Методические рекомендации к выполнению практических работ презентация

Содержание

Семинарские занятия Тема семинарских занятия Основные вопросы по данной теме Литература по теме семинарского занятия Задачи по данной теме

Слайд 1Методические рекомендации к выполнению практических работ


Слайд 2Семинарские занятия
Тема семинарских занятия
Основные вопросы по данной теме
Литература по теме семинарского

занятия
Задачи по данной теме

Слайд 3Темы семинарских занятий
Тема 1. Понятие патентного права
Тема 2. Объекты патентного права
Тема

3. Субъекты патентного права
Тема 4. Оформление патентных прав
Тема 5. Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
Тема 7. Защита прав авторов и патентообладателей
Тема 8. Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубежом

Слайд 4Тема 1. Понятие патентного права
Патентное право и его место в российской

правовой системе.
Принципы патентного права.
Система источников патентного права.
История развития патентного права.

Слайд 5Тема 2. Объекты патентного права
Понятие и признаки изобретения, объекты изобретений.
Понятие и

признаки полезной модели, отличия от изобретения.
Понятие и признаки промышленного образца.
Понятия новизна (уровень техники, приоритет изобретения), изобретательский уровень, промышленная применимость, оригинальность для различных объектов патентного права.

Слайд 6Тема 3. Субъекты патентного права
Виды субъектов патентного права.
Понятия автора и соавторства

изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Патентообладатели, их права и обязанности.
Патентное ведомство и его основные задачи.
Патентные поверенные.

Слайд 7Тема 4. Оформление патентных прав
Заявка на изобретение и полезную модель, из

чего состоит.
Как происходит рассмотрение заявки на изобретение и полезную модель в Патентном ведомстве РФ и их регистрация.
Заявка на промышленный образец, из чего состоит.
Как происходит рассмотрение заявки на промышленный образец в Патентном ведомстве РФ и регистрация.

Слайд 8Тема 5. Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
Патентное законодательство

России о правах авторов.
Личные неимущественные права авторов.
Имущественные права авторов.

Слайд 9Тема 6. Патент как форма охраны объектов промышленной собственности
Что такое

патент?
Исключительное право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца.
Уступка патентных прав.
Выдача разрешений на использование запатентованных объектов. Понятие лицензионного договора.
Ограничение патентных прав.
Обязанности патентообладателя.
Прекращение действия патента.

Слайд 10Тема 7. Защита прав авторов и патентообладателей
Гражданско-правовые способы защиты прав авторов.


Гражданско-правовые способы защиты прав патентообладателей.
Прямые и косвенные нарушения патента.
Уголовная ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей.

Слайд 11Тема 8. Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за

рубежом (1/2)

Целесообразность зарубежного патентования.
Участие России в международных соглашениях по охране промышленной собственности.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
Договор о патентной кооперации.


Слайд 12Тема 8. Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за

рубежом (2/2)

Евразийская патентная конвенция.
Конвенция о выдаче европейских патентов.
Люксембургская конвенция о европейском патенте.
Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения
Порядок зарубежного патентования и передачи российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубеж.


Слайд 13ЗАДАЧИ


Слайд 14 Задача 1. В Университете по гранту Министерства науки и образования РФ

проводились научные исследования по тематике: «Разработка самолета вертикального взлета и посадки». В результате работы руководителем работ был написан отчет для Министерства науки и образования РФ, в котором автор не указал о патентоспособных решениях. Через несколько лет выяснилось, что руководителем этих работ было получено около 4-х патентов защищающих конструкцию самолета вертикального взлета и посадки, о существовании которых автор также не сообщил руководству Университета. Автором и Патентообладателем в этих патентах был руководитель работ проводимых в университете. Руководство Университета обратилось в суд с просьбой признать Патентообладателем указанных 4-х патентов Университет.
Законно ли требование руководства Университета? Правильно ли поступил руководитель работ, став патентообладателем?

Слайд 15 Задача2. Изобретатель Петров, получив новое техническое решение, в январе 2007 года

отправил заявку в Патентное ведомство РФ на получение патента на изобретение, впоследствии по этой заявке был получен патент. После получения патента Петров выяснил, что на одном из промышленных предприятий под названием ОАО «Колос», используется его изобретение. Петров обратился в суд с требованием запретить использование данного изобретения промышленным предприятием. Однако представитель ОАО «Колос» представил в суде документы, подтверждающие тот факт что ОАО «Колос» ещё с 2005 года использует данное техническое решение в своем производстве, не запатентовав его.

Каково должно быть решение суда по данному спору?

Слайд 16 Задача 3. При оформлении заявки на получение патента на одном из

производственных предприятий, директор Каримов попросил патентоведа предприятия включить его в состав авторов данного технического решения, мотивируя свою просьбу тем, что он полностью организовал и профинансировал работу, в результате которой появилось это техническое решение.

Законна ли просьба директора предприятия?

Слайд 17 Задача 4. ОАО «КАМАЗ» заключило договор с КГТУ им. А.Н. Туполева

о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке нового типа двигателя внутреннего сгорания, заказчиком в котором выступил ОАО «КАМАЗ». В результате проведения работ было получено несколько патентоспособных решений.

Кто из сторон заключенного договора должен стать патентообладателем полученных технических решений? Почему?

Слайд 18 Задача 5. Патентное ведомство РФ выдало патент на промышленный образец патентообладателями

которого являются Голубев и Иванов, а авторами Голубев, Иванов и Минаков. Через некоторое время Голубев решил заключить лицензионный договор с фирмой ЗАО «Кварт», по которому ЗАО «Кварт» получит неисключительное право на использование запатентованного промышленного образца.

Должен ли Голубев получить разрешение на заключение лицензионного договора с ЗАО «Кварт» у Иванова и Минакова.

Слайд 19 Задача 6. Работая инженером на заводе «Вакууммаш» Хайруллин разработал конструкцию новой

установки. Впоследствии заводом был получен патент на изобретение защищающий конструкцию разработанной установки, а Хайруллин стал автором служебного изобретения. Затем завод стал производить и успешно продавать данную установку на рынке, а также заключил лицензионный договор, по которому неисключительные права на использование полученного патента передал заводу «Серп и молот» из другого региона РФ.

Имеет ли право Хайруллин на получение вознаграждения от использования заводом изобретения автором, которого он является? Если имеет то в каком размере?

Слайд 20 Задача 7. Изобретатель Петров оформил и отправил в Патентное ведомство Российской

Федерации заявку на получение патента РФ на изобретение. После проведения экспертизы Патентное ведомство решило отказать в выдаче патента РФ, мотивируя свой отказ тем, что на аналогичное техническое решение уже имеется патент США.

Правильно ли решение Патентного ведомства РФ? Почему?

Слайд 21 Задача 8. Работая совместно, группа изобретателей Меньшиков, Васильев и Гарифуллин разработали

новый способ обработки древесины и запатентовали его, став патентообладателями и авторами изобретения. После получения патента изобретатель Гарифуллин отделился от группы, и стал заниматься научной деятельностью отдельно, используя в своей индивидуальной научной работе полученный до этого патент.

Имеет ли право Гарифуллин использовать изобретение защищающий способ обработки древесины в своей индивидуальной научной деятельности, без согласия Меньшикова и Васильева? Если нет, то почему?

Слайд 22 Задача 9. Изобретатель Гизатуллин, получив новое техническое решение, отправил заявку в

Патентное ведомство РФ на получение патента на изобретение, впоследствии в январе 2000 года по этой заявке был получен патент. В связи с тем что Гизатуллин не нашел практического применения данному изобретению он с 2005 года перестал платить пошлину за поддержание патента в силе, соответственно произошло досрочное прекращение действия патента. В 2007 году Гизатуллин выяснил, что на одном из промышленных предприятий под названием ОАО «Полюс», с 2006 года начали использовать его изобретение, защита которого досрочно прекратилась в 2005 году.

Может ли Гизатуллин восстановить действие патента и требовать от ОАО «Полюс» плату за использование его изобретения?

Слайд 23 Задача 10. Одним из рекламных агентств был сделан рекламный ролик, в

котором использовалось музыкальное произведение, мелодия и слова которого являлись результатом народного творчества (народными).

Необходимо ли чьё либо разрешение на использование этого произведения в рекламном ролике.

Слайд 24 Задача 11. Программист Луценко написал и зарегистрировал в Государственном органе по

интеллектуальной собственности программу для ЭВМ реализующую новый принцип составления бизнес планов. Через год на рынке появилась другая программа фирмы «Фобос», реализующая тот же самый принцип составления бизнес планов. Узнав об этом Луценко обратился в суд с иском потребовав от фирмы «Фобос» прекращения нарушения его прав на новый принцип который реализован в его программе и возмещения ущерба.

Законно ли требование программиста Луцено к фирме «Фобос»?

Слайд 25 Задача 12. Художник Карпов являясь автором картины под названием «Море» подарил

эту картину жене своего друга Семеновой. Спустя год Семенова через художественный салон продала его картину «Море» за 30 000 рублей. Узнав об этом, Карпов обратился к Семеновой с просьбой дать ему часть средств от продажи картины.

Объясните, правомерна ли просьба Карпова?

Слайд 26 Задача 13. Работая над диссертацией, Лебедев использовал в ней отрывок из

книги профессора Степанова с указанием имени автора и названия книги. На защите диссертации присутствовал и Степанов, который был возмущен нарушением его авторских.

Имел ли право Лебедев вставлять часть произведения Степанова в свою диссертацию?

Слайд 27 Задача 14. Корреспонденты одного из телеканалов при подготовке видеорепортажа о мероприятии,

проходящем у памятника известного архитектора, сняли на фоне памятника людей, участвующих в мероприятии. В дальнейшем этот репортаж о мероприятии был передан в эфир.

Нарушены ли права архитектора при размещении видеорепортажа в программах телеканала?

Слайд 28И1. Охраноспособность изобретения 1/3
Порядок решения
Определить, есть ли в заданном

описании решение. Если из описания можно выделить хотя бы один признак объекта (нали­чие детали, действия, компонента), то решение есть:
Проверить, не относится ли заданный объект к неподлежа­щим правовой охране согласно Патентному закону РФ.
Выделить и выписать в функциональной последовательности все признаки заданного объекта.

Слайд 29И1. Охраноспособность изобретения 2//3
Определить наличие новизны. Сравнить поочередно сформулированные признаки

заданного объекта с признаками похожих объектов, известных из изученных в институте учебных дисцип­лин или из бытовой практики. Сделать вывод о новизне: если хотя бы один признак заданного объекта не известен, новизна имеется.
В случае, если по условию задачи сведения об изобретении раз­глашены, проверить, не опорочена ли этим разглашением новизна.

Слайд 30И1. Охраноспособность изобретения 3/3
Проверить наличие изобретательского уровня у каждого ново­го

признака: если рассматриваемый признак не вытекает явным образом из признаков объектов, известных из изученных дисцип­лин (указать из каких) или из бытовой практики (указать, откуда именно), то он имеет изобретательский уровень.
Определить наличие промышленной применимости. Вначале решить, дает ли заданный объект, по сравнению с известными объектами, технический эффект. Затем определить, имеется ли возможность осуществления этого эффекта известными в техни­ке средствами. Сделать вывод о наличии или отсутствии промыш­ленной применимости.
Сделать вывод о возможности (или невозможности) призна­ния заданного объекта охраноспособным изобретением.

Слайд 31И2. Определение к какому виду относится заданный объект.
Порядок решения
Провести анализ объекта,

выделить и сформулировать все его существенные признаки.
Определить, к каким группам типовых признаков видов объек­тов изобретений относится каждый из признаков заданного объекта.
Проверить, соблюдено ли требование единства изобретения. Если не соблюдено, разделить заданный объект на самостоятель­ные объекты.
Сделать вывод: к какому виду объектов изобретений относится заданный объект.

Слайд 32И3. Кто автор заданного изобретения
Порядок решения
Сформулировать и выписать все существенные

признаки за­данного объекта.
Выделить признаки, обладающие новизной.
Проверить наличие изобретательского уровня новых признаков.
Выписать фамилии авторов, предложивших новые признаки, обладающие изобретательским уровнем.
Сделать вывод о составе авторов.

Слайд 33И4.Расшифровка библиографической части


Слайд 34И5 Определение цели патентных исследований, вида поиска, глубину и широту поиска
Порядок

решения:
Определить цель патентных исследований.
Определить вид патентного поиска.
Определить широту поиска.
Определить глубину поиска

Слайд 35в1 Определение название изобретения. Формулирование его технического результата
Порядок решения
Выделить,

сформулировать и выписать все существенные при­знаки объекта.
Определить вид объекта изобретения.
Проверить соблюдение требования единства изобретения.
На основе формулировок признаков выбрать ориентировоч­ный вариант названия.
Проверить соответствие выбранного варианта требованиям к названию.
Проверить название на наличие лишних слов.
Скорректировать и окончательно сформулировать название.
Сформулировать технический результат изобретения.

Слайд 36В2 Сопоставительный анализ Выбор прототипа.
Порядок решения
Сформулировать и выписать все существенные признаки

ИТР.
Сгруппировать признаки ИТР по группам типовых признаков ви­дов объектов изобретений, определить к какому виду относится ИТР.
Записать признаки ИТР в таблицу сопоставительного анализа, предельно разукрупнив их и распределив по типовым группам.
Сравнить признаки ИТР с признаками аналогов, отметить в таб­лице наличие или отсутствие признаков ИТР у каждого из аналогов.
Определить прототип.

Слайд 37В3 Составить формулу изобретения 1/2
Порядок решения.
Проверить соблюдение требования единства

изобретения. Если в ИТР имеется несколько технических решений или показаны варианты решения, но требование единства не нарушено, опре­делить, необходима многозвенная формула или нет.
Выбрать вариант названия изобретения, проверить его соот­ветствие требованиям к названию.
Выписать из таблицы сопоставительного анализа все извест­ные признаки ИТР.

Слайд 38Составить формулу изобретения 2\2
Составить ограничительную часть формулы изобретения, объе­диняя и

укрупняя, в случае необходимости, выписанные из табли­цы формулировки признаков так, чтобы избежать повторений и сократить текст ограничительной части формулы изобретения.
Выписать из таблицы сопоставительного анализа все новые признаки ИТР.
Составить отличительную часть формулы изобретения, объе­диняя и укрупняя в случае необходимости формулировки новых признаков, выписанные из таблицы сопоставительного анализа.
Записать формулу изобретения (или ее первый пункт) в целом.
Аналогично составить последующие пункты формулы изобре­тения (если они необходимы).

Слайд 39В5 Описание изобретения 1/4
Порядок решения.
Определить индекс МКИ, для чего из описания

заданного объекта — ИТР (см. задача В 2) и формулировок его признаков (см. решение задачи В 2) выбрать ключевые слова, в алфавитно-предметном указателе (АПУ) к МКИ найти по этим словам ори­ентировочный индекс и, расшифровав по содержанию соответ­ствующего раздела МКИ, принять его окончательно.
В качестве заголовка описания изобретения принять название изобретения, составленное при решении задачи В 3.

Слайд 40Описание изобретения 2/4
Составить текст раздела «Область техники, к которой относит­ся изобретение»

на основании заданного описания объекта и ре­шений задач В 2 и В 3.
Составить текст раздела описания «Уровень техники».
Привести формулировку технического эффекта изобретения как вывод из анализа уровня техники. Она должна содержать способ устранения хотя бы одного из недостатков аналога и про­тотипа.
Описать раздел «Сущность изобретения».

Слайд 41Описание изобретения 3/4
Составить чертежи, иллюстрирующие описание (если они не­обходимы для понимания

сущности изобретения), соблюдая пра­вила их оформления. Если объект — устройство, чертежи обяза­тельны.
Составить перечень фигур чертежей.
Составить первую часть раздела «Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения».

Слайд 42Описание изобретения 4/4
Составить вторую часть раздела «Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения».
Показать,

что предлагаемое изобретение может быть осуще­ствлено с помощью известных средств, сделать вывод о наличии его промышленной применимости.
Привести подпись заявителя.

Слайд 43В6 Составление реферата 1/2
Составить характеристику области техники, к которой отно­сится изобретение

так же, как и при составлении описания изоб­ретения (см. лекции и примеры решения задачи В 5). К характе­ристике области техники, которая приведена в заданном описа­нии изобретения, надо отнестись критически — она может быть составлена по устаревшим правилам.
Сформулировать технический результат, достигаемый изобре­тением.
Описать сущность изобретения, свободно изложив все его су­щественные признаки. За основу при этом лучше взять формулу изобретения. Признаки можно излагать в их функциональной пос­ледовательности. В реферате допускается упрощать формулировки признаков или, наоборот, развивать, используя текст заданного описания, если это улучшает понимание сущности объекта изоб­ретения.

