Методика постановки диагноза. Основные врачебные ошибки презентация

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ДИАГНОСТИКА И ДИАГНОЗ Учение о методах распознавания болезней называется диагностикой (способность распознавать). Диагноз (распознавание) – это краткое врачебное заключение об имеющемся заболевании (травме) или о причине Смерти в

Слайд 1МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА.
ОСНОВНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ.
Максикова Татьяна Михайловна, к.м.н.,
ассистент кафедры пропедевтики внутренних

болезней

«Кто хорошо диагностирует — хорошо лечит»
Герман Бургав


Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ДИАГНОСТИКА И ДИАГНОЗ
Учение о методах распознавания болезней называется диагностикой

(способность распознавать).

Диагноз (распознавание) – это краткое врачебное заключение об имеющемся заболевании (травме) или о причине Смерти в терминах современной медицинской науки.
Диагноз – результат клинического мышления врача.

Диагностика как наука изучает анатомо-физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой.

Диагностика как деятельность врача включает в себя: целеноправленное медицинское обследование; истолкование выявленных симптомов, синдромов, лабораторных, инструментальных и морфологических признаков; обобщение полученных данных в виде установленного диагноза.


Слайд 3ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира

на основе аксиоматических (не требующих доказательств) положений.
Пример:
«Без крови человек жить не может → если быстро не остановить массивное кровотечение, человек умрет»

Основные формы мышления:
Понятие - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Пример: «Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных для него факторов».
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.
Пример: «У данного пациента, вероятно, гепатит».
Умозаключение — вывод.
Пример: «Диагноз ''гепатит'‘ установлен на основании анамнеза (употребление в/в наркотиков), жалоб, данных субъективного, объективного и дополнительного обследования».

«Ощущения: свидетели в судебном заседании, а разум, мышление — это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение».
Д. Дидро


аксиома


моделирование в уме


Слайд 4ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДИАГНОСТИКЕ
Сравнение.
Анализ.
Синтез.
Абстракция.
Конкретизация.
Индукция.
Дедукция.
Классификация.
Обобщение.


Слайд 5СРАВНЕНИЕ
Сравнение - это установление сходства и различий объектов и явлений действительности.

Осуществляется операция непосредственно (воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки).
Ошибки, которые могут возникнуть при сравнении:
выбор разных показателей при сравнении (например, масса тела утром без одежды, после туалета и масса тела вечером);
поверхностное сравнение по аналогии, при котором, при сходстве по одному или даже группе признаков, мы считаем, что все остальные признаки также сходятся (например, повышенный креатинин не означает, что у пациента обязательно – хроническая болезнь почек).

Слайд 6АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают

по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объёме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру.
Пример: «детализация симптомов».
Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств.
Пример: «опреление синдрома»

Боль в животе

СТЕНОКАРДИЯ

Локализация: боль за грудиной

Облегчение боли: прекращение физической нагрузки, нитраты

Причина: физическая нагрузка, стресс, ↑ АД

Харктер: давящая, сжимающая


Слайд 7АБСТРАКЦИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ
Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон,

свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
Пример: выделение главных жалоб среди всех остальных или отнесение пациента к группе по значимым признакам.
Ошибки, которые можно совершить при абстракции:
недостаточный учет индивидуальных особенностей;
сложность в разграничении существенных признаков от несущественных.
Пример: не всегда СКВ протекает с симптомом «бабочки», а для врача – это зачастую главный клинический признак.
Конкретизация — выделение частного из общего.
Пример: план ведения больного после постановки диагноза.

Слайд 8ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ
Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от

частного положения к общему.
Индукция даёт не достоверное, а вероятностное знание, нуждающееся в проверке.
Пример: у А – «острый живот», у В - «острый живот» и у С - «острый живот». → Пациенты А, В и С должны быть прооперированы. → Все пациенты с «острым животом» должны быть прооперированы.
Ошибки индукции: не учитываются исключения, редкие ситуации и достоверность самих посылок: например, «острый живот» для представителя немедицинской профессии может иметь другое значение.
Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего по правилам логики.
Пример: у людей после 70 лет из-за резкой потери костной массы высокий риск перелома шейки бедра при падении → пациентке А 75 лет → у пациентки А высокий риск перелома шейки бедра при падении.
Ошибки дедукции: не всегда отдельный случай попадает под общее положение, например: если пациентка А «прикована» к постели, она не может упасть.

Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Классификация (классифицирование) (от лат. classis — разряд и

лат. facere — делать) — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Пример: в соответствие со стратификацией стадий ХБП по уровню СКФ у пациента В С 3б стадия хронической болезни почек.
Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания – «гипероним».
Пример: доказано в клинически исследованиях, что препарат Юперио (валсартан + ингибитор неприлизина) – наиболее эффективный препарат для лечения пациентов со стабильной ХСН с низкой фракцией выброса ЛЖ, так как этот препарат одновременно способствует повышению натрий-уретических пептидов и снижению активности РААС → по другим нозологиям исследования еще не завершены, но можно предположить, что этот препарат будет эффективен при ХСН с сохраненной фракцией выброса ЛЖ, АГ и т.д.

Слайд 10КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Клиническое мышление –
это профессиональное, творческое решение вопросов диагностики, лечения

и определения прогноза болезни у данного больного на основе знания, опыта и врачебной интуиции.

Специфика клинического мышления:
Предмет исследования в медицине исключительно сложный, рассматривающий разные сферы жизнедеятельности человека.
В процессе диагностики в медицине обсуждаются в основном неспецифические симптомы и синдромы, поэтому клинический диагноз всегда является в большей или меньшей степени гипотезой.
В клинической практике нельзя использовать все методы исследования из громадного их арсенала по разным причинам.
Далеко не все в медицине поддается теоретическому осмысливанию. Например, механизм многих симптомов остается неизвестным.
Клиническое мышление воспитывается в процессе общения студента, врача-преподавателя и больного у его ложа (у постели больного). Это объясняет, почему любой вид заочного обучения медицине неприемлем. Пациента не может заменить ни подготовленный артист, ни фантом, ни деловые игры, ни теоретическое освоение предмета.
Рассматривать специфику клинического мышления нельзя в отрыве от исторической эпохи: в античной медицине главным в диагностике было определение прогноза; к концу ХIХ столетия сложился стиль работы врача заключающийся в наблюдении за больными исследовании его по традиционной схеме: сначала опрос, затем физическое обследование и дополнительные методы.
Важность клинического опыта.
Тетенев Ф.Ф. Бодрова Т.Н. Калинина О.В. Журнал Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4 – С. 63-65.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Слайд 11РАЗДЕЛЫ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика как деятельность врача включает в себя:
целенаправленное медицинское обследование;
истолкование выявленных

симптомов, синдромов, лабораторных, инструментальных и морфологических признаков;
обобщение полученных данных в виде установленного диагноза.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ (МЕТОДОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ)


ТРИ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛА

СЕМИОТИКА

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА (МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО)






Слайд 12СЕМИОТИКА
Семиотика, семиология (греч. sema, semion – знак, признак), или симптоматика, симптоматология

– процесс собирания, выявления и оценки проявлений, признаков, симптомов, различных заболеваний или болезненных состояний.

Симптом (греч. symptoma – совпадение) представляет собой характерный
признак или проявление болезни или болезненного состояния.
Понятие симптом ввел в на чале новой эры греческий врач Соран Эфесский.

Симптомокомплекс — это ряд симптомов, которые наблюдаются у конкретного больного в какой то период времени.

Синдром представляет собой устойчиво воспроизводящуюся от одного клинического наблюдения к другому группу симптомов, объединенных общим патогенезом.

Содержание семиотики составляют симптомы, устанавливаемые в результате расспроса; непосредственного наблюдения; систематического осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации самого больного; непосредственного исследования его выделений; проведения лабораторных, инструментальных,
морфологических и лучевых методов исследования.

Патогномоничные

Специфичные

Неспецефичные


Слайд 13ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
(МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО)
Включает искусство врачебного наблюдения и исследования больного,

а также разработку и применение специальных методов изучения морфологических и функциональных изменений организма больного.

Взгляд в историю
По Гиппократу, необходимо изучать больного «…взглядом, осязанием, слухом, обонянием и вкусом…» (наблюдательный метод).
Древнеримский врач Гален (II в. н.э.) призывал врачей к знанию анатомии человека как необходимого условия умелой диагностики (анатомический принцип диагностики).

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Субъективное обследование (расспрос)
жалобы;
анамнез заболевания;
анамнез жизни

Объективное (физическое обследование)
осмотр;
пальпация;
перкуссия;
аускультация.

Дополнительные методы обследования

Инструментальные

Лабораторные





Слайд 14ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ (МЕТОДОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ)
Полученная в ходе обследования врачом информация

должна быть переработана с целью определения клинического диагноза, при этом используются 3 основных подхода:

Нозологический
врач устанавливает диагноз путем выявления совпадения всей имеющейся клинической
симптоматики болезни с известными и описанными в учебниках и
руководствах проявлениями данной нозологической формы.

Синдромальный
выявление ведущего клинического синдрома, определяющего прогноз заболевания, служит промежуточным
этапом на пути к формированию развернутого диагноза.

Диагностический алгоритм
Многоэтапный процесс мысленного или практического исключения менее вероятных диагнозов для обоснования наиболее вероятного диагноза. Та кой подход наиболее широко применяется при проведении дифференциального диагноза.

Правила постановки диагноза:
диагноз должен следовать из имеющихся симптомов (синдромов);
диагноз не должен вступать в противоречие ни с одним из имеющихся симптомов;
диагноз должен выступать в качестве обобщающего вывода «гипотезы»: этот вывод следует проверять новыми выявленными симптомами, в том числе и противоречащими первоначальному диагнозу;
предпочтение следует отдавать диагнозу, в котором все многообразие симптоматики охватывается наименьшим числом включаемых в диагноз нозологических форм (например, СД – все остальные проявления (макроангиопатии и микроангиопатии) – осложнения основного заболевания;
из двух равно удовлетворяющих диагнозов выбирается тот, который проще.


Слайд 15ВИДЫ ДИАГНОЗА
4 ВИДА ДИАГНОЗОВ В МЕДИЦИНЕ
КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ - ВЫРАЖЕННОЕ В ТЕРМИНАХ
МЕДИЦИНСКИХ

ТЕРМИНОЛОГИЙ И КЛАССИФИКАЦИЙ
ВНУТРЕННЕ НЕПРОТИВОРЕЧИВОЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА,
ДАННОЕ НА МОМЕНТ ЕГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИЙ -
устанавливается патологоанатомом на основании обнаруженных морфологических изменений после смерти больного, нозологическом принципе и включает в себя основное заболевание, осложнения и сопутствующие заболевания.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ - заключение о сущности повреждения или заболевания, о состоянии обследуемого или о причине смерти, составленное на основании судебно-медицинской экспертизы.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ И ОСОБЕННОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОЧАГА, ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТИПА ЭПИДЕМИИ С УКАЗАНИЕМ ПОРАЖЕННЫХ КОНТИНГЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ.


Слайд 16ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ
Патологоанатомический диагноз – формула умозаключения врача о причинах смерти, установленных

по результатам клинико-анатомического анализа вскрытия умершего, выраженная в клинических и морфологических терминах, предусмотренных номенклатурой и классификациями болезней.
В патологоанатомическом диагнозе указываются первоначальная (основная) и непосредственная причины смерти больного, и это - основной признак, отличающий его от других видов медицинского диагноза.
Для установления причин смерти врач обязан провести клинико-анатомический анализ результатов вскрытия умершего больного.
В отличие от клинического диагноза, в записи которого используется клиническая терминология, в патологоанатомическом диагнозе часто используют морфологические термины. Объясняется это тем, что клинический врач оценивает нарушенные функции больного, патологоанатом – морфологический эквивалент нарушенных функций повреждённых органов умершего больного.

Функции патологоанатомического диагноза:
определение причины и механизма смерти больного;
объективное установление характера, сущности и происхождения патологических процессов, состояний и заболеваний, определение давности и последовательности их возникновения, и формы, а также степени развития и связи между ними;
уточнение статистики смертности населения в соответствии с МКБ;
осуществление контроля качества диагностики и лечения;
своевременное проведение противоэпидемических мероприятий;
формирование и совершенствование врачебного мышления;
научный анализ проблем этиологии, патогенеза, патологической анатомии, патоморфоза болезней.


Слайд 17СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ ДИАГНОЗ
Судебно-медицинский диагноз – специальное заключение о сущности повреждения (заболевания), состояния

обследуемого или причин смерти, составленное на основе судебно-медицинской экспертизы для решения
вопросов, возникающих в судебно-следственной практике, и выраженное в терминах, принятых в судебной медицине.
Судебно-медицинский диагноз должен способствовать:
Объективному установлению характера полученной травмы, акта насилия и несчастного случая в происхождении телесных повреждений.
Определению давности и последовательности возникновения телесных повреждений.
Определению криминальных причин, механизмов умирания и смерти.
Объективной юридической оценки обстоятельств полученных травм, несчастного случая и акта насилия.
Своевременному проведению противоэпидемических мероприятий.
Статистическому учёту смертности населения.
Научному анализу характера криминальных причин смерти.

Слайд 18САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ
Санитарно-эпидемический диагноз – это формула заключения врача-эпидемиолога об эпидемическом характере

инфекционной болезни, свойствах эпидемического очага и особенностях эпидемического процесса, выраженная в терминах, предусмотренными номенклатурой и классификациями принятых в эпидемиологии.
Санитарно-эпидемический диагноз должен способствовать:
Своевременному выявлению эпидемического или спорадического характера инфекционной болезни.
Своевременному и эффективному проведению санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Своевременному прогнозу развития эпидемической ситуации.
Выявлению причин и условий и механизмов развития эпидемической ситуации.
Научному анализу эпидемических свойств инфекционных болезней.
Статистическому учёту эпидемий и разработке эффективных противоэпидемических мероприятий.

Слайд 19КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ
ПОЛНОЦЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ДОЛЖЕН СПОСОБСТВОВАТЬ:
Преемственному комплексному лечению и вторичной

профилактике.
Своевременному проведению противоэпидемических мероприятий.
Медицинской реабилитации.
Медицинскому прогнозированию.
Экспертизе трудоспособности, профессиональному отбору и врачебному контролю в спорте.
Экспертизе годности к военной службе, юридической дееспособности.
Статистическому учёту заболеваемости и смертности.
Обучению клиническому мышлению и его совершенствованию.
Научному анализу вопросов клиники, диагностики, терапии и патоморфоза болезней.
Экспертной оценке стандарта качества лечения.

ФУНКЦИИ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА ДЕЛАЮТ ЕГО НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОГО ДИАГНОЗА!!!

КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ – ЭТО ДИАГНОЗ УСТАНОВЛЕННЫЙ БОЛЬНОМУ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОГО АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.


Слайд 20СТРУКТУРА КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Основное заболевание. Это заболевание, которое само по себе

или посредством своего осложнения выступает как причина обращения за медицинской помощью и/или как причина госпитализации и/или как причина смерти.
Осложнения основного заболевания. Это осложнение, которое патогенетически связано с основным заболеванием и представлено в форме синдрома, клинически отличающегося от главных проявлений основного заболевания. Обязательно выносится в структуру диагноза.
Сопутствующее заболевание. Это заболевание, которое имеет иной патогенез по сравнению с основным заболеванием, другие причины возникновения. Это может быть хроническое заболевание, которое в данный момент находится в состоянии ремиссии и не представляет для организма опасности.
Конкурирующее заболевание. Это заболевание, которое конкурирует с основным по степени опасности для больного, но не связано с основным заболеванием по причинам и механизму возникновения, например инфаркт миокарда и прободение язвы желудка.
Фоновое заболевание. Это заболевание, которое также не связано с основным по причинам и механизму возникновения, но может оказать значительное влияние на течение и прогноз основного. Например, сахарный диабет.
NB!!! К сочетанным основным заболеваниям относят такие, которые не связаны друг с другом ни
этиологически, ни патогенетически, играют роль в прогнозе больного, но в отличие от конкурирующих не представляют ургентной опасности для состояния больного.

Слайд 21СТРУКТУРА ДИАГНОЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧИСЛА ЗАБОЛЕВАНИЙ
(по Г. Г. Автандилову, 1984)
УСЛОЖНЕНИЕ

ДИАГНОЗА

Слайд 22КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАГНОЗОВ ПО СПОСОБУ УСТАНОВЛЕНИЯ
ПРЯМОЙ - ставится на основании выявления типичной

совокупности симптомов или по наличию патогномоничных симптомов (синдромов).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (diagnosis differentialis) проводится по установлению различий в симптоматике искомой болезни с симптоматикой всех других предполагавшихся заболеваний.

РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

diagnosis per exclusionem -
исключение всех предполагавшихся возможными заболеваний, за исключением одного, при целенаправленном диагностическом обследовании (диагностический алгоритм).

diagnosis ex observatione –
отрицание подозреваемых заболеваний.

diagnosis ex juvantibus - осуществляется на основе анализа эффективности проводимого лечения.






Слайд 23ПЯТЬ ФАЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА
Пятая фаза. На основе логических выводов и полученных

данных исключаются все наименее вероятные заболевания, и ставится окончательный диагноз.

Первая фаза – поиск того синдрома, относительно которого определяют круг заболеваний для дифференцировки. При нескольких синдромах выделяют тот, который наиболее информативен.
Пример: механическая желтуха

Вторая фаза. Для сравнения определяют детальную характеристику ведущего синдрома; кроме того, необходимо создать полную картину заболевания, т. е. отметить все выявленные при обследовании симптомы.
Пример: мужчина; в анамнезе приступы желчной колики, желтуха и боли в правом подреберье появилась после приема жирной пищи; ожирение; кожа оливково-желтого цвета с расчесами → вероятно, ЖКБ.

Третья фаза – непосредственно дифференцировка. Последовательно сравнивают симптомы пациента с классической картиной предполагаемого заболевания и определяют, еще не выявленные симптомы, характерные для дифференцируемого заболевания. В процессе этого устанавливают основные признаки сходства и различий между заболеваниями.
Пример, клиника ЖКБ: характерный анамнез + механическая желтуха + характерные лабораторные и инструментальные изменения.

Четвертая фаза – это самый творческий этап диагностики. На этом этапе происходят основные моменты анализа и синтеза информации.
Пример: исключаем у пациента другие причины механической желтухи – опухоли ПЖ, глистную инвазию, стриктуру фатерового соска) и находим симптомы в пользу ЖКБ.



Слайд 24КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАГНОЗОВ ПО ВРЕМЕНИ УСТАНОВЛЕНИЯ
РАННИЙ ДИАГНОЗ (DIAGNOSIS PRAECOX) - СТАВИТСЯ В

ДОКЛИНИЧЕСКОЙ (АСИМПТОМНОЙ) СТАДИИ ИЛИ НА НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ БОЛЕЗНИ.
ЗАПОЗДАЛЫЙ ДИАГНОЗ – УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РАЗГАРЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИЛИ НА СТАДИИ ОСЛОЖНЕНИЙ.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ДИАГНОЗ СТАВИТСЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ ЗА ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
ПОСМЕРТНЫЙ ДИАГНОЗ ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ВСКРЫТИЯ.

«Ранний диагноз рака спасает жизнь»
Девиз Всемирной Организации здравоохранения


Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАГНОЗОВ ПО СТЕПЕНИ ОБОСНОВАННОСТИ
Предварительный диагноз (diagnosis probabilis) – выставляется врачом

в истории болезни или амбулаторной карте сразу после первичного клинического обследования больного.
Клинический диагноз - выставляется врачом в истории болезни в течение первых трех дней после получения доказательной клинической информации и определенного объема сведений, в том числе данных лабораторных и инструментальных исследований.
Обоснованный или развернутый диагноз – диагноз выставляется врачом на основании комплексного обследования и наблюдения за больным, предусматривает высокую степень обоснованности, часто совпадает с клиническим диагнозом.
Заключительный:
выписной;
посмертный.
Гипотетический, «под вопросом».
Неполный, неопределенный.
Ошибочный.
Неустановленный, неизвестный.

Слайд 26МКБ 10
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (International

Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.
Цель МКБ: создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в раз­ных странах или регионах и в разное время.
Задачи:
анализ общей ситуации со здоровьем групп населения;
мониторинг частоты и распространённости болезней;
средство перевода диагнозов болезней на международный язык кодов;
основа для разработки стандартов оказания медицинской помощи;
средство обеспечения сопоставимости международных статистических данных;
инструмент контроля качества оказания медицинской помощи больным.

Слайд 27ИТОГОВАЯ СХЕМА ДИАГНОЗА
Формулировка основного заболевания в терминах МКБ-10 (нозологический компонент диагноза).
Давность

заболевания ‒ острое, подострое, хроническое
Заболевание.
Этиология (если установлена) – бактериальная, вирусная и т.д.
Стадия (фаза) – максимальных проявлений, обратного развития, обострения, ремиссии.
Степень тяжести – лёгкая, средней тяжести, тяжёлая, крайне тяжёлая.
Основные клинические симптомы или синдромы (проявления).
Критерии – выраженность и полиморфизм клинических синдромов, функциональное состояние органов и систем, частота рецидивов, эффективность терапии.
Степень компенсации нарушенных функций.
Осложнения.

Пример:
«Бронхиальная астма,
эндогенная,
стероидозависимая,
тяжёлое течение,
тяжёлое обострение.
ХОБЛ II стадии,
средней степени тяжести, смешанный тип с преобладанием эмфиземы,
обострение II типа по N. Anthonisen. ДН I.
Гиперкортицизм (синдром Кушинга): ожирение, артериальная гипертензия.
Стероидный остеопороз. Компрессионный перелом позвоночника (Th12). Острая язва желудка».


Слайд 28ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
«…Цель моя будет достигнута лишь тогда,

когда мои ученики будут убеждены, что я действую последовательно, действую ли я правильно, это другое дело, которое выяснится временем и опытом…».

Николай Иванович Пирогов.

Врачебная ошибка — незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А это необходимо, потому что медицина — не математика, ошибки в ней случаются.
В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.
Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.
В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.
Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения.
В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок.


Слайд 29ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
Подмена понятия «врачебная ошибка» на «врачебное преступление» недопустима, так

как приводит к деструктивному конфликту интересов пациентов и медработников.

???

???


Слайд 30ВЫХОД ИЗ ТУПИКА
Судебно-медицинский эксперт и учёный Израиль Гамшеевич Вермель называл

три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:
Действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины.
Медицинский работник в силу полученного образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному.
Эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий — смерти больного или причинение существенного вреда его здоровью.

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ВРАЧА, ТАК КАК НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ ОШИБОК

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ВРАЧА, ТАК КАК НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКОЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

ЮРИДИЧЕСКИ: ТЕРМИН «ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА» НЕ ОПРЕДЕЛЕН


Слайд 31СТАТИСТИКА ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК, 1
В 2003 г. на основе анализа публикаций в

40000 биомедицинских журналах ведущих стран мира установлено, что о врачебных ошибках опубликовано 6146 статей, в том числе 3469 касаются лечения.
В разных странах от 5,5 до 17% бюджета больниц идет на финансирование издержек, связанных с врачебными ошибками.
В Италии ежегодно от врачебных ошибок страдает около 90 тысяч человек.
По информации Испанской ассоциации жертв медицинской халатности за последние 10 лет в стране умерло около 5 тысяч пациентов.
В Германии жертвами врачебных ошибок ежегодно становятся почти 100 тысяч пациентов. Состояние 11% больных (среди общего количества пациентов) ухудшается вследствие неправильного лечения, а 8% врачебных ошибок ведут к летальному исходу.
По оценке Королевского колледжа в Лондоне в настоящее время 3-4% пациентов в развитых странах мира во время пребывания в медицинских учреждениях наносится тот или иной ущерб. Для 70% из них неблагоприятное действие является кратковременным, 16% получают постоянную инвалидность, 14% впоследствии умирают.
В Великобритании врачебные ошибки занимают 3-е место в структуре причин смерти после онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний, затрагивая до 40 тысяч людей ежегодно.
В Ирландии каждый сотый пациент подвергается халатности в той или иной форме.
12000 человек гибнут в США от ненужных хирургических вмешательств, 7000 – в результате ошибок с назначениям лекарств, 20000 – от других ошибок в больницах, 8000 – от госпитальной инфекции, 106000 – от побочных действий лекарств.

Слайд 32СТАТИСТИКА ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК, 2
По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от врачебных

ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП.
Из статистики 2010 года можно узнать, что за год потенциальное число случаев инвалидности от врачебных ошибок в России составляет 170 тысяч, смертей – 50 тысяч случаев.

Слайд 33ПРИМЕР
Врач известного певца Майкла Джексона, прописавший своему клиенту ошибочную дозу лекарства.

Эта доза спровоцировала смерть Джексона, а врач был признан виновным и приговорен к четырем годам тюремного заключения.

Слайд 34КЛАССИФИКАЦИЯ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК, 1
СИСТЕМНАЯ ОШИБКА
СЛУЧАЙНАЯ
Непредска-зуемое стечение обстоя-тельств.
Перегру-женность (сверхнорма-тивная работа).
Переу-томление, стресс, болезнь

врача.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОШИБКА

ПРОФЕС-СИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКА-ЦИОННАЯ
Недостаточ-ность знаний.
Недостаточ-ность опыта.
Отсутствие коллеги-альной поддержки и помощи.

ДОЛЖНОСТНАЯ
Неисполнение или неполное исполнение должностных обязанностей.
Эвентуальность (объективная возможность) медицинской помощи
Избыточный объем оказываемой помощи

НАДСИС-ТЕМНАЯ
Недостаточное законадатель-но-правовое обеспечение.
Недостаточное ресурсное обеспечение системы здраво-охранения.
Недостаточ-ный государствен-ный контроль.

СОБСТВЕННО СИСТЕМНАЯ
Отсутствие или несоответсвие стандартов, регламентов (порядков оказания медицинской помощи), рекомендаций и протоколов ведения больных.
Низкая оплата труда.
Недостаточный системный контроль.

ПОДСИС-ТЕМНАЯ
Ненадле-жащая организация.
Ненадлежа-щие условия.
Отсутствие или недостаток ресурсного обеспечения.
Недостаточ-ный контроль.








Слайд 35КЛАССИФИКАЦИЯ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК, 2
ПО ВИДУ:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
ЛЕЧЕБНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
ПО ЭТАПУ:
ДОСТАЦИОНАРНЫЙ
СТАЦИОНАРНЫЙ
ПОСЛЕСТАЦИОНАРНЫЙ
ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ:
ТЯЖЕЛЫЕ
НЕТЯЖЕЛЫЕ
СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ
ПО ОТНОШЕНИЮ

К ДЕЙСТВИЮ:
КОМИССИВНЫЕ – ошибки действия
ОМИССИВНЫЕ – ошибки бездействия
НЕСОМНЕННЫЕ И СОМНИТЕЛЬНЫЕ.
ВМЕНЯЕМЫЕ В ВИНУ И НЕВМЕНЯЕМЫЕ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ
неправильное выполнение техники медицинского вмешательства;
неправильное использование медицинской техники;
неправильное оформление медицинской документации.
ТАКТИЧЕСКИЕ ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ
неправильный выбор методов исследования, а также неправильная оценка его результатов;
неправильный выбор тактики лечения;
ошибки в организации самого лечебного процесса.


Слайд 36ПРИЧИНЫ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ:
Непостоянство отдельных постулатов и принципов в области теоретической

и практической медицины.
Развитие медицины и ее возможностей сопровождается сменой взглядов на этиологию, патогенез и лечение заболеваний.
Отрицательное влияние неизбежно нарастающей специализации медицины, ограничивающей иногда медицинский кругозор, приводящий к отсутствию системного восприятия больного.
Недостаточное обеспечение.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ:
Отсутствие у врача достаточного опыта и знаний.
Отсутствие развитой культуры клинического мышления.
Недостаточно-конструктивное мышление, установки на безошибочность своего диагноза, предвзятость мнения, самолюбие и тщеславие врача.
Нерешительность и отсутствие профессиональных признаков в принятии решения врачом.
Поспешное обобщение и ошибочное применение аналогий при постановке диагноза и назначения лечения.
Неправильность заключения врача на основании интерпретации истинных фактов.
Невнимательное, поспешное или поверхностное обследование больного.


Слайд 37ХАЛАТНОСТЬ
ХАЛАТНОСТЬ - НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКОМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Виды халатности медицинских

работников:
Недостаточное обследование больного (невыполнение обязательных в данном случае диагностических исследований).
Небрежный уход и наблюдение.
Несвоевременная госпитализация или преждевременная выписка.
Недостаточная подготовка и небрежное выполнение хирургических операций и других лечебных мероприятий.
Недостаточное обследование больного (невыполнение обязательных в данном случае диагностических исследований).
Небрежный уход и наблюдение.
Несвоевременная госпитализация или преждевременная выписка.
Недостаточная подготовка и небрежное выполнение хирургических операций и других лечебных мероприятий.

Слайд 38ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Неосторожные действия, повлекшие за собой смерть пациента

или причинение тяжкого вреда его здоровью (ст.109, 118);
Принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (ст.120);
Заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122);
Незаконное производство аборта (ст.123);
Неоказание помощи больному (ст.124);
Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137);
Незаконную выдачу либо подделку рецептов и иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233);
Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235);
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236);
Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237).

Слайд 39ЯТРОГЕНИИ
ЯТРОГЕНИИ (ΙΑΤΡΟΣ – ВРАЧ, ΓΕΝΟΣ – РОД, ПРОИСХОЖДЕНИЕ) – ЛЮБЫЕ

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ, ЛИБО ПРОЦЕДУР, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К НАРУШЕНИЮ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА, ОГРАНИЧЕНИЮ ПРИВЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЕНИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ИНВАЛИДНОСТИ ИЛИ СМЕРТИ ПАЦИЕНТА.

Слайд 40ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ


Слайд 41ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ


Слайд 42ПРОФИЛАКТИКА РИСКА МЕДИЦИНСКИХ ОШИБОК, 1
Компетентность как высшая форма профессиональной деятельности.
Необходимость постоянного

внимательного ухода за больным (не только в тяжелых состояниях).
Рациональная осторожность. Соблюдение принципа "не навреди". Стремление избегать опасных и не всегда нужных инвазивных диагностических и терапевтических процедур.
Способность принимать меры и решения в самых сложных обстоятельствах (риск в интересах больного).
Постоянная добросовестность в отношении к профессиональным обязанностям.

Слайд 43ПРОФИЛАКТИКА РИСКА МЕДИЦИНСКИХ ОШИБОК, 2
Соблюдение законов этики и деонтологии
Медицинская деонтология -

это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997].
Врачебная этика включает:
общие вопросы поведения врача;
нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе;
взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

Обязанности врача по отношению к больному
Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.
Врач должен обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.
Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.
Врач должен всегда оказать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.

Обязанности врачей по отношению друг к другу
Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. Врач недолжен переманивать пациентов у своих коллег.
Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика