Слайд 1МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ
Практикум
Слайд 2МЕТОДИКА ХОЛЛАНДА
Цель: соотнесение предпочтений учащегося с тем или иным видом профессиональной
среды.
Инструкция: в каждой из предложенных ниже пар профессий (42 пары) надо выбрать одну профессию, которая Вам больше подходит (исходя из Ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, в графе «Выбор» в соответствии с кодом профессии поставьте знак «+» (в одной графе может быть несколько «плюсов»).
Слайд 3ОСУЩЕСТВИТЕ ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ЖЕЛАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
Слайд 4ОСУЩЕСТВИТЕ ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ЖЕЛАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
Слайд 5ОСУЩЕСТВИТЕ ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ЖЕЛАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
Слайд 7ТИПЫ ПРОФЕССИЙ:
Реалистический (практический) тип.
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными объектами (вещами,
животными, машинами, станками, инструментами) и их практическим использованием. Отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости, точности. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности.
Они терпимо относятся к требованиям, которые предъявляет служба в организациях, предполагающих строгую иерархическую подчиненность и авторитарность (милиция, вооруженные силы, службы охраны и безопасности).
В интеллектуальной сфере в большей степени преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулированию и изложению мыслей развиты слабее. Обладают упорством, уверенностью в себе, не любят длинных разговоров и обсуждений, предпочитают четкую регламентацию работы. Консервативны, поддерживают традиционные ценности, неохотно принимают новые, необычные идеи.
Люди этого типа выбирают соответствующие их потребностям виды профессии (строитель, отделочник, механик, электрик, инженер, агроном, садовод, ветеринар, водитель, кондитер, повар и др.), которые предполагают решение конкретных задач, связь с техникой, подвижность, настойчивость. Общение для них не является особо значимым, оно связано с необходимостью приема и передачи информации.
Более всего они несхожи с людьми социального типа, взаимодействие с которыми может вызвать недружелюбную реакцию. Наиболее близки к представителям интеллектуального и конвенционального типов и предпочитают совместную работу именно с ними.
Слайд 8ТИПЫ ПРОФЕССИЙ:
Интеллектуальный (исследовательский) тип.
Профессионалы данного типа отличаются эрудированностью, любознательностью, независимостью, оригинальностью
суждений, склонностью к анализу и размышлениям, рационализмом, критически подходят к нормам и правилам, принятым в обществе, предпочитают длительные размышления необдуманным действиям.
Представители этого типа обладают способностью собирать и анализировать информацию, удачно формулировать и излагать мысли, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Такие люди предпочитают профессии исследовательского направления: физик, философ, программист и др., в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Для них характерен поиск таких мест работы, которые предполагают определенную свободу действий. Однако представители подобного типа часто настолько поглощены работой, что понятия хобби и работы для них могут сливаться воедино, а разница между рабочим временем и свободным стирается. Межличностные отношения в профессиональной деятельности для них также часто играют незначительную роль.
Более всего они несхожи с представителями предприимчивого типа.
Слайд 9ТИПЫ ПРОФЕССИЙ:
Социальный тип.
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные
нормы. Способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими способностями к устному выражению своих мыслей, готовы входить в контакт с людьми (и нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей.
Их в наибольшей степени интересуют сферы профессиональной деятельности, связанные с образованием, лечением, психологической поддержкой, обслуживанием людей, а также другие виды профессиональной деятельности, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению. Могут принимать участие в бескорыстной работе, благотворительной деятельности.
Более всего несхожи с представителями реалистического типа.
Слайд 10ТИПЫ ПРОФЕССИЙ:
Конвенциональный (упорядочивающий) тип.
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать
от задуманного, энергичны, ориентированы на принятые в обществе нормы. Проявляют склонность к работе, требующей внимания, усидчивости, аккуратности, пунктуальности. Проявляют интерес к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему и обратно. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, не протестуют против целей и задач, которые ставит перед ними общество.
Проявляют высокую заинтересованность в финансовом благополучии, как и представители предприимчивого типа, но предпочитают роль исполнителя, а не лидера.
В основном выбирают профессии, связанные с офисными и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между ними, числами, системами условных знаков: бухгалтер, нотариус, корректор и др., т.е. профессии, связанные с обработкой информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает людей данного типа. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но достаточно высоки исполнительские качества.
Более всего этот тип личности несхож с артистическим.
Слайд 11ТИПЫ ПРОФЕССИЙ:
Предприимчивый (предпринимательский) тип.
Профессионалы данного типа оптимистичны, энергичны, находчивы, практичны, быстро
ориентируются в сложной обстановке, склонны к финансовому и межличностному риску, самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, деловыми амбициями, ярко выраженным стремлением к материальному благополучию.
Такие люди не расположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергичность, организаторские способности.
Примеры предпочитаемых профессий: менеджер, риелтор (специалист по продаже и покупке недвижимости), «пиарщик» (специалист по общественным связям и созданию общественного мнения), журналист, адвокат, посредник, спекулянт и др., связанных с лидерством, управлением, риском, общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Как правило, это тип всегда неудовлетворенного человека.
Более всего несхож с исследовательским типом.
Слайд 12ТИПЫ ПРОФЕССИЙ:
Артистический тип.
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко
ориентируются на принятые в обществе социальные нормы, обладают собственным (часто сложным и противоречивым) взглядом на жизнь, высокой гибкостью и скоростью мышления, сильной эмоциональной чувствительностью, постоянно стремятся к самовыражению.
Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. У них в достаточной степени развиты способности к разнообразному и продуктивному общению, к проявлению своих мыслей, чувств и эмоций как словами, так и мимикой, жестами.
Имеют предрасположенность к профессиям сферы культуры и искусства, к художественному творчеству.
Более всего несхожи с представителями конвенционального (упорядочивающего) типа.
Слайд 13ШЕСТИУГОЛЬНИК ХОЛЛАНДА
Р И
К А
П С
Рис. 1. Взаимоотношения типов людей (по Холланду)
Р - реалистический, И - интеллектуальный, А - артистический, С - социальный, П -предприимчивый, К - конвенциональный
Слайд 14МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
Методика используется в целях профориентации. Время обследования испытуемого не
ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.
Инструкция. У вас есть возможность продолжить учебу в высшем учебном заведении. Чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — нуль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится — два минуса.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.
Слайд 15
ВОПРОСЫ: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
1. Уроки по
физике.
2. Уроки по математике.
3. Уроки по химии.
4. Читать книги или статьи по астрономии.
5. Читать об опытах и животных.
6. Читать о жизни и работе врачей.
7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
8. Читать о лесе.
9. Читать произведения классиков мировой литературы.
10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
11. Уроки истории.
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
13. Читать литературу о геологических экспедициях.
14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
16. Читать о работе милиции.
17. Читать о моряках, летчиках.
18. Читать о работе воспитателя.
19. Знакомиться с устройством и работой станков.
20. Готовить обеды.
21. Читать о строителях.
Слайд 16
ВОПРОСЫ: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
22. Заботиться о
красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.
23. Читать о достижениях техники.
24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
25. Читать научно-популярную литературу о научных открытиях, о физике.
26. Читать научно-популярную литературу о математике.
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т. д.).
28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
29. Изучать биологию.
30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
33. Читать литературно-критические статьи.
34. Активно участвовать в общественной жизни.
35. Читать книги об исторических событиях.
36. Слушать симфоническую музыку.
37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
38. Узнавать о географических открытиях.
39. Обсуждать текущие дела и события.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
41. Путешествовать по стране.
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
Слайд 17
ВОПРОСЫ: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
43. Знакомиться
с различными инструментами.
44. Уроки домоводства.
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46. Посещать фабрики.
47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.
48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
49. Разбираться в теории физических явлений.
50. Решать сложные математические задачи.
51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
52. Наблюдать за небесными светилами.
53. Вести наблюдения за растениями.
54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.
55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
56. Собирать гербарий.
57. Писать рассказы и стихи.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
62. Изучать природу родного края.
63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
64. Обращать особое внимание на поведение людей.
65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
67. Изготавливать различные детали и предметы.
68. Организовывать питание во время походов.
Слайд 18
ВОПРОСЫ: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
69. Бывать на
стройках.
70. Шить одежду.
71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.
72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
73. Заниматься в физическом кружке.
74. Заниматься в математическом кружке.
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
76. Посещать планетарий.
77. Посещать кружок биологии.
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
80. Сажать деревья и ухаживать за ними.
81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
82. Быстро переключаться с одной работы на другую.
83. Выступать с докладами на исторические темы.
84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.
85. Составлять описания минералов.
86. Участвовать в географических экспедициях.
87. Выступать с сообщениями о международном положении.
88. Помогать работникам милиции.
89. Посещать кружок юных моряков.
90. Выполнять работу воспитателя.
91. Уроки труда.
92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
93. Наблюдать за работой строителя.
94. Знакомиться со швейным производством.
95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
97. Участвовать в олимпиадах по физике.
98. Участвовать в математических олимпиадах.
99. Решать задачи по химии.
100. Участвовать в работе астрономического кружка.
101. Проводить опыты на животных.
Слайд 19
ВОПРОСЫ: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
102. Изучать функции
организма человека и причины возникновения болезней.
103. Быть членом общества охраны природы.
104. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
106. Анализировать явления и события жизни.
107. Интересоваться прошлым нашей страны.
108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
111. Изучать политический строй различных стран.
112. Работа юриста.
113. Посещать кружок юных астрономов.
114. Работа учителя.
115. Бывать на заводах.
116. Оказывать людям различные услуги.
117. Принимать участие в строительных работах.
118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
119. Разбираться в технических чертежах и схемах.
120. Пользоваться точными измерительными приборами.
121. Проводить опыты по физике.
122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
124. Собирать сведения о других планетах.
125. Читать о деятельности известных биологов.
126. Быть активным членом экологических обществ.
127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
Слайд 20
ВОПРОСЫ: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
129. Изучать происхождение
слов и словосочетаний.
130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газету.
131. Изучать историческое прошлое других стран.
132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.
134. Изучать географию нашей планеты.
135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.
137. Читать книги о средствах передвижения.
138. Обучать и воспитывать детей.
139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
140. Постоянно общаться со многими людьми.
141. Проектировать строительные объекты.
142. Посещать выставки легкой промышленности.
143. Выполнять чертежи, проектировать машины.
144. Разбираться в радиосхемах.
Примечание. Если вам нравится нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листа ответов.
Слайд 21ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка
для ответов количества знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности.
Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».
Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся, пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.
Слайд 24АНКЕТА «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ» ЦЕЛЬ: УСТАНОВИТЬ ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1. Как часто Вы
подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной деятельностью?
Часто (5 баллов)
Иногда (3 балла)
Редко (1 балл)
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
Помучиться и самому найти ответ (5 баллов)
Когда как (3 балла)
Получить готовый ответ от других (1 балл)
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
Постоянно много (5 баллов)
Неровно: иногда много, иногда ничего (3 балла)
Мало или совсем не читаю (1 балл)
4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?
Очень эмоционально (5 баллов)
Когда как (3 балла)
Эмоции неярко выражены (1 балл)
5. Часто ли Вы задаете вопросы учителю (воспитателю, преподавателю)?
Часто (5 баллов)
Иногда (3 балла)
Редко (1 балл)
Обработка результатов
Подсчитать Ʃ баллов = интенсивность
5
Сильно выраженная интенсивность познавательных потребностей > 3,5
Умеренная от 2,5 до 3,5
Слабая < 2,5
Слайд 25АНКЕТА «ЧТО ВАМ ИНТЕРЕСНО?»
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и
склонностей.
1. Что вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями
б) общая работа
в) получение оценок
г) узнавание нового
д) сам процесс учения
е) самостоятельная работа
ж) другое
2. Какой учебный предмет кажется наиболее трудным? В чем заключаются трудности?
3. Какой учебный предмет наиболее интересен? Что вас интересует в этом учебном предмете?
4. Какой из учебных предметов вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? В чем его польза?
5. Какие учебные предметы можно бы и не изучать и почему?
6. Какие учебные предметы включить в обучение и почему?
Слайд 26АНКЕТА «АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ»
ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОБЩИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ
1. Любимые
занятия (интереснее всего):
а) что делать?
б) что читать?
в) в чем помогать (и кому)?
г) где бывать?
д) о чем говорить?
е) что получается у Вас лучше всего?
2. Интересы научные и технические:
а) любимый учебный предмет;
б) интересующие области наук;
в) привлекательные области техники;
г) самые интересные ученые;
д) самые интересные изобретатели;
е) в какой области науки и техники Вы занимаетесь сами?
ж) выдающиеся научные произведения;
з) выдающиеся изобретения.
3. Эстетические интересы:
а) любимый писатель, его произведения;
б) любимый художник, его произведения;
в) любимый композитор, его произведения;
г) скульптор, его произведения;
д) архитектор, его произведения;
е) любимое место в Вашем городе;
ж) какой областью искусства Вы интересуетесь?
4. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных:
а) в каких олимпиадах принимал участие?
б) в каких конкурсах участвовал?
в) какие имеете призы и награды и за что?
5. Интерес к профессии:
а) какие профессии кажутся привлекательными?
б) какую профессию собираетесь иметь в будущем?
в) знаете ли Вы кого-нибудь, кто является профессионалом в этой области?
г) поможет ли вам школа в приобретении этой профессии?
д) чем привлекает Вас эта профессия (подчеркнуть):
возможностью приносить пользу обществу;
умею работать по этой специальности;
имею способности к ней;
перспективная специальность;
хорошо оплачивается;
интересная и увлекательная специальность;
е) в какой мере Вы уверены, что осуществите мечту (подчеркнуть):
абсолютно уверен;
надеюсь, что удастся;
уверен, что не удастся.
Слайд 27ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МЕТОДИКИ
Методика направленности личности Б. Басса
16-ти факторный личностный опросник Кеттела
http://vsetesti.ru/
Рефлексивная диагностика
профессиональных идеалов С.Л.Фроловой
Преподавание истории в школе. 2009. №1.