Слайд 1« Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику»
«Великая
поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий»
Э.Золя
Слайд 2Цель
Интеграция науки и искусства с целью формирования целостного восприятия мира.
Слайд 3Задачи:
Рассмотреть какие физические явления применяются в живописи.
Рассмотреть какие физические явления применяются
в скульптуре.
Рассмотреть какие физические явления применяются в ковке и литье.
Воспитать патриотизм и чувство прекрасного через искусство.
Слайд 4Физика и искусство
Кажется, они не совместимы. Однако это не так. Представители
искусства, порой и сами этого не зная, используют для своих творений физические закономерности. А физики… Они любят и ценят искусство, которое пробуждает их творческую мысль, вдохновляет и тем самым помогает постигать тайны природы.
Слайд 5Альберт Эйнштейн
Смысл его жизни составляла Наука. Ей он был предан, в
ней он находил убежище, она была причиной его обособленности. Вообще разница между жизнью и смертью для Эйнштейна заключалась в том, может ли он ещё или уже не в состоянии заниматься физикой. Но и музыка была его любовью. Как от образа Планка неотделим рояль, так от образа Эйнштейна неотделима скрипка...
в минуты отдыха играл на скрипке
Слайд 6Л. Д. Ландау
Из Лермонтова Ландау особенно часто цитировал стихотворение "Свидание".
К любимым поэтам Ландау относились также Николай Гумилев и Алексей Апухтин.
Лев Давидович Ландау, которого физики всего мира называли просто Дау, любил говорить: «Я родился 22 января, в один день с лордом Байроном, на сто двадцать лет позже великого английского поэта».
любил читать стихотворения Лермонтова и Байрона.
Слайд 7И.В. Курчатов
часто посещал симфонические концерты и за три дня до смерти
слушал "Реквием" Моцарта в консерватории
создатель первого в мире ядерного реактора
Слайд 8А. И. Герцен
окончил физико-математический факультет Московского университета и специализировался в
области астрономии.
Слайд 9Физика и живопись
Спор «физиков и лириков» волнует человечество давно.
Слайд 10В XV веке в Италии жил человек, имя которого почитают сейчас
во всем мире…
До сих пор идет спор, кто он:
ХУДОЖНИК или УЧЕНЫЙ?
Леонардо да Винчи
Слайд 12Леонардо - ученый
В механике Леонардо впервые поставил вопрос об ударе шаров
и пришел к почти верному решению: примерно за 200 лет до И. Ньютона.
Слайд 13 Он сформулировал вывод о равенстве действия и противодействия; почти до конца
разобрал условие равновесия тела на наклонной плоскости, теорию подвижных и неподвижных блоков, полиспаста.
Слайд 14«Свет в искусстве»
Свет… Удивительное и интереснейшее явление, которое изучает оптика.
Художник должен
уметь создать у зрителя путём искусного подбора красок на картине психологически верное понимание своего замысла. Для этого он должен хорошо знать законы восприятия света, образование тени и полутени, фотометрию (часть оптики, изучающую световые измерения), колориметрию (раздел оптики, где рассматриваются методы измерения и количественного выражения цвета)
Слайд 15Художник Архип Куинджи в картине «Ночь на Днепре» использует игру света
и интенсивные цвета сведенные к нескольким главным тонам.
Он добился полной иллюзии освещения, что передает поэтическое состоянии природы.
Слайд 16Если художник умело сочетает яркий свет и глубокие тени, а так
же полутона там, где свет постепенно переходит в тень, то он может передать объемность людей и предметов, создать впечатление их непосредственной близости к зрителю. В живописи это называется светотенью. Светотень усиливает наглядность и эмоциональное воздействие картины.
Например,картина Рембранда "Святое семейство" и Караваджо "Лютенист").
Слайд 17
В 60-х гг. 17 века И. Ньютон произвел ряд опытов и
доказал сложность белого цвета.
Установлено также, что к зеленым лучам глаз человека наиболее восприимчив. Световые потоки других цветов должны быть более интенсивными, чтобы глаз воспринимал одинаковые яркости.
Слайд 18 Чешский биолог Я. Пуркине открыл, что максимум спектральной чувствительности глаза смещается
в сторону коротких длин волн при переходе от дневного света к сумеречному; в этом случае понижается способность глаза воспринимать цвета.
Слайд 19Интересен факт: цвет предмета зависит от фона, на котором предмет находится.
Желтый
кружок на синем, красном и желтом фоне.
Наблюдаем закономерность контраста яркости: цвет светлеет на темном фоне, и темнеет на светлом.
Слайд 20
Прекрасными колористами были русские художники В.И. Суриков, К.А. Коровин.
Слайд 22«К Морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И
блещешь гордою красой.
Слайд 23Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой
гул в вечерние часы.
Стихи А.С.Пушкина и картины Айвазовского едины.
Слайд 24 Физические методы исследования картин
Метод научной фотографии в ультрафиолетовых лучах, который позволяет
"разглядеть", каких участков на полотне касалась чужая кисть, что пририсовано или написано заново.
Метод фотографирования в инфракрасных лучах, дающий возможность как бы снять с живописи лак и судить о состоянии верхних слоев краски, прояснить надписи, которые, казалось бы, невозможно прочесть.
Метод рентгенографии. Рентгеновские лучи, пронизывая картину, делают доступными для изучения глубокие и самые старые слои живописи, при этом на фотопленке фиксируются и трещены в красочном слое.
Слайд 25О загадке одной картины
В Эрмитаже был портрет написанный неизвестным французским художником
XVIII века.
Было установлено, что работа принадлежит кисти Жана Батиста Грёза.
Слайд 26Физика и скульптура
Каждый скульптор, создавая свои произведения из глины или камня,
мрамора или металла, должен знать законы физики, и прежде всего законы устойчивости и прочности.
Слайд 27Ансамбль Героям Сталинградской битвы
автор Е.В. Вучетич
Слайд 28Медный всадник
Скульптор Э.М. Фальконе.
Слайд 29Художественное литье и ковка
Сколько прекрасных произведений искусства отлито из чугуна! Особенно
поражает кружево чугунных оград и мостов Петербурга. Например необыкновенная решетка Летнего сада, совершенство пропорций, изысканность композиции сделали ее известной всему миру.
Слайд 30Заключение
Я попыталась доказать, что физика и искусство связаны между собой. Представители
искусства, его разных областей и направлений должны знать физические закономерности, которые успешно служат не только научно-техническому прогрессу, но и миру вдохновения, миру чувств.
Слайд 31
Проект подготовила ученица
11класса
Загривина Екатерина
МОУ Супоневская СОШ №1
им.Героя Советского Союза Н.И.Чувина
Учитель
физики: Качанова
Валентина Владимировна
Спасибо за внимание!
Слайд 32Список используемой литературы:
Дживелегов А. Леонардо да Винчи. — М.:Искусство,1974.
Андреева М., Антонова
А., Дмитриева Д. Рассказы о трех искусствах. — Л.: Детская литература ,1966.
Шаронов В. В. Свет и цвет. — М.: Физматгиз,1961.
Детякин В. Леонардо да Винчи.— М.: Детгиз,1959.
Каменева Е. Какого цвета радуга.— М.: Детская литература,1971.
Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. — М.: Физматгиз,1961.
Булат В. Л. Оптические явления в природе. — М.:Просвещение,1971.
Резников Л.И. Физическая оптика в средней школе.— М.: Просвещение, 1971.
Немилова И. С. Загадки старых картин. — М.: Изобразительное искусство,1974.
Васин М. Шедевры на операции. — Наука и жизнь, 1975, №6, с. 141.
Кудрявцев Е. В. Техника реставрации картин. — М.: изд. Гос. Третьяковской галереи, 1948.
Памятники славы и бессмертия. — М.: Планета, 1971.
Хабалев Н. Лаборатория под облаками. — Неделя, 1976, № 19, с. 17.
Пешкин И.С. История стального шарика. — М.: Детгиз, 1958, с. 10-13.
Колесов О.С. Твоих оград узор чугунный. — Л.: Аврора, 1970.