Методология диссертационного исследованияЛекция № 7 презентация

Содержание

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования Формы и структуры диссертации. О методах диссертационного исследования. На предыдущей лекции №6 рассмотрели темы:

Слайд 1Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
«Методология диссертационного исследования» Лекция № 7
Профессор, д.т.н.
Селетков Сергей

Григорьевич

Ижевский государственный технический университет
имени М.Т. Калашникова


Слайд 2Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования

Формы и структуры диссертации.

О методах диссертационного исследования.


На

предыдущей лекции №6 рассмотрели темы:

Слайд 3Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Темы лекции № 7


Тема 1. Информационный поиск.



Тема 2. Эвристический поиск.



Слайд 4Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Информационный поиск. Что мы ищем?

ПОИСК
Темы (объект, предмет)

Гипотезы

(новизны диссертации)


Теории (модель, расчет)

Данных
( наблюдения, эксперимента, статистики)




Слайд 5Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Структура поиска. Как мы ищем?

ПОИСК
Информационный

Творческий (эвристический)

(Интернет, библиотека,

коллеги НШ, образцы-шаблоны,
аналоги, патенты, авторов, ПРОТИВОРЕЧИЯ, известные
методы)

(поиск нового научного знания, новой разработки)


Слайд 6Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования


Тема 1. Информационный поиск.





Слайд 7Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Итерационный цикл информационного поиска (исследовательская программа)

Информационный
поиск

(сравнение)

Противоречия и
несоответствия

Проблемная ситуация, критика,
поиск позиции

Цель, задачи, актуализация.
Признаки нового результата

Творческий поиск
решения

Новый научный
результат ???

Обоснование новизны
и достоверности результатов

Новый научно обоснованный результат

Решение задачи

Инновационная разработка






Слайд 8Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Информационный поиск в ДИ
Функции информационного поиска в

ДИ:
Поиск прототипов результатов диссертации.
Формирование коллекторской и исследовательской программ ДИ.
Систематизация и сравнительный анализ точек зрения по предмету исследования.
Определение возможных новых признаков научных положений диссертации.
Обращение к известным трудам как к средству аргументации и сокращения (!) (не увеличения ?) объема текста диссертации.

Слайд 9Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Факторы успешного ИП

Подготовленность соискателя к ИП (знает,

что ищет).
Соответствие ИП классу отраслей науки.
Наличие ИДЕИ (концепций диссертации).
Достоверность информационных источников.
Творческое отношение к информации: аналоги и прототипы:

естественнонаучное знание (открытие или переоткрытие существующего?), или технологическое знание (создание и модернизация артефактов ), или социальное знание (новая интерпретация социального решения).

Слайд 10Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Основные источники информации (в порядке снижения достоверности информации!)
Интернет

– средство поиска информации.
учебники и учебные пособия, желательно имеющие рецензию или гриф МОиН РФ, переиздаваемые учебные пособия и монографии;
патенты и авторские свидетельства;
периодические издания из перечня журналов ВАК;
нормативные документы (стандарты, нормативные условия);

Слайд 11Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Основные источники информации (в порядке снижения достоверности информации!)
информационные

издания (аналитические обзоры, выставочные проспекты);
словари и справочники;
оригиналы иностранной научной литературы;
переводы научной литературы;
диссертации и авторефераты;
отчеты о научно-исследовательской работе.

Слайд 12Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования


Тема 2. Эвристический поиск.




Слайд 13Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Матрица новых результатов по классам отраслей


Слайд 14Как возникает новое научное знание?
Т. Кун – новый этап «нормальной науки»

– накопление необъясняемых фактов – смена парадигмы.
В.С. Степин, М.А. Розов – в результате взаимодействие традиций.

Виды нового: незнание и неведение.
Незнание – «Я не знаю об этом объекте вот это!»
Объект известен, но что-то о нем неизвестно.
Неведение – «Я не ведаю, что я еще могу узнать».
Объект неизвестен в объектно-предметной области (слабый контур).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования


Слайд 15Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Акты появления новаций (открытий)
Преднамеренные (целевые).
и
Непреднамеренные (нецелевые).

Какие типы

актов появления возможны при выполнении ДИ?

Преобладают преднамеренные, то есть из области целеполагания, т.е. когда мы знаем о существовании неизвестного знания об объекте или возможной технологии.
«Требуется сделать неизвестное известным в известной объектной области».

Слайд 16Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Как можно найти что-то новое!?
Методы поиска
нового знания
Прогнозируемое
(целевое)
Непрогнозируемое
(неведомое,
нецелевое)
Комбинирование

и сравнение.
«Все познается
в сравнении»

Выполнение
поисковой
процедуры

Классифицирование

Побочный
результат




Слайд 17Получение нового прогнозируемого знания
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Прямое
сравнение
(методы)
Аналогия:
сравнение с

аналогом:
природа, продвинутые технологии

Идеализация
(сравнение с идеалом):
признаки, свойства, состояние,
потребности.

Случайных объектов
(сравнение объекта со случайным
объектом и их признаков)

Инверсия
(сделать наоборот):
сравнение с «противоположным»






Слайд 18Получение нового прогнозируемого знания
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Сравнение
образов по
матрицам

категорий

морфологический анализ (Ф.Цвикки, 1942 ).

синектика (Дж. Гордон, 1944),

мозговой штурм
(категории участников, А. Осборн 1957)

эвристические приемы
(перечень действий, типа:
«вред в пользу»),

метод контрольных вопросов
(Д. Пойт, 1945; Т. Эйлоарт, 1972; Г. Буш, 1972),

теория конструирования Коллера
(перечень действий),

вепольный анализ
(комбинации структур вещество-поле,
Г. Альтшуллер, 1978),









Слайд 19Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Выполнение последовательности операций
Методы поисковых процедур:
Алгоритм решения изобретательских

задач (АРИЗ, Г. Альшуллер, 1956).

Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Ю. Франк, 1959; Л. Майлз, 1967).

Обобщенный эвристический алгоритм (ОЭА, (Е1,…,Е17; М1,…,М8) А.И. Половинкин, 1976).


Слайд 20А.И. Половинкин Обобщенный эвристический алгоритм
Е1, …, Е17 – этапы проектирования:
Е1 – определение

потребности;
Е2 – определение цели

Е11 – поиск идей решения

Е17 – обобщение результатов решения.
М1, …, М8 – массивы информации:
М1 – список требований;
М2 – методы выявления недостатков;

М8 – список методов оценки и выбора вариантов решения.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования


Слайд 21Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Законы развития технических систем
Тренды (закономерности) развития систем

отраслей науки – эффективные средства поиска новаций (природа, техника, общество и человек).
Технологические отрасли науки породили около двух десятков законов развития технических систем:
Прогрессивной эволюции.
Стадийного развития.
Повышения динамичности.
Стремление к идеальному решению.
Увеличения вепольности системы.
Перехода с макро- на микроуровень (наноуровень).
Перехода в надсистему.
Гомологических рядов (Техсистемы с близкими функциями и действующими факторами имеют совпадающие конструктивные признаками).
Корреляции параметров.
Развитие по S-образной кривой.
Расширения потребительских функций.

Слайд 22Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Как можно извлечь новое знание из области

неведомого?


Гипотеза:
Один из путей от «неведомого» к «незнанию», а затем к новому научному знанию лежит через систематизацию объектно-предметной области исследования.



Слайд 23Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Иерархическая классификация – образование новой клетки как

компонента заполнения всего объема понятия.

Морфологическая классификация – автоматическое появление новых клеток.

Новообразование нового знания
через его формообразование

Не-
Ве-
До-
Мое




Признак 1

Признак 2

Признак 3


Единица незнания

Единица знания

Понятие


Контур и фон
(психология восприятия)






Слайд 24Иерархическая классификация (принцип деления, например – дихотомия и симметрия)
Селетков С.Г. Методология диссертационного

исследования

ОБЪЕКТЫ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ

УПРАВЛЯЕМЫЕ

УПРАВЛЯЕМЫЕ

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ


Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ научных знаний по Андре Амперу
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
(1775 –

1836)

Андре Мари Ампер – «Ньютон электричества»
(Джеймс Максвелл)

Принципы составления классификации:
«дихотомия» и «симметрия»

Научные знания (всего 128 наук (6-кратное деление))

Науки о мире –
космология

Науки о мышлении –
ноологии

Ввел в оборот слова: кинематика, кибернетика (1834 г., после древн. Греции)

одушевленные

неодушевленные


Слайд 26Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Морфологическая классификация как поиск нового непреднамеренного научного

знания

Создание классификации – это систематизация нового мира или систематизация нового видения старого мира.


Слайд 27Таблица химических элементов Д.И. Менделеева
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Пример (факт, обоснование)

– таблица химических элементов Д.И. Менделеева
(координаты: атомный вес элемента (периоды) и химическое сходство (группы)).
Было известно (середина XIX в. – 63 элемента).

Слайд 28Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Новое в различных классах отраслей науки
Различают объекты,

которые мы «открываем»:
не изменяющие свою сущность (элементарные частицы),
объекты эволюционирующие (объекты живой природы),
или «изобретаем»:
объекты модернизируемые (технологии человека),
или «пишем сценарии» (история, педагогика, социология)

Слайд 29Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Техническое производство и наука

Почему техника способна развиваться

независимо от науки?
Она развивается в результате модернизации на примерах известных образцов.

Когда технологи обращаются к ученым и науке?
Наукоемкие, передовые технологии связаны с появлением:
Новых принципов действия (конкуренция).
Неочевидных аварий (требуется анализ и расчет) .
Непонятных техногенных эффектов (загрязнение, потепление…).

Слайд 30Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Когда появляется новое в технологиях?
Большинство систем развивается

при ограниченных ресурсах.




РЕСУРС

КРИТЕРИЙ эффективности


Слайд 31Выводы:
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
1. Информационный поиск – ответственный, важный и


творческий этап работы. Он определяет научный уровень
диссертации. Научиться делать ссылки.

2. Эвристический поиск – метод создавать новое.
Личностное знание, комбинаторика, сравнение, поисковые
процедуры, приемы – современный ученый должен ими владеть.


Слайд 32Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования


Спасибо!
До встречи на следующей лекции!



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика