Методологические основания науки презентация

Содержание

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых позволяет отличить ложное от истинного.

Слайд 1Методологические основания науки


Слайд 2Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Р.

Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых позволяет отличить ложное от истинного.


Слайд 3Методологические основания науки
Становление научного метода: субъект познания выбирает и использует тот

или иной инструмент познания, устанавливая и фиксируя взаимосвязь познавательной цели и средств ее достижения.

Методологическое знание - это знание о способах постижения объекта.

«Субъект не просто знает нечто, он также знает способ, в силу которого он знает это нечто» (Крымский С.Б.)


Слайд 4Методология науки
учение о способах, формах, процедурах, операциях, правилах познавательной деятельности, которое

организует и направляет процесс познания на получение нового знания;

2) учение о закономерных, оптимальных связях между средствами научного познания и его результатами.

Слайд 5Классификация методов
Метод - (от греч. мethodos – путь к чему-либо,

прослеживание, исследование) способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.
Методы различаются в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить

Слайд 6Два взаимосвязанных уровня научного познания
Эмпирический уровень включает: наблюдение, эксперимент,

измерение;
Теоретический уровень, базируясь на эмпирическом методе (уровне) имеет своим результатом гипотезы, теории, законы.



Слайд 7МНОГОУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

1. Всеобщие (философские) методы
2. Общенаучные подходы и

методы исследования:
эмпирические методы исследования;
теоретические методы познания;
общелогические методы и приемы исследования
3. Частнонаучные методы
4. Дисциплинарные методы
5. Методы междисциплинарного исследования

Слайд 8 Философские (всеобщие) методы познания
Метафизический подход: объекты и явления окружающего мира рассматриваются

изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем фиксированном, неизменном состоянии.
Диалектический подход: изучает объекты и явления со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.
Синергетический подход
Например, в естествознании общее для всех эволюциониру-ющих систем:
неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований,
изменения на макроскопическом (системном) уровне,
возникновение новых свойств системы,
этапы самоорганизации
фиксации новых качеств системы



Слайд 9Диалектический метод
1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:
а) единства и борьбы

противоположностей;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) отрицания отрицания.
2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые яв­ления и процессы, опираясь на философские категории: обще­го, особенного и единичного; содержания и формы; сущности явления; возможности и действительности; необходимого и слу­чайного; причины и следствия.
3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.
4. Рассматривать исследуемые предметы и явления:
а) всесторонне;
б) во всеобщей связи и взаимозависимости;
в) в непрерывном изменении, развитии;
г) конкретно-исторически.
5. Проверять полученные знания на практике.


Слайд 10Философские (всеобщие методы)
Герменевтический метод
…целое понимается из отдельного, но и отдельное может

быть понято только из целого…(Ф.Шлейермахер)
Метод постмодернизма:
маргинальность
деконструкция
Эклектичность и т.д.



Слайд 11Методы исследования, применяемые в общенаучных и частнонаучных методах познания
На эмпирическом уровне

применяются:
наблюдение,
эксперимент,
измерение
На теоретическом уровне применяются:
абстрагирование и идеализация (далеко зашедшее абстрагирование),
формализация,
индукция,
Дедукция
На эмпирическом и теоретическом уровнях всех методов познания применяются:
анализ,
синтез,
аналогия,
моделирование


Слайд 12Эмпирические методы исследования. Наблюдение
Df: целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в

основном на данные органов чувств; систематическое и целенаправленное накопление фактических данных
Выделяются:
1) объект и субъект наблюдения;
2) средства;
3) условия наблюдения;
4) систему знания;
5)требование интерсубъективности: наблюдение должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель с одинаковым результатом.
6)наблюдения разделяются на непосредственные и косвенные.



Слайд 13Эмпирические методы исследования: Измерение
Df:
процесс представления свойств реальных объектов в

виде числовой величины.
определение численного значения неко­торой величины путем сравнения ее с эталоном
Дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность

Слайд 14Эмпирические методы исследования. Эксперимент
Df: искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданных условиях,

в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности.

Слайд 15Эмпирические методы исследования. Эксперимент.
В эксперименте выделяются:
1) цель эксперимента;
2) объект

экспериментирования;
3) условия, в которых находится или помещается объект;
4) средства эксперимента;
5) материальное воздействие на объект
Виды эксперимента
Поисковый
Проверочный
Мысленный и др.


Слайд 16Эмпирические методы исследования. Описание.
Описание – это фиксация признаков исследуемого объек­та, которые

устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:
1) непосредственным, когда исследователь непосредствен­но воспринимает и указывает признаки объекта;
2) опосредованным, когда исследователь отмечает призна­ки объекта, которые воспринимались другими лицами
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.


Слайд 17Теоретические методы
а) Формализация
б) Аксиоматический метод
в) Гипотетико-дедуктивный метод
г)

Восхождение от абстрактного к конкретному.

Слайд 18Теоретические методы Формализация
 Df:отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного

языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.
Использование формализации позволяет устранить недостатки естественного языка: многозначность, неточность, неопределенность.
Формализация позволяет получать новое знание без эмпирики (новые фомулы).
Формализация является основой для алгоритмизации.


Слайд 19Теоретические методы. Гипотетико-дедуктивный метод
Df: заключается в создании системы дедуктивно связанных

между собой гипотез, из которых выводятся утвержения об эмпирических фактах.
Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов.
Истинная гипотеза может не только давать объяснение известным данным, но и направлять исследование открытие новых явлений.


Слайд 20Теоретические методы. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Метод построения теорий, в соответствии с которым

разрешается пользоваться в доказательствах лишь аксиомами и ранее выведенными из них утверждениями.
Аксиома может иметь статус утверждения, предположения
Аксиома –утверждение очевидного , не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.
Создание неевклидовой геометрии, обсуждение вопросов типа «какая геометрия истинна?» Способствовало осознанию двух новых статусов аксиом:
Аксиом как описаний (классов возможных универсумов рассуждений) и аксиом как предположений, а не самоочевидных утверждений.

Слайд 21Теоретические методы: Метод «восхождение от абстрактного к конкретному»
исследователь вначале находит главную

связь изучаемого предмета (явления),
затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях,
открывает новые связи
Сущность отображается наиболее полно,
Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.

Слайд 22Общелогические методы
а) Анализ и синтез
б) Индукция и дедукция
в) Абстрагирование

- процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением свойств, интересующих исследователя.


Слайд 23 МЕТОД АНАЛИЗА
1. АНАЛИЗ (др.-греч.— разложение, расчленение) — операция идеального или материального

расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Аналитические методы в математике: разложение функции в ряды, дифференциальное и интегральной исчисление;
Аналитические методы в физике: спектральный анализ
На производстве – конвейерная технология изготовления.
2. Декомпозиция – операция разложение системы на отдельные элементы, который может последовательно выполняться несколько раз.

Слайд 24 МЕТОД СИНТЕЗА
1. Синтез (от греч. - соединение, сочетание, составление) — операция

идеального или материального соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.
2. Операция агрегирования — установление отношений между элементами, объединение нескольких элементов в единое целое
Результатом агрегирования (синтеза) является система, называемая агрегатом.
Эмерджентность (от англ. emergent – внезапно возникающий): система обладает свойством или свойствами, отсутствующими у ее компонентов.
Например:
в биологии: свойства биологического вида или биологической популяции не представляют собой свойства отдельных особей;
в антропологии: понятия рождаемость, смертность, неприменимы к отдельной особи, но применимы к народу в целом;
в почвоведении: эмерджентным свойством почвы является плодородие


Слайд 25Общелогические методы Идеализация
Df: мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных ,

т.е. идеализированных объектов, условий, ситуаций принципиально не осуществимых в действительности.
Идеализация включает абстракцию, но не ограничивается ею.

Слайд 26Общелогические методы
д) Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых

сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
е) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.

Слайд 27Частнонаучные методы познания
Каждая частная наука ( биология, химия,

геология и т. д. ) имеют свои специфические методы исследования.
Частнонаучные методы содержат в различных сочетаниях те или иные методы познания, базируются на них и могут включать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д.
Характер сочетания различных методов и его использования зависит от условий исследования, природы изучаемых объектов


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика