Слайд 1Модель
коррекционной работы
с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Е. Ю. Семенушкина,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 50 г. Тюмени
Слайд 2Цель:
Организация работы педагогов и специалистов МАОУ СОШ № 50 города Тюмени
в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков речевого развития детей и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 3Задачи:
— своевременное выявление детей с тяжелыми нарушениями речи;
— определение особых
образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса;
— создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы НОО;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ.
— оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ТНР по социальным, правовым и другим вопросам.
Слайд 4Основные направления деятельности
Слайд 5Организация образовательной деятельности
Рабочая коррекционная
образовательная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана на основе Программ специальных общеобразовательных
школ для детей с тяжелыми нарушениями речи
(Москва, 1987г.) и концепции комплекта «Перспективная начальная школа».
Программа построена с учетом специфики основного дефекта детей и наряду с выполнением общих учебных задач направлена на коррекцию проявлений речевой патологии.
Некоторые темы Программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (Москва, 1987) устарели и потеряли свою актуальность, они были изменены и отформатированы с опорой на УМК «Перспективная начальная школа».
Слайд 6Организация обучения детей с ОВЗ
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса детей с
тяжелыми нарушениями речи строится в условиях коррекционных классов V вида, психолого-педагогического сопровождения и помощи детям в условиях системы дополнительного образования.
Программа обучения построена с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено в программе освоения курса русского языка:
«Развитие речи. Окружающий мир» (1-4 классы) – 3 ч в неделю, «Произношение» (1-2 классы) – 2 ч в неделю,
«Фонетика, грамматика, правописание» (1-4 классы) – в 1, 2, 3 классах – 5 ч в неделю, в 4 классе – 4 ч в неделю,
«Чтение» (1-4 классы) – 4 ч в неделю.
Слайд 7Организация коррекционной работы
Обучение детей с ТНР имеет коррекционную направленность,
способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется
развитию речи;
работе над формированием устной речи и произношения;
обеспечению коррекции различных проявлений дефектов речи.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся и составляют до 60 минут в неделю на каждого учащегося, из них групповые коррекционные занятия 1ч через неделю – логопедические, 1ч через неделю - психологические, 1ч через неделю - по предмету «Математика», 1 ч через неделю – по предмету «Фонетика, грамматика, правописание»; индивидуальные логопедические занятия – 1 ч через неделю.
Слайд 8Содержание и формы коррекционной работы учителя
наблюдение за учащимися;
поддержание связи с
учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ;
составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося (вместе с психологом и логопедом), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
● контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
● формирование комфортного для каждого ученика микроклимата в классе;
ведение документации (индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты детей и др.);
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Слайд 9Логопедическая работа
В обязанности учителя-логопеда входит изучение всех компонентов устной
и письменной речи обучающихся; проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Слайд 10Психологическая помощь
Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углублённого обследования детей,
выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправления возможных нарушений общения и поведения, на адаптацию их в сфере нормально развивающихся сверстников; оказывает методическую помощь учителям.
Слайд 11Медицинское сопровождение
Выявление состояния физического и психического здоровья.
Изучение медицинской
документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.
Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.
Слайд 12Социальное партнёрство
предусматривает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами:
- Центром социальной
помощи семье и детям «Мария»;
- Областным центром реабилитации инвалидов;
- Центром восстановительной медицины и реабилитации для детей с психоневрологической патологией «Надежда»;
- Областным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник».
Социальное партнёрство с данными учреждениями призвано решать вопросы преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 13Результаты
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ считается
- освоение
учащимися планируемых результатов основной образовательной программы;
- освоение жизненно значимых компетенций: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
- преодоление и/или ослабление недостатков речевого развития учащихся;
- социальная адаптация в коллективе, обществе.