Методы изучения семьи презентация

Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой. А.С.Макаренко

Слайд 1Методы изучения семьи


Слайд 2Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной

семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой. А.С.Макаренко


Слайд 3
Семья представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта,

взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.


Слайд 4Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы:
Анкетирование
Наблюдение
Беседа
Сочинение
Метод

анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих учителя. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования:
контактное (сам учитель организует анкетирование и собирает опросные листы);
заочное (в основе - корреспондентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются родителям, а потом возвращаются к учителю).


Слайд 5Анкета для родителей
1. Ф.И.О. учащегося______________________________________________________________
Дата рождения_________________________домашний адрес ___________________________
2. Сведения о родителях:
Ф.И.О.

мамы____________________________________________________________________
Дата рождения________________Место работы (без аббревиатуры, полностью)___________
________________________________________________________________________________
Должность_______________________________________________________________________
Рабочий № телефона____________________Сотовый № телефона________________________
Образование (незаконченное среднее, среднее, средне-специальное, средне – техническое, высшее) ________________________________________________________________________
3. Сведения о родителях:
Ф.И.О. папы____________________________________________________________________
Дата рождения________________Место работы (без аббревиатуры, полностью)___________
________________________________________________________________________________
Должность_______________________________________________________________________
Рабочий № телефона_____________________Сотовый № телефона_______________________
Образование (незаконченное среднее, среднее, средне-специальное, средне – техническое, высшее) ________________________________________________________________________
4. Сведения о других членах семьи (братья, сёстры учащегося):
1. Ф.И.О.________________________________________________________________________
Дата рождения________________Место учёбы / работы________________________________
2. Ф.И.О.________________________________________________________________________
Дата рождения________________Место учёбы / работы________________________________
3. Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения________________Место учёбы / работы________________________________
5. Социальный статус семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная, опекунская, работающие родители, родители – пенсионеры) – нужное подчеркнуть
6. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое) – нужное подчеркнуть
7. Какие кружки посещает ребёнок?_________________________________________
8. Какие кружки планирует посещать ребёнок в 1 классе?______________________


Слайд 6Анкета –опросник для родителей
1. Какими словами вы обычно встречаете ребёнка, вернувшегося

из школы:
А) "Что было сегодня на завтрак?"
Б) "Что ты сегодня получил, какую отметку?"
В) "Что нового сегодня узнал? Чему научился?"
 2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?
А) Не более 1 часа.
Б) Не более 2 часов.
В) Может просидеть за уроками до позднего вечера.
 3. В какой мере самостоятельно ребёнок выполняет домашние задания?
А) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу.
Б) Задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим — нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны.
В) Вы делаете уроки вместе с ребёнком от начала до конца.
 4. Насколько хорошо ребёнок понимает ваши объяснения?
А) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал.
Б) Понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного.
В) Практически никогда вас не понимает.
Г) Лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.
 5. Как вы думаете, почему ваш ребёнок ходит в школу?
А) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи.
Б) Ему интересно узнавать в школе новое.
В) Любит получать хорошие отметки.
Г) Все ходят в школу, и он ходит.
Д) Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу.
Е) Другой ответ.


Слайд 7Анкета –опросник для родителей (продолжение)
5. Как вы думаете, почему ваш ребёнок

ходит в школу?
А) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи.
Б) Ему интересно узнавать в школе новое.
В) Любит получать хорошие отметки.
Г) Все ходят в школу, и он ходит.
Д) Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу.
Е) Другой ответ.
6. Как ваш ребёнок сообщает дома о полученной "двойке"?
А) Говорит сам, по-деловому и откровенно.
Б) Рассказывает о "двойке", только если специально об этом спросить.
В) Не говорит, прячет дневник, может стереть отметку.
Г) Рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам.
Д) Он никогда "двоек" не получал.
7. Есть ли у вашего ребёнка любимый школьный предмет?
А) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум.
Б) Есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык).
В) Любимые предметы: музыка и ИЗО (или физкультура).
Г) Другой ответ.


Слайд 8Анкета - опросник для родителей
«Стили воспитания»
1. Когда ребенок вас не слушается,

вы обычно:
а) кричите на него;
б) разговариваете, уговариваете;
в) не реагируете на его оправдания, молчите;
г) можете избить;
д) даете подзатыльник;
е) пытаетесь объяснить, что он не прав;
ж) другое (что именно) ____________________________________________________
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое (что именно)_____________________________________________________
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:
а) стремление воспитать;
б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;
в) ссора с супругой (супругом);
г) когда он чего-то требует, просит;
д) когда огорчает;
е) избиение ради избиения;
ж) желание убедить его в своей точке зрения;
з) не могу объяснить;
и) другое (что именно)_______________________________________________________


Слайд 9Анкета - опросник для родителей
«Стили воспитания» (продолжение)
4. Появлялось ли иногда у

вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) трудно сказать;
д) другое (что именно)_______________________________________________________
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?___________________________________________________________________
6. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:
а) кричали;
б) пытались убелить, уговорить;
в) молчали;
г) били;
д) пугали избиением:
е) другое__________________________________________________________________
7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме________________________________
______________________________________________________________________________


Слайд 10Метод наблюдения
Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном

собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать учителю дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится детских коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей.


Слайд 11Метод беседа
Этот метод помогает учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие

или обосновывающие поведение или поступок ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.
Коллективная беседа на классном собрании при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.
Темы для проведения бесед:
Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.
Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию)
Младший школьный возраст и его особенности.
Хочу и должен (по профилактике правонарушений).
Как выявлять и развивать способности детей.
Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.
Воспитание характера ребенка в семье.
Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.
Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).
Новое в системе национального воспитания.
Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.
Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.
Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.



Слайд 12
Метод сочинение 
Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда

желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это...?», «Как мы отдыхаем в выходные дни?», «Как провели лето?», «Наша любимая книга в семье?», «Как мы провели свободное время с детьми?» и др.


Слайд 13В современной науке используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена

и воспитательного института. К ним относят: социологические методы (беседы, тестирование, анкетирование, опросы). В процессе их проведения учителя встречаются со многими трудностями в изучении семьи, которые ограничивают получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.
Учитель, изучая семью, опыт семейного воспитания, должен преследовать, прежде всего, интересы ребенка.  


Слайд 14Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика