Слайд 1Методы диагностики детей с нарушениями интеллекта
Выполнил: Сулейманов Александр.
г. Ставрополь,2018 г.
Слайд 2Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования
Метод
наблюдения
Метод беседы
Метод опроса педагогов (родителей)
Метод экспериментального изучения ребенка
Метод эксперимента
Опрос
Интервью
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
Тесты
Опросники
Слайд 3Метод наблюдения за деятельностью ребенка
Включает в себя:
наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка
(начиная обследование
ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам)
Слайд 4Основные принципы данного метода:
максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений.
наблюдение непрерывного процесса,
а не отдельных его моментов.
избирательность записи.
По результатам наблюдения психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.
Недостатками метода наблюдения:
длительность и субъективность;
классификация наблюдений проводится по разным основаниям.
Слайд 5Метод беседы
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в
результате обсуждения их с родителями (педагогами)
Целью беседы является обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Слайд 6При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:
- беседа должна побуждать
и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;
- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
- эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;
- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);
- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;
- желательно участие в беседе обоих родителей;
- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;
- во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.
Слайд 7Метод опроса
педагогов (родителей)
осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы,
на которые родители и педагоги должны ответить:
в свободной форме (открытый тип опросника) ;
или выбрать один из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).
Слайд 8Метод экспериментального изучения ребенка
Предполагает:
сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное
проявление изучаемых явлений.
Может быть применен:
для изучения различных видов деятельности детей;
выявления особенностей развития их личности;
и возможностей обучения.
При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.
Слайд 9Психологический эксперимент
это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных
условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений.
Осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.
Разнообразные экспериментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном образовании, описаны в работах С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др.
Слайд 10При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:
эксперимент должен моделировать психическую деятельность,
осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении (определение резервов развития ребенка).
Особое значение имеет обучающий эксперимент. При проведении эксперимента избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков».
Слайд 11В качестве показателя обучаемости учитывается:
– количество и качество помощи, необходимой для
правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;
– возможность переноса полученного навыка на новые условия.
Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Учитывая это, каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности:
– характеристика объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;
– степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;
– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).
Слайд 12В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:
Введение ребенка в ситуацию эксперимента.
Сообщение содержания задания (инструкция).
Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания
(решение задания) и оказание дозированной помощи.
Оценка результатов деятельности ребенка (фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы).
Слайд 13Опрос
Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Методы опроса имеют
некоторые различия по форме и характеру их организации.
Могут проводиться:
устно или письменно,
индивидуально или в группе,
один раз или многократно.
Вопросы могут формулироваться:
в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый);
косвенной форме (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле, имеют открытый или закрытый характер)
Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью
Слайд 14Интервью
Проводится по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом
(отвечающим).
Чаще всего интервью имеет следующую структуру:
введение - настройка на беседу, на сотрудничество;
свободные высказывания испытуемого;
общие вопросы (например - "Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?");
подробное исследование;
снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Слайд 15Интервью разделяют на:
Диагностическое интервью - это метод получения информации о свойствах личности,
используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым ("исповедальным").
Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Слайд 16Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
Еще один способ получения информации - это количественно-качественный
анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.)
Слайд 17Тесты
стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для
установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Слайд 18
Наибольший интерес представляют следующие показатели:
- Особенности общения ребенка с экспериментатором:
легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе.
- Особенности мотивации: вызывают ли задания интерес, какова реакция на неуспех, как ребенок оценивает свои возможности и достижения.
- Динамические характеристики деятельности: импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость.
- Особенности внимания: отвлекаемость, переключаемость, колебания, показатели самоконтроля.
- Характеристики моторики: быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений.
- Речевые особенности: несформированность фразовой речи, трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, речевая инертность, нарушение регулирующей функции речи.
- Способы выполнения заданий: решение методом проб и ошибок или с применением логических приемов, происходит ли перенос найденного способа на аналогичные задания.
Слайд 19По форме тесты могут быть:
- индивидуальные;
- групповые;
- устные;
- письменные;
- бланковые;
- предметные;
- аппаратурные;
- компьютерные;
- вербальные;
- невербальные (практические).
Слайд 20Опросники
Личностные опросники -можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают:
групповыми
индивидуальными
чаще всего
письменными
бланковыми или компьютерными
По характеру ответов на вопросы они делятся:
на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники)
со свободными ответами (открытые опросники)
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на:
опросники черт личности
опросники типологические
опросники мотивов
опросники интересов
опросники ценностей
опросники установок
Слайд 21Заключение
Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности
его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.