Слайд 44Составление реферата 2/2
Показать, как и почему из совокупности признаков изобрете­ния вытекает

технический эффект.
Если для понимания сущности изобретения необходим чер­теж, выполнить его или сослаться в тексте реферата на позиции чертежа, приведенного в заданном описании.
Записать реферат в целом.
Подсчитать количество знаков в составленном тексте (вклю­чая пробелы). Если получилось больше 1000 — 1100, сократить текст, не ухудшая возможность понимания сущности изобретения и не упуская ни одного из существенных признаков.

Слайд 45Классифицирование предмета поиска, предмета исследования 1/2
Порядок решения
Алгоритм классифицирования предмета

исследования в Международной патентной классификации (определение индекса МПК) имеет следующий вид:
Заходим на карту сайта www.fips.ru
В разделе Классификаторы заходим в МПК- 8 (или МПК 7)

Слайд 46Классифицирование предмета поиска, предмета исследования 2/2
Заходим в подходящий из 8-ми

разделов МПК
Выбираем подходящий класс выбранного раздела МПК и заходим в него
Выбираем подходящий подкласс выбранного класса и заходим в него
Выбираем подходящую основную группу выбранного подкласса и заходим в неё
Выбираем подходящие подгруппы выбранной основной группы и записываем выбранные индексы МПК предмета поиска

Слайд 47Пример. Провести классификацию шариковой ручки как предмета исследования.
1. Заходим на карту

сайта www.fips.ru

Слайд 482. В разделе Классификаторы заходим в МПК- 8 (или МПК 7)
Введение

в Международную Патентную Классификацию (МПК) 
Международная патентная классификация, Базовый уровень МПК на русском языке (International patent classification, Core level).
Международная патентная классификация МПК (8 редакция) на русском языке (International patent classification - 8 Edition).
Международная патентная классификация МПК ( 7 редакция) на русском языке (International patent classification - 7 Edition).
Международная патентная классификация МПК (6 редакция) на русском языке (International patent classification - 6 Edition).

Слайд 493. Заходим в подходящий из 8-ми разделов МПК


Слайд 504. Выбираем подходящий класс выбранного раздела МПК и заходим в него


Слайд 515. Выбираем подходящий подкласс выбранного класса и заходим в него


Слайд 526.Выбираем подходящую основную группу выбранного подкласса и заходим в неё


Слайд 537. Выбираем подходящие подгруппы выбранной основной группы и записываем выбранные индексы

МПК предмета поиска

Слайд 54Проведение патентных исследований с помощью Интернет 1/2
Порядок решения
Алгоритм проведения

тематического поиска в базе Роспатента с использованием сайта www.fips.ru
Входим в раздел «Информационные ресурсы»
Заходим в базы бесплатного доступа введением имя пользователя guest и пароля guest в соответствующие окна

Слайд 55Проведение патентных исследований с помощью Интернет 2/2
Отмечаем курсором базу, в

которой проводим поиск: «Рефераты российских патентных документов за 1994-2005 (рус.)»
Кликаем мышкой на позицию «Формулировка запроса»
Вводим в окно «Основной индекс МПК» индекс МПК
Получаем перечень рефератов российских патентных документов из 200 возможных
Поочерёдно просматривая рефераты и чертежи, отбираем необходимые для просмотра в «Открытых реестрах». Параллельно можно проводить именной или фирменный поиск, нажимая на позицию «поиск», расположенную рядом с фамилией изобретателя или фирмой патентообладателя или заявителя.

Слайд 56Пример. Найти полный текст описания изобретения № 2 211 755.
www.flps.ru
Ставим курсор на

«Ин-формационные ресурсы»
Заходим в появившийся слева раздел «Открытые реестры»

Слайд 574. Выбираем «Реестр российских изобретений»


Слайд 585. Вводим в поисковое окно номер документа


Слайд 596. Появляется текст описания изобретения с формулой изобретения, с библиографическим описанием

и чертежами

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика