:
Выход

ПД из топлива за счет кинетической энергии, получаемой осколком при делении тяжелого ядра.
Выход ПД из топлива за счет испарения топлива в треках деления.
Выход ПД из топлива за счет диффузии ПД в топливе.




Слайд 8Тестовые расчеты выхода РПД из топлива
Сравнения активностей ПД в зазоре, в

осевом отверстии и твэле РУ V-428.




Слайд 9Выход ПД из топлива при аварии.
В рассматриваемых моделях выхода ПД из

твердого топлива средняя скорость изменения концентрации элемента j описывается уравнением

(1)
где Nj – средняя концентрация атомов элемента в топливе в момент времени t, Rj –скорость выхода элемента из топлива в зазор, Sj – источник.

Модель CORSOR
В этой модели скорости выхода записывается в виде

(2)
T – температура топлива в К, Aj и Bj — эмпирические коэффициенты, полученные из сравнения с экспериментальными данными. При T < 1173 К скорость выхода обращается в нуль.

Модель CORSOR–М
Эта модель отличается от CORSOR только формой зависимости скорости от температуры:
(3)
R — универсальная газовая постоянная, kj и Qj эмпирические коэффициенты.

Модель CORSOR–BOOTH
Для описания выхода ПД в зазор используется полуфеноменологическая модель диффузии в эффективной сфере (Booth модель). В этой модели цезию отводится роль опорного элемента. Скорости выхода остальных элементов (классов) рассчитываются с помощью корреляционного соотношения

(4)







Слайд 10Тестовые расчеты выхода РПД из топлива
Накопление ПД под оболочкой твэлов на

момент останова реактора. Выход ПД из топлива по отношению к наработанному в топливе, вычисленный по модели CORSOR-M на момент окончания 3-летней кампании.




Слайд 11Тестовые расчеты выхода РПД из топлива
Накопление ПД под оболочкой твэлов на

момент останова реактора. Сравнение выхода нуклидов из топлива




Слайд 12Тестовые расчеты выхода РПД из топлива
Запроектная авария



Слайд 13Тестовые расчеты выхода РПД из топлива
Запроектная авария
Выход ПД при запроектной аварии




Слайд 14Выводы


Моделирование модулем БОНУС накопления продуктов деления и остаточного тепловыделения в топливе

реакторов типа ВВЭР соответствует принятым в мировой практике подходам и точности.

При использовании моделей CORSOR, CORSOR-M и CORSOR-BOOTH (модуль КОРРЕЛ) для моделирования выхода РПД следует учитывать следующее.
Модели не дают адекватного описания накопления ПД (РПД) под оболочкой твэлов на момент останова реактора.
Выход ПД (РПД) из топлива во времени модели описывают по разному. Дополнительно требуется выполнение вариантных расчетов и проведение анализа представительности результатов.
При использовании моделей предполагается неизменность состава классов ПД в процессе аварии , (наработка РПД отсутствует, изменение состава классов не учитывается). Требуется проведение обоснования данного положения для конкретных сценариев аварии.

В заключение авторы выражают благодарность сотрудникам НИО ФГУП СПбАЭП за помощь в работе и предоставление исходных данных по расчету тяжелой аварии, сотрудникам ИБРАЭ РАН за предоставление расчетных программ и консультации по их использованию.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика