Слайд 1
МКОУ «Нижнеусцелемовская СОШ»
Педагогический совет № 2
от 07.02.2013г.
«Классный час в системе
личностно-ориентированного воспитания»
Слайд 2Подготовительная работа
Создание инициативной группы по подготовке педсовета
Анкетирование учащихся и классных
руководителей
Изучение научно-методической литературы по проблеме использования личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности и по вопросам подготовки и проведения классных часов
Анализ планов работы классных руководителей и посещённых классных часов
Разработка структуры проекта личностно-ориентированного классного часа
Разработка примерного Положения о классном часе
Подготовка раздаточного материала для деловой игры
Подготовка проекта решения педсовета
Слайд 3Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Цель:
Способствовать формированию у
педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов
Задачи:
Проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;
Выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, разработать проекты его организации, критерии его анализа;
Наметить пути освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа
Слайд 4Результаты анкетирования
Оценка учеников:
4,3
4
4,5
3,9
3,1
3,6
3,9
3,9
4,6
Кремлёва В.А – 4,3
Просветова Л.Н. – 4,1
Давлетбаева Р.Ж.- 4,8
Кузнецова
Н.В. – 4,3
Чутбасова Ж.М. – 4
Мостовова Н.А. – 4,7
Шандер Л.В. – 4,4
Талипов Р.Ш. – 3,4
Бужан В.Г. – 4,4
Кузнецова Л.Д. – 4,1
Койнова Т.И. – 4,7
Слайд 5Что показал анализ системы классных часов в нашей школе
40 минут –
мало
Ученики с нетерпением ждут классного часа
С желанием бегут на классный час
Дети не хотят расходиться
10 минут - много
Ученики заранее просят, чтоб классного часа не было
Идут на классный час без особого желания
Слайд 6Классный час в один день у всех
Положительное
Создание единого воспитательного пространства
Возможность объединиться
возрастными параллелями
Воспитание чувства единения в школе
Возможность взаимозаменяемости
Отрицательное
Минимум контроля со стороны администрации
Слайд 7Что такое классный час?
Во-первых, это внеурочная воспитательная деятельность;
Во-вторых, это фронтальная (массовая)
работа с детьми;
В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
В-четвёртых, это общение классного руководителя с детьми, где приоритетную роль играет педагог.
Слайд 8Определение понятия
Классный час – гибкая по составу и структуре форма массовой
воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Слайд 9Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа (по Е.Н.Степанову)
Слайд 10Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Слайд 11Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Слайд 12Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Слайд 13Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного
классного часа
Совместное планирование тематики классных часов
на учебный год;
Уточнение темы классного часа, генерирование идей по его подготовке и проведению.
Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения;
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
Проведение классного часа;
Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Слайд 14Подготовка и проведение классного часа (по Е.Н.Степанову)
Составление педагогом совместно с учащимися
и их родителями тематики классных часов на учебный год;
Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по подготовке и проведению;
Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
Слайд 15Подготовка и проведение классного часа (по Е.Н.Степанову)
Индивидуальная и групповая деятельность по
подготовке классного часа;
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
Проведение классного часа;
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.
Слайд 16Алгоритм подготовки и проведения классного часа
Определение целей и задач.
Выбор формы воспитательной
работы, определение жанра и название мероприятия.
Создание психологического настроя.
Предварительная подготовка.
Слайд 17Алгоритм проведения и подготовки классного часа:
Проведение самого мероприятия.
Педагогический анализ, совершаемый на
двух уровнях:
Обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
Собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Слайд 18Направления:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственное воспитание;
правовое воспитание;
физическое и умственное развитие личности.
Слайд 19Основные принципы деятельности:
Принцип взаимосвязи сознания и деятельности;
Принцип личностно-ориентированного подхода;
Принцип вариативности предполагает
гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.
Слайд 20Дискуссионные формы проведения классного часа:
диспут;
дискуссия;
конференция;
круглый стол;
гостиная;
салон;
лекторий.
Слайд 21Мероприятия состязательного характера:
конкурс;
викторина;
клуб веселых и находчивых;
смотр;
презентация;
турнир.
Слайд 22Творческие формы классных часов:
праздник;
фестиваль;
выставка;
устный журнал;
концерт;
Спектакль.
Слайд 23Игровые формы классных часов:
ролевые игры;
интеллектуальные игры.
Слайд 24Мероприятия по психологическому просвещению:
тренинг
Слайд 25Формы работы с учащимися вне школы:
Экскурсия
Походы
Слайд 26Критерии результативности классного часа:
Комфортность, благоприятный психологический климат
Возможность для проявления и развития
индивидуальности и творческих способностей школьников
Обогащение жизненного опыта учащихся
Духовно-нравственная ценность
Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа
Слайд 27Проект решения педсовета
Каждому классному руководителю разработать систему классных часов личностно-ориентированной
направленности (9 тематических классных часов)
Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации
Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов
Результаты деятельности классных руководителей по данному вопросу обсудить на заседании ШМО классных руководителей (разработать и утвердить критерии анализа личностно-ориентированного классного часа)
Разработать и утвердить Положение о классном часе на ШМО «Самый Классный классный».
Слайд 28В дневник классного руководителя
Возможно ли Другого изменить?
Открыть, сломать и вновь
свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право …
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлёт людской судьбы …
Слайд 30Литература:
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование / Под ред.
Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.
Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.
http://www.menobr.ru/materials/47/28751/