Межпредметные связи в обучении и воспитании презентация

Содержание

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой,

Слайд 1
Всё что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой

же связи.
Ян Амос Коменский.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ


Слайд 2Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации

- интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир.
Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся.

Значение и актуальность


Слайд 3 В педагогической литературе имеется более 30 определений МПС,

т.е. существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

1) « Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе» .
(В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин)

2) « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)



Слайд 4Технология межпредметного урока
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что

в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

.


Слайд 5Интегрированные уроки именуют межпредметными:

Конструирование и проведение урока двумя и более учителями

разных дисциплин.
Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, элективных курсов.

Классификация интегрированных уроков


Слайд 6Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующимся через межпредметные связи,

можно достичь следующих результатов:

1. Знания приобретают качества системности


Слайд 72. Умения становятся обобщенными
способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей

и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

Слайд 83. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

4. Более эффективно формируются их

убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Слайд 9А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На

интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.

Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей


Слайд 10создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную

модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Интегрированное обучение


Слайд 12Интеграция предметов возможна тогда, когда выполняется ряд условий:
объекты исследования должны совпадать

либо быть достаточно близкими;
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Слайд 13 География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с

любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

Слайд 14Цели и задачи географического и экологического образования
во многом совпадают и тесно

взаимосвязаны. Так, методологической
основой экологии является полинаучность, комплексный и системный подход. Комплексность, учение о геосистемах служат теоретической основой географии.

Слайд 15В этом случае близость географической науки к экологии очевидна, поскольку она

вытекает из содержания экологии как науки, «изучающей отношения организмов между собой и окружающей средой».

В одном из словарей отмечено, что география представляет собой «систему естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми ими объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в
установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой».



Слайд 16Многообразие экологических знаний, формируемых в курсе
физической географии, может быть объединено в

несколько разделов:

Слайд 17Указанные знания формируются преимущественно в курсе физической географии и расширяются в

курсе экономической географии при рассмотрении влияния человека на компоненты природного комплекса.

1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ (ОБЪЕДИНЯЕТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС», «ЦЕЛОСТНОСТЬ», «КРУГОВОРОТЫ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ», «ЗОНАЛЬНОСТЬ»).


Слайд 18Значение природы и оценка условий для жизни и деятельности человека, антропогенное

изменение природной среды, формы и способы охраны природы, глобальные геоэкологические проблемы и социально-политические аспекты геоэкологических проблем).

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА


Слайд 19Землепользование, водопользование, использование биоресурсов, меры по охране и принципы рационального природопользования).
3.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

Слайд 20Программа курса географии средней школы  предполагает последовательное ознакомление учащихся с природой Земли, её разнообразием, с единством процессов,

происходящих в компонентах природы. Страноведческая направленность программы отражает подход к процессу взаимодействия человека и природы, влияния хозяйственной деятельности человека на природный комплекс и возникающие при этом проблемы. Программами предусмотрен возрастной подход к ознакомлению с проблемами охраны окружающей среды.
Вместе  с тем, основная масса учащихся мало вовлечена в практическую работу по отработке природоохранных навыков. В результате проводимых мероприятий, учащимися усвоены правила поведения при контактах с природой (не рвать, не сорить, не жечь и т.д.), но этого не достаточно. Для того, чтобы эти правила стали нормой поведения, необходимо осознанное понимание процессов, происходящих во взаимодействии человека и природы. Здесь на помощь учителю географии приходит экология, которая своей концепцией является связующим звеном законов развития природы, человека и общества – провожу уроки географии, интегрированные с экологией.

Слайд 21ПРАКТИЧЕСКИ ЭТО ВЫГЛЯДИТ ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Начальный курс изучения географии дополняется сведениями

по темам природные комплексы моего города, наблюдаем за природой.

2. География материков и океанов (7 класс)
усиливается сведениями о стихийных  природных явлениях и
техногенных катастрофах (загрязнение моря, лесные пожары, наводнения и др.)

3. Сведения  о природе России (8 класс)
дополняются  краеведческим материалом, рассказывающим  о памятниках природы города  и края, компонентах природы.

4. Переход  к изучению экономики нашей страны (9 класс)
предполагает сбор сведений о результатах хозяйственной деятельности предприятий, где трудятся родители учащихся, знакомство с требованиями к профессиям, от которых зависит природное благополучие нашего города.

5. Экологические проблемы мирового масштаба, рассматриваемые в курсе экономической и социальной географии мира (10–11 класс),
изучаются учащимися с использованием сведений о научных учреждениях города, анализом документов по международному сотрудничеству в области природопользования.

Слайд 22 География: 8 класс
При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека. География: 10 класс «Земельные ресурсы, проблемы

использования» Показать, что подлинное богатство человечества — это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты — одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

ГЕОГРАФИЯ

ЭКОЛОГИЯ

ИНТРЕГРАЦИЯ


Слайд 23В КУРСЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ НА ПЛАНЕТАРНОМ УРОВНЕ ПРОБЛЕМЫ

АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕГО МИРА.
Как средства экологического образования важны различные изображения и отображения. Они, прежде всего, способствуют наглядности изложения экологического материала. Также благодаря ним во многом создаётся графический образ мира. Необходимость высокого качества и четкости таких представлений продиктована, прежде всего, огромной неоднородностью природных условий. Исходя из этого, представления о природе и проблемах её сохранения – важное условие сохранения культурной и территориальной целостности мира .

Слайд 24В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии. Это могут быть

фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярной литературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственных коллекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природных зон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов, необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставления фотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природе деятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основу данного приёма положен метод экологической лабилизации

Слайд 25Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядность изложения. Кроме

того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передавать динамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемам конкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кроме этого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов: невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухих степей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данного средства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование не должно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не только проблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность.

Слайд 26Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображения объектов и явлений.

Специфика экологического образования в курсе географии заключается в возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализировать географические закономерности распространения экологических проблем.

Слайд 27Важно отметить, что школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме

интеграции учебных дисциплин среднего образования, затрагивающих сферу регулирования окружающей человека среды. Для более эффективной реализации экологических задач обучения и воспитания в учебном процессе важно привлечь к школьной географии содержание других дисциплин.

Например,
при рассмотрении влияния ряда отраслей промышленности на загрязнение воздуха и вод целесообразно опираться на данные химии (образование кислотных дождей), биологии (воздействие кислотных дождей на живую природу).


Слайд 28Целесообразность интеграции географии и экологии сомнений не вызывает. Полученные на интегрированных

уроках знания
необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни, определить активную жизненную позицию. Интегрированные уроки можно проводить в различных формах:
– традиционные уроки с включением экологических вопросов;
– межпредметные уроки;
– уроки внутрипредметного обобщения;
– ролевая игра.




Слайд 291. Традиционные уроки по предмету с фрагментарным включением экологического содержания. Это

сравнительно небольшой по объему материал, ненарушающий основную тему и структуру программных разделов, дополнение темы урока фактическим учебным материалом, достаточно ярко иллюстрирующим изучаемые программные темы по физической и экономической географии.
2. Уроки, посвященные программной экологической проблеме. На них обобщается фактический материал по конкретной эколого-географической проблеме, знания по которой накапливались и формировались на протяжении изучения отдельных уроков и целых тем.
3. Творческие уроки по решению злободневных экологических проблем, связанных с географией: это заседания «круглого стола», «мозговые штурмы», дискуссии. Результаты таких уроков оформляются в виде предложений, статей или передач в школьных СМИ, а также в других средствах гласности.


Слайд 30Уроки межпредметного обобщения могут быть разнообразными по целям и учебным задачам,

по содержанию и структуре. Среди них можно выделить следующие типы:

1.Уроки свободных мыслей по обсуждению интересующих школьников экологических проблем, возникающих на грани с другими областями знаний, например, разнообразие ландшафтов и биоразнообразие (география – биология); шумовое (или радиоактивное) загрязнение окружающей среды (география – физика); загрязнение окружающего воздуха (география – химия) и др.
2. Аукцион проектов решения локальных экологических проблем. Каждая группа предлагает свои проекты решения учебных проблем, которые могут быть сформулированы по-разному. Реальные предложения: «Как превратить отходы в доходы?»; «Как благоустроить территорию школьного двора?» и др. Далее жюри, состоящее из кружковцев, учителей и представителей администрации, оценивает проекты и принимает их полностью или частично к реализации.
3. Пути решения экологических проблем в разных странах мира, на разных континентах. Урок проводится в виде обзора по публикациям, радио- и телепередачам, по сайтам Internet.



Слайд 31который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов,

усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ - ЭТО СОВРЕМЕННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ,


Слайд 32В.А.Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно

сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Слайд 33На таких уроках дети учатся понимать прекрасное,  ценить красоту жизни, беречь

добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков  с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
   Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.

Слайд 34  «Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие

юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!»
 Н.В.Гоголь. 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика